Кровавый меридиан

Наткнулся в библиотеке на книгу "Кровавый мередиан", на обложке которой в красных лучах восхода красовался ковбой на фоне горы Castellan в пустыне Чиуауа, так похожую на высокую тулью ковбойской шляпы. Некоторое время назад я видел эту гору вживую, на расстоянии вытянутой руки, и не узнать её было невозможно.

Автор книги – Кормак Маккарти, коренной американец. Описываемые события – середина XIX века, граница Мексики и Техаса, от городка Сонора (в котором мне довелось ночевать) до Калифорнийского побережья. Ну как не пройтись по знакомым местам! Прошёлся… Преддверье Гражданской войны в США, годы 1840-й – 1850-й. Под лозунгом "бей индейцев, спасай Америку" все воюют против всех: американцы против мексиканцев и индейцев племён яки, апачи, крики, команчи, кайова, шайенны и арапахо; индейцы против мексиканцев и американцев, а также между собой; мексиканцы готовы платить американцам за защиту от индейских набегов и индейцам за ненападение. Золото, как катализатор, из европейского сброда выделяет самых отстойных представителей, начинается "охота за скальпами": мексиканцы щедры, оплата поштучно. Когда не удаётся догнать индейцев, скальпы снимаются с самих же ненароком подвернувшихся мексиканцев, да и со своих черноволосых тоже – кто там потом разберёт, с чьей макушки содран пучок волос. Вооружённое отребье то углубляется в мексиканские владения, то движется на север, но всюду вместе с ним движется страх. Пьянка до невменяемости, насилование женщин, и кровь, кровь, кровь – бессмысленная, жестокая резня за несколько монет, на которые снова можно купить виски и мескаль, табак и порох.

Кстати, первыми снимать скальпы стали не "кровожадные" индейцы, а европейцы. Известно, что еще в 11 веке граф Уэссекса имел обычай собирать скальпы побежденных врагов. Возобновил сию славную традицию полковник Картер.  26 июля 1722 года в Бостоне была обнародована декларация, провозгласившая войну индейцам. Одним из ее пунктов было положение, которое предписывало выдачу вознаграждения за снятые с индейцев скальпы, как прямое доказательство их убийства. За каждый скальп воина (априори считавшийся снятым с индейца) можно было получил 100 фунтов. Немалые деньги в то время! И если до бостонской декларации скальпировали мёртвых врагов, то после нее, ради большей скорости, количества и выгоды, и белые, и индейцы стали скальпировать своих жертв живьем. Индейцы до этого с убитых врагов срезали только локоны волос, обматывали ниткой и пришивали к одежде.
Закончил Картер плачевно: все его воинство было вырезано ирокезами, а подоспевшие на выручку регулярные английские войска нашли поле вкопанных ружей с развешанными на них скальпами.

Один из эпизодов книги - рассказ охотника за бизонами охотнику за скальпами: на севере Техаса, Оклахомы и Арканзаса за пару месяцев в 1850-м году истреблено 8 000 000 – именно так, это не описка – восемь миллионов бизонов! В целом до 1875 года их популяция сократилась с пятнадцати миллионов голов до одного. К 1879 г. бизонов на равнинах не осталось. Охотники при неофициальной поддержке армии (они получали от военных бесплатные боеприпасы) подрывали саму основу образа жизни степных индейцев. Свежеснятые шкуры, растянутые для просушки, покрыли многие сотни квадратных миль, туши никому не нужного мяса валялись тут же, разлагаясь под жарким южным солнцем: ещё один пример бездумной, рафинированной жестокости, "оправдание" которой одно – Мистер Доллар. Собственно, на этом фоне становятся более понятными всплески массовых расстрелов в США школьников и студентов их сверстниками – память предков. Геном "охотников за скальпами". А в новостях сообщают, что в США на сегодняшний день в частных руках находится более трёхсот миллионов единиц огнестрельного оружия – то есть практически у каждого, включая малолеток и дряхлых дедов, по стволу. И вспомнился вдруг Антон Павлович, писавший литератору Александру Лазареву-Грузинскому в 1889 г.: "Нельзя ставить на сцене заряженное ружье, если никто не имеет в виду выстрелить из него". Прав был Палыч. Однако на западе, и в США в том числе, больше любят (а точнее – ценят) "Преступление и наказание" Достоевского, а также его "Идиота": сказанная князем-идиотом фраза "Красота спасёт мир" у практичных янки вызывает усмешку и желание довооружиться. И как-то под другим углом вдруг увиделся американский флаг: белые и красные полосы, тринадцать полос. Перманентная война белых и красных. К началу XX века "белое и пушистое" население США практически уничтожило краснокожих аборигенов, после чего переключилось на войну с "красной" Россией. Победив СССР, ищет врага в красных песках Северной Африки и Ближнего Востока: Тунис, Сирия, Египет, Иран… Скальпы и протухшее мясо бизонов – золотой запас Ротшильдов и Рокфеллеров, их "золотой стандарт", гарантия устойчивости доллара и мира. Их мира.


Рецензии