Аверченко

Прозаик, драматург, журналист и издатель Аркадий Тимофеевич Аверченко родился в марте 1881 г. в Севастополе. Отец его был неудачливый мелкий торговец; ввиду его полного разорения Аверченко окончил только два класса гимназии. Доучиваться ему, как свидетельствует его «Автобиография», пришлось «дома, с помощью старших сестер». В 1896 году, пятнадцати лет от роду, Аверченко поступил конторщиком на донецкую шахту; через три года он переехал в Харьков на службу в той же акционерной компании.
Первый рассказ писателя  "Уменье жить" появился в харьковском журнале «Одуванчик» в 1902 г. Серьезной заявкой литератора явился рассказ "Праведник", опубликованный в Санкт-Петербурге в «Журнале для всех» в 1904 г. В период революционных событий 1905-1907 гг. Аверченко широко публиковался в недолговечных периодических изданиях и выпустил несколько номеров быстро запрещенных цензурой собственных сатирических журналов «Штык» и «Меч». Издательский опыт пригодился ему в 1908 г. в Санкт-Петербурге, когда он принял деятельное участие в реорганизации зачахшего юмористического журнала «Стрекоза». С 1 апреля 1908 г. «Стрекозу» сменил новый еженедельник «Сатирикон». Журнал сразу нашел себя: свое русло, свой тон, свою марку. Ориентировался он на читателя среднего класса, пробужденного революцией, живо интересующегося политикой и литературой. (Впрочем, известно, что «Сатирикон» любили не одни только разночинцы, Николай II,  ценивший рассказы Тэффи, так же был его постоянным читателем). Помимо завзятых юмористов, таких, как Тэффи и Саша Черный, Аверченко сумел привлечь к сотрудничеству в журнале Леонида Андреева, Самуила Маршака, Александра Куприна, Алексея Толстого, Сергея Городецкого и многих других. Постоянным сотрудником «Сатирикона» и вдохновителем всех журнальных начинаний был сам Аверченко. Помимо журнала выпускалась «Библиотека Сатирикона»: в 1908-1913 гг. было опубликовано около ста названий книг общим тиражом свыше двух миллионов, в том числе и первый сборник рассказов Аверченко "Веселые устрицы" (1910), выдержавший за семь лет двадцать четыре переиздания. (За ним последовали книги: "Зайчики на стене" (1911), "Круги по воде" (1912), "Рассказы для выздоравливающих" (1913), "О хороших в сущности людях" (1914), "Сорные травы" (1914), "Чудеса в решете" (1915), "Позолоченные пилюли" (1916), "Синее с золотом" (1917)).
В 1913 г. редакция «Сатирикона» раскололась, и «аверченковским» журналом стал «Новый Сатирикон» (1913-1918). «Сатириконовцы» чрезвычайно дорожили своей благоприобретенной репутацией «независимого журнала, промышляющего смехом», и старались не потакать низменным вкусам, избегая скабрезности, дурацкого шутовства и прямой политической ангажированности. Политической позицией журнала стала подчеркнутая и несколько издевательская нелояльность: позиция очень выгодная в тогдашних условиях почти полного отсутствия цензуры, воспрещавшей лишь прямые призывы к свержению власти, зато позволявшей сколько угодно осмеивать любые ее проявления, в том числе и самое цензуру.
Февральскую революцию 1917 года Аверченко со своим «Новым Сатириконом» приветствовал; однако последовавшая за ней разнузданная «демократическая» свистопляска вызывала у него возраставшую настороженность, а октябрьский большевистский переворот был воспринят Аверченко как чудовищное недоразумение. Его веселый абсурд приобрел после Октября новый пафос; он стал соответствовать безумию новоучреждаемой действительности и выглядеть как «черный юмор». В августе 1918 г. «Новый Сатирикон» был запрещен. Аверченко вместе с Тэффи поспешил уехать на Украину, на территорию, оккупированную немцами. Далее он уже один поехал в Ростов-на-Дону и, наконец, весной 1919 г. оказался в своем родном Севастополе. В это время он активно сотрудничал в белогвардейской газете «Юг России», постоянно выступая с антибольшевистскими памфлетами и фельетонами. В октябре 1920 г., после окончательного поражения белого движения, писатель отбыл в Стамбул. 
В эмиграции  вырабатываются новые типы рассказов Аврченко, впоследствии составивших книги "Дюжина ножей в спину революции" (1921) и "Смешное в страшном" (1923): антисоветский политический анекдот и стилизованные под очерки, но при этом утрированные в обычной манере Аврченко зарисовки и впечатления быта революционной столицы и гражданской войны. Опыт эмигрантской жизни, нелепо и жалко копирующей быт и нравы погибшей России, отразился в книге "Записки Простодушного. Я в Европе" (1923). В Стамбуле Аверченко, как всегда, совмещал творческую деятельность с организаторской: создав эстрадный театр «Гнездо перелетных птиц», он совершил несколько гастрольных поездок по Европе. В 1922 г. он поселился в Праге, где успел написать и опубликовать несколько книг рассказов и пьесу "Игра со смертью". Умер Аркадий  Аверченко в Праге в марте 1925 г.


Рецензии
Хорошо, что всмпомнили. Классик, он и есть классик! И очень многое из того, что написано им в эмиграции, актуально для России и сейчас.

Николай Орехов   03.02.2020 14:25     Заявить о нарушении
Спасибо за оценку!

Константин Рыжов   03.02.2020 14:51   Заявить о нарушении