Деревенские воспоминания

Как хорошо, что наши родители оказались выходцами из деревни, а то пришлось бы нам с сестрой куковать все лето в пыльном городе.  Да и жизнь узнали настоящую в деревне, правда,   только в летний сезон, но нас это обогатило очень. И как оказалось,  по прошествии, многих лет, это были самые счастливые годы! Мы научились многому, в городе  с такими делами не приходилось сталкиваться. Чего только стоило  носить воду  коромыслом (ой, как тяжело было!)  И как смеялись девчонки деревенские над нами! Маленькая хрупкая деревенская девчонка носила легко тяжелые ведра, а мы коромысло обматывали тряпками и еле,  еле несли ведра куда меньше. Научились ставить самовар, колоть дрова, окучивать картошку.
А какие были замечательные вечера! Стадо встречали,  или я даже рано утром его провожала. Вечером ходили в клуб в кино,  в городе то нас отец не пускал. Деревенские были особенно рады индийским фильмам, могли смотреть его постоянно. А киношник,  который крутил фильмы, если ты неправильно давал деньги, говорил:  николай? В начале, я не понимала,  почему он называет русское имя, потом объяснили: почему так? Звучит как русское имя, а по- татарски: почему дал столько денег? Возвращались из кино в таких потемках, хоть глаз выколи, ничего не видно, никакого освещения нет, почти,  две или три лампы на всю деревню. И идешь на ощупь, постоянно спотыкаясь, а там бабушка ждала, ворчала. И конечно не могла заснуть пока мы не придем домой.  А вставать то ей нужно было с петухами,  провожать баранов. Корову она не держала, одни бараны, да куры. Деревенские, много скотины держали: корову, телят, баранов, кур, гусей, уток. Одинокие старушки,  конечно, не могли уже смотреть такое количества скота.
По дороге в магазин мне постоянно встречался гусак со своим семейством. Гусак был с характером, очень задиристый, всегда нападал на прохожих,  даже если те  старались его обходить и не связываться с ним. Гусаки, да и петухи кусаются больно. На себе пришлось испытать укус петуха. И,  разумеется,  всегда, когда приходилось идти мимо этого гусака, появлялся страх, и старалась как можно дальше его обходить. Но гусаку,  похоже, доставляло удовольствие то, что его боялись, и он все равно гнался за своей жертвой, как бы он ни был далек! В конце концов, мне это надоело, и я однажды не выдержала его наглости! Откуда во мне появилось смелость, самой бросится на него, я с ожесточеньем и злостью набросилась на него, схватила за шею и начала его крутить вокруг себя!!! Сделала несколько кругов и бросила его, он полетел далеко!!! Гусак был сражен, побежден!!! Я ликовала!  Теперь,  когда я ходила мимо него, он меня узнавал и отходил подальше. Надо же, гусак запомнил меня! Вот такая история произошла у меня с гусаком. А было мне лет 13. 14.
Вспоминается деревенский хлеб. Хлеб пекла каждая хозяйка. И был он у каждого свой, особенный. В деревню хлеб не возили, а раздавали зерно колхозное и возили его молоть в мельницу. Зерно держали в амбарах. Пекла бабушка хлеб, где то раз в неделю. Это было целое событие, занималась она этим с раннего утра, и чуть ли не до обеда. Выпекала много хлеба, караваев пять, шесть. А какой он был вкусный! Пробовала  хлеба соседей, но хлеб бабушки был особенно вкусным. Хлеб не черствел. И не покрывался плесенью как теперешние хлеба. Пекла она еще печенушки, мы их особенно любили. Как вкусно было есть гречневую кашу с молоком и хлебом! Вкуснотища! Вот только обделены мы были с сестрой овощами и фруктами. Наша бабушка сажала только лук и картофель. Соседи же сажали огурцы, помидоры, яблоки.  И как мы с завистью смотрели, когда соседские ребята ели все это.
 У нашей бабушки не было бани, и мы очень страдали от того, что не могли вымыться. Ходили купаться на речку, не просушивали хорошо волосы, и они вшивели. Хорошо,  что  я догадалась, как вывести  эти вши. Покупала дихлофос от мух, брызгала всю голову и одевала целлофановый пакет на голову, окутывала голову платком и так ходила часа два. Потом чесала волосы над платком, мертвые вши падали. Соседи иногда нас приглашали в баню, но вспоминали как то редко, то сразу же два соседа приглашало. Баня была проблемой номер один. Бабушка же наша мылась в месяц раз, ну может два.  Возможно,  она не любила просить, быть должной соседям. Когда мы с ней ходили в баню, мы не выдерживали того,  как она парилась. Парилась она тщательно, очень долго, да еще несколько раз. Как она выдерживала такое, да и возраст у нее был уже старый, за 70 лет. В бане бабушка проводила несколько часов! Мылась она похоже,  вперед на несколько недель. Потом она выпивала целый самовар чаю, такими железными кружками, не спеша, отдыхая, рассказывая нам разные истории.
Рассказывать она умела, слушать ее было интересно, а как она задорно смеялась!  Иногда она нам читала суры из корана.  Когда я ей говорила, что человек побывал на Луне, она смеялась надо мной как над дурочкой.- «Разве такое возможно вообще!»  Она так считала. Я ее любила. Она стала мусульманкой в 12 лет, как и полагалось. Знала арабский язык, были у нее старые, старые книги, возможно,  еще книги  ее родителей. Запомнилось мне,  как она рассказывала,  как тяжело было держать уразу в жаркий, длинный,  летний день, нельзя было сделать и глотка воды! И тогда она залезала в погреб, а там  было прохладно, он был внутри обнесен снегом, льдом.  Остыв, даже замерзнув, она выходила с новыми силами дальше держать пост. Бабушка нас с сестрой научила молитве, которую мы запомнили навсегда, благодаря ей.


Рецензии