К феноменологии формы или зри в корень

(из дневника)

Проходил мимо белой доски с моими схемами и рисунками к подростковому разбору и задумался о примате формы над содержанием. Не должна форма довлеть, а довлеет.

В прошлом году я начал рисовать. Не по вдохновению, жизнь заставила. Вдруг подумал, что с наглядностью подросткам будет легче воспринимать библейские уроки, и начал набрасывать на маркерной доске иллюстрации к основным идеям разбора. Придумываются они довольно легко, а основных идей у меня обычно несколько, поэтому я сразу делю доску на четыре части и после подготовки конспекта, а иногда параллельно с ней заполняю эти части схемами и рисунками.

И почти сразу несколько человек из моего окружения сказали: «Саша, ты так хорошо рисуешь!» Ничего особенного, конечно, этакие векторные клипарты от руки, художественности в этих картинках ноль. Но для меня сейчас действительно не проблема с первой попытки изобразить то, что у меня в голове.

Пытаясь объяснить это для себя – ведь все тридцать девять предыдущих лет рисование наоборот было для меня проблемой – перебрал несколько возможных объяснений. Может быть, это просто прямое благословение Божье, ведь эти рисунки используются мной в служении, и я вообще не думаю о том, чтобы получить похвалу, но стремлюсь сделать библейские истины более доступными для подростков.

Может быть, дело в том, что я несколько лет занимался резьбой, и рука обрела необходимую твердость при выведении контура.

Может быть, это связано с тем, что я уже годы увлекаюсь фотографией и одно время штудировал теорию, и если что-то в фотоделе и понял, так это азы композиции.

Да, возможно, дело в одной из этих причин либо в трех одновременно либо в какой-то другой либо в трех этих и в чем-то еще. Сегодня подумал про такое возможное «что-то еще».

До сих пор, когда я рисовал, я был всецело сосредоточен на форме – как достоверно передать фигуру человека, пейзаж, кувшин с яблоком или что-то еще. В окружающей реальности меня интересовал внешний ее слой, и уже на этом первом барьере я спотыкался в процессе познания и творческого подчинения действительности. Может, спотыкался оттого, что был сосредоточен не на том?

Когда я готовлюсь к разбору Библии и провожу его, я действую не на уровне оболочек и форм, я занимаюсь идеями, принципами, законами, причинами, отношениями и другими внутренними движениями и связями реальности. И когда я воспринимаю и описываю внутренний уровень действительности, уровень внешний сдается без особых осадных мер.

Другими словами, зри в корень – и овладеешь тем, что корнем движимо.

Может быть, я ошибаюсь, и дело не в этой четвертой причине, а в одной из первых трех. Но если это рассуждение сколько-нибудь верно, не поможет ли оно понять, почему так трудно перескочить в литераторстве от ученического уровня на уровень мастера?

Пока я занят укрощением внешней ткани стихотворения (размер, звукопись, рифма и т.п.) и пока я пытаюсь описать лишь видимую часть жизни, я остаюсь на уровне копирования. Творчество начинается с проникновения под ткань происходящего.

Отдельно стоило бы порассуждать о подходе, при котором в христианстве пренебрегают сутью за счет формы, начинкой за счет оболочки, духом заповеди за счет буквы заповеди.

04.02.2020


Рецензии