557. Хуторская чертовщина. Вечерний гость

                Хуторского чёрта хлёстко всколыхнуло известием, изрядно подпортив ему настроение,   лишив праздного спокойствия и полного ничего неделания тем, что хуторской народец в лице мужского населения, решился на некую авантюрную идею, отправится на заработки на строительство железной дороги.
                С одной стороны, думал Злотазан, дело пустяшное, особой выгоды для него не представляющей, так только пустая трата сил и времени, но с другой стороны появилась возможность проучить и научить уму разуму недальновидных хуторских мужиков.
                А для этого пришлось слегка напрячь мозги и тут же понеслось, в его голове мелькали план за планом страшного возмездия, один  коварнее другого.
             Перед его глазами мелькали всевозможные картинки предстоящих дел, отчего даже почувствовалось некоторое расстройство здоровья и нервного перенапряжения.
                Но взяв себя в цепкие руки, хуторской чёрт принял довольно простое решение, а чего это ему вдруг лезть поперёд предстоящих событий, чего зря надрывать себе пупок одним махом, когда всё это можно разложить по полочкам и действовать сообразно суете нахлынувших событий.
              Не надо быть большим конспиратором и невидимым шпионом, чтобы оказаться в гуще хуторских дел, для этого достаточно было взять с собой пару бутылок водки из подвала, да зайти в гости в одно из злачных мест.
             Я вас уверяю, такое уже имелось в данном хуторе и не одно, только надо было знать, когда и в каком месте собрались, ведь как говориться, сегодня гуляем у меня, а завтра у товарищей.
            Злотазан не настолько был глуп и не дальновиден, имел кое – какие соображения на счёт того, чтоб сразу  уловить и оценить масштабы предстоящего мероприятия.
              Провеяв мысли в голове и отобрав самые значительные, приступил к действиям.
               
                И в то время, когда хуторской чёрт был занят своими коварными замыслами, ранним вечерком, во двор Николая Попова зашёл с узелком в руках двоюродный брат шурина жены.
                Зашёл этот самый двоюродный брат шурина по просьбе образовавшейся артели, где и сам имел место быть среди этих искателей побочного заработка.
             Скромно пробираясь по двору,  был окликнут женой Николая, делая частые поклоны головой и постоянно извиняясь, попросил  позвать мужа для одной очень важной беседы.
              Конторщику Николаю такие домашние визиты были хуже горькой редьки, хотелось полного покоя после трудового дня, а его как ни кстати отвлекают от отдыха всяким пустячными делами.
              Жена Николая, женщина сообразительная в подобных случаях, с ходу оценила довольно пухлый узелок в руках родственника, вытерев руки о передник,  сказав, что сейчас позовёт, скрылась в дверях сенцев.
                Спросите, как я правильно понимаю, из любознательности и  для интереса, а что же принёс с собой двоюродный брат шурина в узелке, так я вам скажу, на собранные совместные деньги в станичной лавочке было куплено:
1. Одна бутылка водки «Белоголовка».
2. Колечко колбасы,  (такой вкусной, что только от одного запаха               
                слюньки бегут).
3.Полтора фунта конфет и большой кулёк пряников.

                Вполне приличный гостинец, чтоб проявить первоначальный интерес по довольно важному вопросу, так думали новоявленные артельщики.
              Если честно сказать, то Николай с детских лет недолюбливал своих родственников, а причина тому банальна до простоты, в годы его нищенского существования их семейство не особо приглашалось на всякого рода там празднования и торжества, как – то без них обходились.
                А ведь его отец Василь Харитонович, да и дед Харитон были людьми не последнего порядка.
                Так вот, когда Николай вдруг пошёл в рост, то и сразу вспомнили о них, Поповых.
               Теперь каждый из них первым делом спешил пригласить их в гости, жаль только одного, что его дед не дожил до такого почётного времени, а то бы он непременно восгордился своим внуком.
 
              Вот теперь, если посмотреть да посчитать все родственные связи  до седьмого колена, то окажется что все жители хутора в какой – то степени доводятся ему родственниками.
              Но не в этом соль, не любил он когда его беспокоили по всякого рода делам, к которым он не имел ни малейшего отношения.

                Раздобревший Николай Попов, появился в проёме дверей сенцев на ходу вытирая руки о рубаху от  груди к пузу и подобным образом в обратной последовательности, детская привычка от которой довольно сложно избавиться даже в такие зрелые годы.
                На любезное приветствие двоюродного брата шурина, ответил едва заметным кивком головы с прикрытием глазам, в упор уставившись в нежданного гостя всем своим видом давал понять, что тому конкретно требуется от него.
                Вместо того, чтобы сразу приступить в делу и назвать причину своего прихода, дальний родственник начал свой заход мыслей из далека, затем понёс такую околесицу, что тут сразу и не понять, собственно чего – то ему от Николая надобно.
               Стоять и выслушивать не совсем связанную речь, Николай видимо устал, повернувшись в пол оборота, крикнул в открытую дверь:
                -Любаня! Выйди на минутку!
          Когда та появилась на пороге сказал ей:
                -Прими гостинец, а мы отойдём в сторонку, немного побеседуем.
       Присев на завалинку  и позёвывая, прикрывая рукой рот, Николай стал вникать в сказанные слова гостя.
             Раз принял дары, то будь добр хотя бы выслушать, таково было его правило, которому надоумил его старый Григоренко.
                Когда гость завёл разговор насчёт образовавшейся хуторской артели, собиравшейся на заработки, то Николая внезапно посетила довольно умная мысль:
                «Будет ли ему от этого какая – то выгода»?
         Появился интерес, конторщик стал задавать наводящие вопросы гостю, из чего стало понятно, что желающих набралось более двадцати человек.
          Не надо быть наивным дураком, чтоб от такого большого пирога не  урвать себе жирный кусок, ну или хотя бы отщипнуть зажаристую краюху.
            В воздухе явно запахло деньгами, и как видим не малыми, чем в свою очередь очень был озабочен Николай.
                Ведь ему в своём дворе уже было тесно, обновленная хата, постройки  и всякого рода хозяйственные средства, с живностью и птицей, а захотелось своего, личного.
                У него с недавних пор появилась мечта, отделившись от отца, построить себе нет не хату, а подобие большого дома, которые ему приходилось видеть в уездном городе.
                Так сказать, выделиться на общем фоне хутора, чтоб походило наподобие усадьбы в поместье,  чтобы любой проходящий или проезжающий с завистью говорил:
                -А вот здесь живёт Николай Попов.
          Или скажем, спросят, как найти Николай Васильевича и каждый хуторянин укажет на его двор с домом.
            Приятно ведь, почёт и уважение штука полезная, а там глядишь и до управляющего поместьем не далеко.
            Мечты, если к ним подходить с умом  да воспользоваться  реальной возможностью, то будьте уверены, обязательно сбудутся, пусть малая их часть, но обязательно сбудется, главное не проявлять излишнюю поспешность, иначе выйдет как в той поговорке.
              Николай почувствовал своим нутром, что  совсем рядом пахло денежными знаками и упустить такой шанс, будет большой оплошностью с его стороны.
                И когда засланный артельщик намекнул на счёт того, что вся эта долгая канитель упирается в одну единственную проблему, которую хотят возложить на Николая, надеясь на его умение ладить с барыней.
             Вот тут- то  конторщик Николай и почувствовал настоящую поживу, он в одно мгновение   преобразился, напустил на себя важности, морщил лоб, хмурил брови, прицокивал языком, отводя в сторону подбородок.
               Подобным выходкам  мастерства важности гримас он выучился в уездном городе у прочих чиновников, где ему приходилось бывать по делам поместья.
              А так как он был прилежным учеником во всех отношениях, то довольно быстро перенял подобный   опыт по отношению к людям просящим   по тем или иным причинам.
            -Ну и задал ты мне задачку любезный,
                обратился Николай к просителю артели,
         -ты хоть понимаешь, что значит только побеспокоить барыню?
             - Сам ведь знать должен, что у неё характер не сахар.
         -Неужели вы все так думаете, что взял вот так запросто и пришёл, а тебя там уже ждут, не дождутся.
        - Всё спрашивают, когда же это к нам пожалует Николай Васильевич, ведь у него такое первостепенное и важное дело, как отпустить новоявленных артельщиков на заработки.
          -Чего это он голубчик задерживается и не спешит?
                - А мы уж тут все глаза проглядели.
                -Так что ли выходит по - вашему, а?
                -Да ты знаешь любезный, что меня Анна Владимировна за такое может запросто спустить с крыльца по ступеням?
             -Спрашивается, а зачем мне это нужно?
                -Зачем мне лишний раз тревожить барыню?
                -Она у нас вспыльчивая как спичка, такого разноса устроит, что век потом помнить будешь.
         -Тут снаскока ничего не выйдет, надо умно обмозговать, крепко подумать.
           -Если уж рисковать своей шкурой, то хотя бы знать за что.
                -Да, а кого выбрали старшим и назначил ли он себе помощников?
                -Ведь не скирдовать солому собрались.
                -Дело не шуточное, требует трезвого подхода.
                -Списочек бы надо для начала организовать.
       -А то получится полнейшее недоразумение, сунусь к барыне, а она у меня спросит, сколько там её народу желают поработать?
             - А я чего отвечу?
                -Тык – мык, извините Анна Владимировна, сейчас сбегаю, узнаю.
                -Так что ли?
                - Нет, такие дела так не делаются.
                -Здесь нужен умный подход.
              -Вот что я тебе на это отвечу.
          -Завтра пусть ко мне придёт ваш старший, мы с ним для начала составим список, возможно даже в нескольких экземплярах.
           - Сам посуди, один я оставлю для отчётности у себя, мало ли что.
                -Вдруг возникнет ситуация, где мол такой да такой, а я в списочек погляжу и отвечу, вот он где родимый, на заработки ушёл.
          -Второй, возможно, останется у Анны Владимировны, не стану же я его обратно требовать.
            - А третий нужен будет вам для подачи в строительную контору, чтоб не было ни каких затруднений, к примеру, с той же оплатой.
                - Ведь всё эти бумаги, как ни как расходный материал и стоят не малые деньги, сам понимать должен, если я каждому буду писать бумаги,  за здорово живёшь, то так недолго и в разорение впасть.
            -Я ведь ясно изъяснюсь и надеюсь, что ты всё правильно понял.
                -Ну что ж, иди коли тебя дожидаются.
                - Да не забудь сказать, завтра ожидаю в конторе.
             А теперь иди с богом голубчик, а я тут немножко посижу, подумаю, что – то устал сегодня, да и думается на свежем воздухе приятнее и легче.

02 - 04 февраль 2020г.


Рецензии