О моей работе на маяке Шойна

Рассказ из моей новой книги "Гремиха и Шойна. Два посёлка, но одна судьба".

Можно сказать, что это была та же служба, управление маяком находилось в одной из морских воинских частей расположенной в Гремихе. Там находился отдел кадров, где мне выписали трудовую книжку. Я считал, что как бы вторично принял “Присягу”. В трудовой книжке было записано “Торжественное и клятвенное обязательство дал”. С Гремихи приходило на маяк судно, на котором привозили продукты, уголь и все необходимое для работы маяка в зимних условиях. Военные моряки, выезжающие на берег, удивлялись и спрашивали нас “Как вы тут живете и ходите по этим пескам?”

Работать на маяке мне помогали знания, полученные во время службы в армии. Обслуживание нормальной работы радио и светового маяков требовали постоянного внимания и оперативного устранения неполадок в случае их появления.

В техническом здании, где размещались радиопередатчики и другая аппаратура, было свое электро обеспечение от аккумуляторных батарей, свое тепло обеспечение с котелками на угле. Так, что во время восьмичасовой смены приходилось не только смотреть за постоянным “морганием” маяка, своевременной подачей радиосигналов “ШН” (Шойна), но обслуживать двигатель для зарядки аккумуляторных батарей, подкидывать уголь в котел и многое другое.

Те, кто работали в те годы со мной, а это Шишелов Николай Павлович – начальник маяка, старший техник – Пестов Виталий Спиридонович, техники Поповы Иван и Зинаида, Попов Александр Васильевич, Шишелова  Галина Дмитриевна и другие, составляли сплоченный и дружный коллектив.

Николай Павлович Шишелов, один из представителей династии маячников Шишеловых (Терско-Орловский маяк).

Пестов Виталий Спиридонович, по специальности радист,  до работы на маяке плавал на малом рыболовецком тральщике. Проработал на маяке более 25лет.

Семью Поповых, Ивана Евгеньевича и Зинаиду Алексеевну, перевели в Шойну с маяка на полуострове Святой Нос, Гремиха. Ранее они работали на острове Сосновец.

Маячник это, прежде всего романтик: находиться один на один часами с шумом моря и ветра не каждому дано. Хотя поселок и был близко, но в ночное время, во время сильных штормов и метелей все равно ощущаешь себя отделенным от людей, ответственным за все, что тебе поручено. Ведь от того светил ли маяк, подавали ли радиосигналы передатчики, зависела судьба людей, плывущих на судах в море и ориентирующихся по этим сигналам. Если перегорала лампочка на башне маяка, ходили ее заменять.

Поднимались по винтовой лестнице башни маяка (высота над уровнем моря порядка пятидесяти метров) на самую верхушку и производили замену перегоревшей лампы. В ветряную погоду вершину башни покачивало. В техническом здании все работает, ты на этой башне в нескольких сотнях метров от здания меняешь лампу. Кругом темнота. Внизу бурлящее и пенящееся море. В башне свист ураганного ветра. Покачивающаяся верхушка маяка. Ну чем не романтика?

Маячник это специалист на все руки. После армии я насчитывал у себя до двенадцати специальностей, полученных там. И почти все они пригодились для работы на маяке. Радиомеханик, электрик, аккумуляторщик, дизелист…. Кроме того и кочегар и конюх и грузчик….  Учился эти годы заочно на физико-математическом факультете Архангельского педагогического института.

Чем занимался ещё кроме работы? На маяке без охоты и рыбалки невозможно прожить. Поэтому большинство из нас были заядлыми охотниками и рыбаками. Помню, в 1972 году купил одностволку 16 калибра и первым трофеем был заяц. Стреляли гусей, уток, куропаток в тундре. Охота говорят хуже неволи. Как мы ждали весеннюю охоту, прилета гусей, как готовились к ней, знают только шоинские мужики.
Но были и свободные минуты и тогда я занимался. Один на один с шумом моря и ветра, а во время зарядки аккумуляторов под стук двигателя постигал высшую математику, выполнял контрольные работы по математическому анализу, теории вероятности и другим наукам.

Выехать в Архангельск было не просто – один или два раза в год. То распутица, то самолетов нет. За короткую сессию удавалось сдавать по 5 – 7 зачетов и экзаменов.

Помню один раз весной сессия, а самолеты не летают. Прилетел военный вертолет с города Мирный. Марфа Артемьевна Фролова, председатель исполкома, договорилась с военными и меня взяли на вертолете до Архангельска. В вертолёте летели высокие военные чины. Запомнилось, что на полу вертолёта были разосланы ковровые дорожки.

Работая на маяке, получил первое офицерское звание – младшего лейтенанта.
Скучать было некогда. Кроме учебы в те годы был еще пропагандистом в территориальной парторганизации. Молодой 25 летний парень вел политзанятия в сельском Совете.

Многие из моих слушателей были уже пожилого возраста. Их нужно было заинтересовать чем-то так, чтобы на занятиях не было скучно. Я нашёл выход. Кратко рассказав о событиях в мире и поделившись своими знаниями по общественным наукам (политэкономия, диалектический и исторический материализм, философия), их изучал самостоятельно при подготовке к сдаче в институте экзаменов, я переходил к обсуждению местных событий и проблем. Наверное, неплохо у меня получалось, потому что в 1971 году меня наградили грамотой первого секретаря Ненецкого окружкома партии, как лучшего пропагандиста, а в 1974 году пригласили работать в окружком партии в город Нарьян-Мар в отдел пропаганды и агитации. Так и закончилась моя работа на маяке Шойна.

Вернулся в Шойну уже в 1976 году директором Шоинской средней школы, после успешного окончания пединститута. Эту школу я окончил в 1965 году. Проработав в этой должности восемь лет, в 1984 году выехал из Шойны в город Новодвинск, где проживаю и по настоящее время.


Рецензии