Трактат о Песне

Даже фотообъектив не может претендовать на стопроцентную объективность взгляда. Я, как субъект, зависящий от собственных воли и сознания, однозначно предвзят, откровенно пристрастен и оголтело субъективен. И, как субъект, поющий собственноручную песню, я не очень позитивно отношусь к слову "бард". Не к самому слову, а к переносу средневекового понятия на современное смысловое определение человека с гитарой у костра. Потому что бард средневековый зачастую был не только певцом, но и должностным, прикормленным лицом при дворе короля или дворянина. И в задачу барда входило устное (в песнях) и письменное (в летописях) воспевание своего хозяина, а равно критика его недругов. Соответственно, бард — нечто между придворным шутом и летописцем. Кроме того, я субъективно ощущаю звуковую созависимость слов "бред", "бард" и "бардак", что негативно сказывается на моём восприятии определения.
Аналогично и слово "менестрель" не подходит для описания существа вида Homo Sapiens, известного своею бескорыстною любовию к сочинительству и исполнению песен, тогда как настоящие менестрели за сочинительство, пение и аккомпанемент профессионально срывали не только овации, но и толику денье и солидов.
Словосочетание "самодеятельная песня" в определённый период вроде бы неплохо отражало сущность процесса. Ведь в плане самодеятельности мы однозначно впереди планеты всей: физики музыку лабают, лирики гайки крутят, аграрии порчу и сглаз снимают, политики лапшой кормят. Однако и этот термин оказался с подмоченной репутацией: его ввели сверху, через ЦК ВЛКСМ, следуя старому армейскому правилу – "не можешь прекратить пьянку – возглавь её".
О том, откуда и при каких обстоятельствах возникло название "авторская песня", выясняют уже полвека. Кто приписывает его Владимиру Высоцкому, кто Юрию Визбору, кто Владимиру Фрумкину… Спорное название. Хотя бы потому, что авторы есть у любой песни: рок-н-рольной, попсовой, джазовой. И спорное потому, что масса хороших исполнителей авторской песни не являются авторами ни стихов, ни музыки. Кроме того, оно не совсем корректно, так как предполагает обозначение данным словосочетанием определённого жанра, но именно жанром так называемая авторская песня не является.
На тему жанровости авторской песни защищён ряд кандидатских диссертаций, в пылу споров сломаны не только копья, но и колья о спины оппонентов, однако чёткого и единого мнения, чёткой и единой терминологической системы, связанной с бардовской/ самодеятельной/ авторской песней, до сих пор не существует. И не мудрено: ведь "жанр (от французского genre — род) — понятие, отражающее наиболее существенные свойства, совокупность формальных и содержательных особенностей произведения". Что в переводе на нормальный язык означает примерно следующее: жанр – это нечто достаточно узкое, целенаправленное, и посему любой индивид, даже не особо обременённый музыкальной эрудицией, запросто отличит диско от кантри, рок от блюза и рэп от попа. Жанры сформированы наборами условий, а какие формальные условия могут определять песню неформальную?
Проведу следующую аналогию: и водитель автобуса, и водитель-дальнобойщик — представители одной, казалось бы, профессии. Но автобусник привязан к маршруту, как музыкант оркестра к партитуре. Ежедневно один маршрут, чёткие паузы-остановки, выдержанный ритм-скорость движения. В случае любого форс-мажора или форс-минора рядом есть подмога: диспетчер-дирижёр, опытные настройщики-механики и сменщик-виртуоз. А водитель-дальнобойщик — один в поле воин: он самостоятельно решает вопросы и с ГИБДД, и с таможней, с представителями загрузчика и получателя, он сам выбирает скорость, места и длительность остановок, и зачастую даже маршрут: его траекторию определяют только пункт и срок доставки. Это больше, чем профессия, это образ жизни. У автобусника и дальнобойщика разный быт: один отработал смену и домой, второй живёт в машине годами — а бытие определяет сознание, отсюда и разный взгляд на события, разная философия. Подчеркну: не транспортное средство определяет философию водителя, а совместная жизнь вместе с этим средством, их симбиоз.
Но ведь и в песне так: автор текстов эстрадных шлягеров работает по накатанному маршруту, композитор выдаёт на-гора проходные мелодии, проверенные вкусами (или безвкусицей) определённой категории людей, они "автобусники". А человек, именуемый бардом, не связан условностями: он пишет, не думая о дипломах, гонорарах и прочей мишуре; он дальнобойщик, человек с иными степенями свободы.
Так называемая авторская песня стоит в особом ряду потому, что она пишется не под сиюминутные требования рынка и публики, не ради конъюнктуры; она природное явление, типа грозы или землетрясения, не всегда предсказуемое, оцениваемое лишь по последствиям. И как тут не вспомнить термин "гитарная поэзия", предложенный некогда профессором Оксфордского университета Джерри Смитом. Вслушайтесь: гитарная поэзия! Это звон мартовской капели и июньского комара; гул шмеля и дальних дорог; шуршание снежинок и разбойничий свист ветра, грохот водопада и безмолвие неба... Гулко, неброско, горько и остро труб водосточных альт... Поэзия, а не "текст слов"(©Ю.Ким). Стихи от слова стихия, которая всегда внезапна. Шторм, ураган, цунами, накрывающие тебя с головой океаном слов, из которых ты сооружаешь плот, простой и надёжный — порой неказистый на первый взгляд, но неизменно выносящий на берег. Гитарная поэзия – это определение без конъюнктурной шаблонности и замусоленной претензии на звёздность, без ампирной вычурности и золотого шитья в стиле перевязи Портоса…
…Впрочем, если вам милее привычное название авторская, бардовская или самодеятельная песня , спорить не буду. И даже если вы считаете её жанром — тоже возражать не возьмусь. Ведь вы так же однозначно предвзяты, откровенно пристрастны и оголтело субъективны, как и я, а следовательно – так же, как и я, безусловно правы в своих заблуждениях. А песня... да пусть хоть самоварной назовут, была бы действительно — Песня.


Рецензии
Здравствуйте, Константин! Интересные рассуждения, и не скажу, что на пустом месте. В самом деле, любая песня ведь авторская, даже народная, только имя автора до нас не дошло. Гитарная поэзия - неплохо, но непривычно как-то. А вот с последней строчкоя я совершенно согласен.

Михаил Бортников   11.01.2021 19:02     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Михаил! Спасибо за отзыв. И за включение в список шестисот)Рад встрече с коллегой!

Константин Рыбаков   21.01.2021 21:20   Заявить о нарушении