Стеша, лошади и собаки

Бабушка, волей судьбы оказавшаяся в другой стороне от родного дома из Красноярска, настолько впечатлила моё детское воображение вдали от матери с отцом, что тот небольшой посёлок городского типа под чудным названием Киверцы долгое время жил в моём сердце самостоятельной жизнью. В праздники я приглашала мужа посетить мою маму. Мама по старинному обычаю готовилась к встрече гостей и накрывала стол. Мы приносили что-нибудь с собой - будь то алкоголь или подарки к празднику.

За столом я первая начинала вспоминать и всем приходилось слушать мою вступительную часть о посёлке моего детства. Что особенно помню, так это отсутствие интереса к этой теме со стороны мамы и сестры. Мама переходила на какую-то другую тему, поддержать мои воспоминания она не могла и я затухала. Далее переходили к темам насущным - обсуждалось поведение сестры. Были и разговоры ни о чём.

Прошло много лет со смерти моей матери. Я не вспоминаю уже тот посёлок, в котором провела несколько месяцев в общей сложности за два года, когда мне было шесть и семь лет.

Память воспроизводит совершенно другие события из той детской жизни - тепло и уют домашнего очага, созданный моей Стешей. Она родилась и выросла в Канске. Её окружением были лошади и собаки, любовь к которым она бережно передала моей маме, воспитывающейся на примере своего окружения. Ох, и страшное было время. Стеша научилась молчать из страха, заполонившего страну в годы репрессий. Мама влюбилась в кинематограф и девочкой пропадала в кинотеатре. Её кумирами стали артисты тех лет. Так перемолоть человека могли только жернова отчуждения. Мама говорила много чего, но из её слов уже нечего вспомнить.

Стеша вообще ничего не говорила.

Но память хранит только то, что хоть как-то связано именно с ней - Стешу, лошадей, собак и тёплый дом моего детства.


Рецензии