Открытие охоты

   Я сидел на ступенькам своего дома, если его можно было назвать, это было старое здание состоящее их трёх квартир, и выстроенное из самана самого распространённого материала у нас в степи. Одна довольно обширная квартира была занята под продуктовый  магазин, в большей мере напоминающий деревенскую продовольственную лавку, так как, он сильно отличался от наших основных продуктовых магазинов по своему виду и внутреннему строению. Вторая квартира занята под жильё, которое занимала бабушка казашка с её внучкой. Мы же с женой и двумя маленькими сыновьями занимали третью квартиру, состоящую из двух комнат и обширного коридора с маленькой кладовкой. Это было первое жильё моей семьи и мы естественно были ему рады и благоустраивали его как могли. Рядом я пристроил помещение в котором у меня находились кролики, и небольшое помещение из досок для угля. Напротив я построил гараж в котором находился мой мотоцикл иж планета с люлькой, без которого жить в посёлке рыбаку и охотнику ну просто не возможно. Работал я в то время в школе учителем пения и физкультуры, но так как был ещё август месяц, я мог ещё спокойно воспользоваться несколькими днями моего летнего отпуска.
И так я сидел на ступеньках моего дома в тёплый летний день августа время было около одиннадцати часов  и ждал. Я забыл назвать дату, а это была пятница 25 августа, восьмидесятых годов двадцатого века. Я сидел наслаждался тёплыми лучами солнца день был ясный, и тело обволакивала лёгкая дремота, я никуда не торопился а просто ждал, ждал того что с минуту на минуту подъедет бортовой ЗИЛ 130  и остановится у моей калитки. За рулём естественно будет сидеть бывший мой одноклассник
Володя, а место пассажира будет занимать Пётр, его непосредственный начальник и наш общий друг и товарищ по охоте на водоплавающую дичь.  Я сидел и ждал, не испытывая беспокойства, мой рюкзак с продуктами, патронташи с патронами, резиновая лодка и охотничьи резиновые сапоги, всё было аккуратно запаковано, моя одежда соответствовала предстоящей поездке на два дня в степь на озёра. Ко всему тому я ещё занимал должность председателя Кумакского охотничьего общества и был рыб-охот инспектором Адамовского района мы тогда ещё относились к нему. И поэтому спокойно сидел и ждал, зная то, что ребята за мной обязательно приедут. Мой охотничий пёс поскуливал сидя на привязи, и смотрел на меня такими печальными глазами, как бы говоря: - Что же ты, хозяин опять без меня, а ведь завтра открытие охоты, кто тебе уток таскать подбитых будет? А молчишь.  Я встал со ступенек и подошёл к нему и гладя его по голове сказал: - Не обижайся Бим это другая охота и тебе там работы не будет. Я же не мог ему объяснить что мы едим на «Жетыколь», а это озеро в степи имеющее чашку, огромных размеров,  поросшее камышом и всё время охоты надо находится по колено в воде.
   Время шло, и вот заурчал мотор и возле моей калитки остановились те, кого я ждал. Друзья с улыбающимеся лицами вылезли из кабины автомобиля, подали мне руки и поздоровались.
Ну, что Петрович готов?
   Не смотря на мою молодость они обращались ко мне таким образом Петрович, я был не против того,  хотя Петровичу было всего двадцать четыре года.
-Готов, готов — ответил я улыбаясь сейчас загрузим моё имущество и поедем к Виктору с Серёгой, они уже наверное ждут не дождутся.
-Не торопись, складывай всё осторожно и аккуратно, хотя мы и положили соломы на ящики но всё равно будь аккуратен, - сказал Пётр
   Да меня в принципе и не надо было убеждать в том что в кузове надо быть поосторожней, дело в том что в ящиках находился взрывной материал. И Петру надо было что-то там, где-то по военной части взрывать, они оба работали у военных, и занимались взрывными работами, а так как место охоты находилось по пути с заданием ребят на субботний день, то Пётр и Владимир решили совместить это с поездкой на открытие охоты вместе с нами.
   Благополучно загрузив свои вещи в кузов автомобиля, положив рядом с собой ружьё в защитном чехле и удобно расположившись на ящиках покрытые соломой, мы тронулись в сторону дома Виктора где он нас ждал со своим племянником Сергеем. Мы  подъехали к Виктору, он  погрузил свои вещи и вещи Сергея в кузов автомобиля, затем они забрались в кузов и удобно расположившись на соломе.
-Ну, что трогаем спросил Володя, ничего не забыли, возвращаться не буду, сейчас по пути заедем в Золотой магазин, купим Столичной и поехали. -
   Скрывать не буду, мы все были немного и приятно возбуждены от того, что завтра на утренней зорьке открывается охота на водоплавающую дичь к которой мы, вся наша пятёрка загодя готовились, начищали ружья, готовили патроны, проверяли целостность охотничьих сапог и патронташей. И конечно же это было традицией выпить по рюмке водки, вечером у костра, за дружескими разговорами, перед утренней зорькой когда открывается охота.
    От магазина путь наш лежал в степь, степные дороги можно сказать были не плохие, если долго не было дождя, то они укатывались до состояния асфальта особенно в междуклетье хлебных полей.  Мы находящиеся в кузове особых неудобств не испытывали, автомобиль был порядочно загружен и его не очень потряхивало на кочках, иногда мы перекидывались несколькими словами, но говорить в кузове автомобиля идущего со скоростью пятьдесят, шестьдесят километров по степной дороге, было сложно. Поэтому мы молча поглядывали по сторонам, и каждый представлял себя уже на месте охоты, и просчитывал в уме свои действия.
    Я смотрел на степь, солнце стояло ещё высоко, иногда набегал слабенький ветерок, так как видно было наклоняющиеся ковылинки, кивающие своими метёлками. То там, то здесь можно было видеть сурка кормящегося невдалеке от норы, и готового юркнуть в неё при первой же угрозе со стороны. Стайки чибисов взлетающие и перелетающие с одного места на другое при приближении к ним нашего автомобиля.  И конечно же на всём пути нашего путешествия нас сопровождали песни жаворонков не очень высоко трепещущихся над степью. На реке «Верблюжке», мимо которой мы ехали, она находилась от нас метрах в трёхстах, стояли гурты крупно рогатого скота,  по степи ходили отары овец, в сопровождении пастуха на лошади, и сопровождавших его собак.  В то время степь была не так обжита и встретить кого нибудь отъехав от посёлка километров двадцать уже было проблематично, я имею встречный автомобиль или мотоцикл. Мы ехали по степи можно сказать в гордом одиночестве, за нами тащился пыльный след поднятый автомобилем, и постепенно оседающий за нами на дорогу. Изредка на буграх можно было видеть орлиные гнёзда,  с уже хорошо подросшим молодняком и уже пробующим своё крыло в полёте. Старые орлы кружили над степью высоко забравшись под облака нарезая круги. Степь жила своей обычной незаметной жизнью, дышащая спокойствием и разумностью происходящего. Но как бы долго не длилась дорога к месту назначения она всё таки заканчивается. Из кузова автомобиля нам уже виден был сплошной камыш окружающий огромное водное царство, наполненное всякой летающей и ныряющей живностью.
Небольшие зеркала чистоводов проглядывали сквозь камыш, но до них было не так просто добраться. Мы остановились  на берегу озера, там где путь к чистоводам нам показался не очень далёким, но мы прекрасно знали что идти туда к чистоводам придётся пробивая свою тропу через камыш. Первым делом мы поставили палатки, у меня была хороша брезентовая палатка с кожаным дном и вмещающая в себя трёх человек, вход плотно застёгивался и проблем с комарами было много меньше. Пётр поставил ещё одну палатку и мы могли впятером в них нормально разместиться в случае дождя. Обычно мы спали на открытом воздухе у костра. Сложив вещи в палатки мы занялись подготовкой хвороста для костра запасая его побольше чтобы ночью не отправляться на его поиски, чтобы поддержать огонь в нужном нам виде. Устроив бивак, мы убрали траву,  немного вскопали землю и расположили на этом месте наш костёр, и сразу же на треногу навесили чайник с водой. Достали припасы для перекуса и договорившись и дав строгую клятву друг другу выпиваем только по одной за открытие охоты, (утром то выходить в озеро), поздравив друг друг друга с открытием охоты, мы приняли по пол стакана столичной и хорошо закусили. И после того как мы приступили к чаю, начались наши речи излияния, можно так сказать.
   Предстоящая охота на утренней зорьке, нас волновала и без выпитой водки, мы были немного возбуждены и были в приподнятом настроении и без алкоголя. И каждый хотел что то рассказать. Петро о том, что завтра с утречка они с Володей поедут отработают своё задание что-то там взорвут и будут свободны до понедельника и с нами будут спокойно охотиться. Виктор нахваливал своё новое ружьё, как оно кучно бъёт и достаточно далеко.  Серёжка был начинающий охотник и пытался рассказать как он сбил свою первую утку с первого выстрела. Володя рассказывал что-то интересное из прошлогодней охоты, про новые пути перелётной птицы. Я попытался то же что-то рассказать, но поняв, что это бесполезно стал слушать иногда поддакивая то одному то другому.
    А вечер уже потихоньку обнимал нас и наш бивак, солнечные лучи уже спрятались за бугор, хотя бугром его назвать было бы трудно, Озеро «Жетыколь» лежало ниже степи  и постепенный подъём в поле степи можно было заметить лишь приглядевшись.
   Но солнце окончательно скрылось, нас постепенно окутала мгла, огонь костра на фоне ночи стал ярче. В камыше изредка можно было слышать какую-то возню с похрюкиванием, но на довольно большом расстояние от нашего костра. Свет звёзд с каждой минутой становился всё ярче, их иногда скрывало в ночи медленно проплывающее тёмное облако, из-за озёрного камыша медленно всплывала луна освещая всё это царство воды, и водоплавающей птицы.
    Со стороны озера с разных его мест доносился взволнованный гусиный гогот, покрякивание уток чем-то встревоженных, возможно их беспокоил лунь неожиданно вылетевший из-за камыша и тенью проскользнувший над ними.
   Наступил самый чарующий момент в ночной природе, свет поднимавшейся луны, мерцание ярких звёзд, шептание двухметрового камыша, сплошной стеной окутывающий озеро Жетыколь, свет яркого, но не большого костра на берегу, а вокруг удобно лежащие и беседующие о чём-то охотники, на расстеленных брезентовых плащах. Их одухотворённые и счастливые лица, иногда оглядывающиеся на степь, или пристально всматривающиеся в сторону озера, откуда изредка доносилось покрякивание уток, или шум похрюкивающих подсвинков из далёкого камыша.
   И я лежал возле костра на своём плаще, но можно сказать что, я был уже не здесь, а там на утренней зорьке и представлял себе, как мы пятеро идём друг за другом сквозь камыш, и прокладывая новую тропу вяжем узлы на камыше. Вяжем их для того, чтобы не заблудиться при возвращении назад на берег, к нашему биваку.
   Я иду последний в своих охотничьих сапогах, ружьё, патронташи  и сумка с патронами лежат в моей резиновой лодке одноместке, она привязана к моему поясу и я тащу её за собой. Руки у меня свободные я, как и мои товарищи вяжу узлы на камышах, чем больше узлов, тем виднее тропа и больше шансов не заблудится.
   Из камыша иногда взлетают утки но мы их пока не трогаем, да и бесполезно их стрелять упадёт в камыш и найти её там будет очень трудно, причём потеряешь много времени. Мы идём дальше ломая камыш, и вяжем узлы стараясь найти приличный чистовод, на котором без труда можно поднять сбитую утку. 
    Наконец-то нам повезло, и мы увидели перед собой огромное плёсо окружённое со всех сторон камышом, на котором мы могли всё пятеро расположится на приличном расстоянии, мы ещё не вышли из своей пробитой тропы и могли наблюдать плавающую в отдалении большую кормящуюся стаю лысух, среди них видны были быстрые и стремительные чирки, иногда взлетающие и опять садящиеся. Несколько кряковых дополняли эту утреннею картину. Но эта не вся дичь которая жила и гнездилась здесь на озере и мы конечно знали об этом. Переговорив между собой о том кто где встанет, мы потихоньку начали двигаться вдоль камыша, стараясь производить как меньше шума, что бы не вспугнуть дичь. 
    Мои часы «Полёт» показывали начало шестого утра, до открытия оставалось совсем не много времени и мы старались побыстрее занять выбранное нами место, чтобы удобно встать,  осмотреться, одеть патронташ, зарядить ружьё и сделать небольшое укрытие чтобы оно тебя скрывало от налетающей дичи.
   Вся трудность этой охоты заключалась в том что всё время охоты надо было находиться по колено в воде, и не возможно было присесть. Хорошо было тому кто имел резиновую лодку. Но мы нашли выход из этого положения и употребляли обычный не очень толстый кругляк заострённый немного снизу,  а сверху к нему прибивалась перекладина. Это приспособление втыкалось в дно и охотник мог на этой перекладине спокойно сидеть и охотиться. Но у меня была резиновая лодка и я если уставал стоять, просто ложился в неё и садился для отдыха. 
     Хождение по воде на всём протяжении охоты накладывало ещё одну трудность, охотник имеющий в руках ружьё и тройку патронташей на себе, не мог себе позволить складывать в ягдташ сбитую дичь и носить её на себе, поэтому к поясу привязывалась верёвка и к ней уже привязывалась сбитая дичь и охотник её просто волочил её за собой по воде, что намного облегчало его охоту.
   Я подошёл к выбранному мною месту  и осмотрелся, мои друзья уже стояли на своих выбранных ими местах и делали из камыша укрытие, из которого можно было бы хорошо видеть налетающую дичь с любой стороны и при надобности присесть чтобы тебя не было заметно. Я принялся за те же действия, что и мои друзья, но мне надо было ещё устроить место для лодки, чтобы она мне не мешала при охоте и что бы к ней я имел свободный доступ, в общем повозиться мне пришлось достаточно, осмотрев дело рук своих, я остался доволен и посмотрел на часы, без пяти шесть утра. Сейчас должен раздастся первый выстрел и утка начнёт метаться над всем озером увеличивая тем самым шанс охотника на качественный выстрел.
    Но от моих грёз отвлёк меня голос Виктора, - Петрович, ты где? Пора спать уже двенадцать ночи, утром в озеро, подъём ранний. - Да, да ответил я Виктору, ты совершенно прав надо спать, и я с сожалением возвращался в действительность, и видел улыбающиеся лица моих друзей, смотревших на меня с интересом. Видно моё отсутствие, мысленное, совершённое мною они заметили, но не тревожили меня в моих грёзах. Кто заворачивался в брезентовый плащ положив под голову рюкзак, собираясь спать у костра, кто направлялся в палатку стараясь обезопасить себя от комаров.  И я тоже стал устраиваться возле костра, подкинув в него немного хвороста.
    Ночи летние короткие, но я прекрасно знал, что мы хорошо выспимся и с утра будем бодры и веселы. Та энергия, которой нас подпитывала земля и космос, ведь мы находились в прямом с ними соприкосновении, лёжа на земле у костра под открытым небом. Полностью восстановит наши силы и даст крепкий спокойный сон, после которого мы все повторим те действия о которых я грезил не задолго до этого. Будет охота, и будет первый выстрел в шесть часов утра, и сердце охотника начнёт учащённо биться представляя то, как на него будет налетать его первая дичь в этом охотничьем сезоне.
                03.02.2020г.


Рецензии