Рождество в Париже В Париже хорошо, а в Питере луч

Рождество в Париже: В Париже хорошо, а в Питере лучше!
Занесла меня нынче нелегкая в Париж на католическое Рождество. Сначала была причина. «Князь Игорь» в Опер; де Бастий с любимым артистом, потом ситуация изменилась, а билеты и в театр, и на самолет уже были куплены, один невозвратный. И в театр билет через интернет не сдать. Вот и решила ехать, в Рождество, не пропадать же добру. Тем более в опере Бородина должен был петь прекрасный состав — Ильдар Абдразаков, Елена Стихина, Дмитрий Ульянов. Еще и билет на «Раймонду» прикупила. Хотелось увидеть французскую версию этого классического балета, созданную Рудольфом Нуриевым.
А тут забастовки. И опера бастует, отменяет спектакли один за другим. 25 декабря отменили «Раймонду», 26-го «Битву» («The battle»). С «Князем Игорем» пока было не ясно. Словом, попала я в переплет!
Прилетела часов в семь вечера в аэропорт Шарль де Голль 25-го. Уже стемнело. Удастся ли добраться до гостинице не на такси? В Париже не работает ВСЕ метро. Бастует. Электрички тоже не ходят. Хорошо, что из аэропорта курсировали автобусы по четырем линиям, в том числе на Лионский вокзал, он недалеко от площади Бастилии, где в двух кварталах у меня был заказан отель. В автобусе был вай-фай. В Париже это большая роскошь.
Дорога до Парижа заняла около часа. Темнота кругом была какая-то нереальная. Ни одного фонаря на дороге, ни одного отражателя на разделительной полосе, только слабенькие фары машин. По сторонам — дома вроде наших панельных с едва светящимися окнами. Только они и видны все время, пока едешь в столицу.
Город тоже погружен во тьму. Никакого намека на рождественскую иллюминацию. Подумалось: «В общем, Merry Christmas, нам всем! Что-то будет дальше?»
В Париже все было не так страшно, как казалось со стороны. Внешне ничего не заметно, только метро не работает, пробки на дорогах из легковушек. Автобусы из аэропорта в город ходят, хоть и медленно. Никаких толп на остановках. В автобусе были свободные места. Я доехала до Лионского вокзала и дошла до отеля через площадь Бастилии. Погода хорошая — не холодно и сухо.вид из окна моего номера в маленькой парижской гостинице вполне традиционный.Назавтра удалось реализовать только один пункт плана — попасть на экскурсию в Гранд Опер;, то есть в Пале Гарнье. Зал очень красивый, в древнегреческом стиле, с обивкой цвета бордо. Но, насмотревшись фотографий, я ждала большего. Зал небольшой, меньше, чем в Мариинке, что традиционно для 19 века и для оперных театров прошлых лет, пока не стали возводить огромные современные ангары типа Опер; де Бастий. Очень тусклый свет, и в фойе, и в зале, поэтому интерьеры кажутся запыленными. Вообще, театр не в лучшем состоянии, местами видны потертости, даже обшарпанность, но такого мало, в целом, все в пределах нормы. Снаружи опера выглядит эффектней, чем внутри. Но туристов — толпы.
Сцена тоже не очень большая, приблизительно как в Михайловском театре. Кругом позолота, темно-малиновый бархат в цвет знаменитого французского вина, стилизованные под античность скульптуры, шикарная люстра, Но потолок зрительного зала испортил своей выбивающейся из общего стиля росписью Марк Шагал, словно детской мазней. Руководство театра заказало ее политически нашумевшему художнику, а он сделал ее в качестве подарка театру и городу. Купились на дармовщинку? Как бы то ни было, если не вглядываться, цветовое пятно вполне попадает в гамму оформления зрительного зала.
Но главная лестница и фойе для публики «в брилиантах», как обозначила их гид, роскошные. Старые росписи, позолота, зеркала на стенах и потолке, мерцающие многочисленные светильники — это действительно настоящий дворец! Ну и тут без всяких современных штучек тут не могли обойтись. Огромные золоченые покрышки для колес тракторов встречают гостей оперы на парадной лестнице.
Все это традиционные модные новации — роспись потолка в зрительном зале, шины на входе. «Сюда приходили не оперу слушать, а бриллианты показать», — уверенно сказала гид. Что-то я в этом сильно сомневаюсь. Откуда же тогда здесь было и есть столько знаменитостей? Была бы обычная ярмарка тщеславия.
Роскошные фойе в Пале Гарнье прекрасны. Золото не бьет в глаза дешевым блеском, а приглушенно благородно мерцает, создавая ощущение покоя.
И зачем надо было менять классическое панно на потолке на модную дешевку? Теперь старую роспись можно увидеть в одной из галерей театра, рядом с портретами великих артистов прошлого.
Их окон фойе открываются замечательные виды. Даже Секре Кёр, что на Монмартре, маячит вдалеке.
В фойе Гранд Опера в Париже много бюстов композиторов, дирижеров, певцов. и всего прочего любопытного. Почему-то на мозаичном полу, стилизованном под античность, в гардеробе и в туалете (для инвалидов) выложены свастики. Хоть и это и древние символы, но с глаз их все-таки убрали. По углам некоторых переходов и коридоров притаились и обшарпанные двери. Но публике они видны.
После экскурсии стало известно, что спектакля вечером не будет. Услышать «Князя Игоря» мне не удастся, хотя реклама на мониторе в фойе издевательски зазывала вечером именно на эту оперу. Про отмену администрация театра сообщила мне в личном сообщении по электронной почте.
Смеркалось в рождественском Париже уже в половине пятого. Хотя старый оперный театр стоит как раз в самом центре, особой вечерней подсветки там не было. Но неподалеку в Париже все-таки притаился праздник с огнями и вкусностями — в Галерее Лафайетт, главной торговой зоне французской столицы! Вокруг — толпы, в ресторанно-закусочной части людно и вкусно. Поскольку спектакли официально отменили, можно зависать тут сколько угодно.
Пока я прохлаждалась в самом фешенебельном торговом центре Парижа, в Галерее Лафайетт, пока рассматривала, что, где и как продают, до меня дошло, что это гениальный маркетинговый ход — везде в городе темно, невесело, неуютно, обычно, а на главной торговой площадке и вокруг нее — яркий праздник! Деревья в огнях гирлянд, светятся витрины, ярко переливаются светом фасады над входом в магазин.
Одна линия метро 26 декабря в Париже все-таки работала, первая. На ней нет водителей, она полностью автоматизирована. Идет фактически вдоль Сены. Одна из станций находится на площади Бастилии. И до Гранд Опера по ней добраться легко — минут десять, и пешком минут пятнадцать. Собственно, по ней можно попасть во все главные туристические места или близко к ним. Прогуляться — одно удовольствие.Поскольку все спектакли Гранд опер; отменила на ближайшие дни, и в Пале Гарнье, и в Опера де Бастий, у меня освободилась масса времени. И я реализовала свою давнюю мечту побывать в районе парижских небоскребов — Дефанс. Люблю такие поистине грандиозные постройки. И работающая линия метро, как раз, шла до Дефанса. Очень впечатляюще выглядит это место. Громадные здания из стекла и металла причудливых форм, со сверкающими фасадами, казались необитаемыми, но величественными.
На удивление около них в прогулочной зоне было много народа, в основном выходцы из Азии и Африки. Впрочем, все эти дни я преимущественно их и видела, казалось, что я не во Францию приехала, а Сомали или, в лучшем случае, в Марокко или Алжир. А французы, похоже уехали из города на праздники.
Эспланада Дефанс — такой здешний променад с новогодней ярмаркой.
Ярмарка забавная: там и готовая еда, вино, глинтвейн, и сладости, сувениры, одежда, головные уборы, бижутерия и ювелирные изделия. Всюду все украшено к Новому Году и Рождеству, елки всех цветов радуги, даже резиденцию для Санта Клауса сделали, но снега и близко нет, но везде есть его имитация.
Когда зажигаются огни, Дефанс словно оживает и становится таинственным и еще более величественным. Около них и на эспланаде созданы скверы и большой бульвар. В одном месте там уже цвела вишня. В конце декабря. Вот они, парадоксы погоды.
В Дефансе под землей на выходе из метро создан целый город. Там много по-новогоднему украшенных территорий, магазинов, кафе и всяких развлекательных мест. И эспланада украшена по-новогоднему. А на выходе из метро стоит скульптурная группа под названием: «Мужчины большого города « — один страшнее другого, эдакие жертвы урбанизации. Я, было, поначалу приняла их за копию роденовских «Граждан города Кале», но вовремя поняла, что ошиблась. Бронзовая группа только издали похожа на знаменитый памятник.

Накануне утром, в мой первый день в Париже, было холодно и пасмурно. Надо было как-то скоротать время. Прошлась по бульвару Вольтера, приблизительно от середины, до площади Насьон (Place de la Nation). Очень красивая площадь. Огромная, с памятником мятежному народу и сквером в центре, с двумя декоративными колоннами на одном из бульваров.Но Дефансом дело вчера вечером (27 декабря) не ограничилось. Влекла площадь Республики, благо от площади Бастилии (о событиях Великой французской революции напоминает роспись на стене в метро) недалеко — идешь по бульвару Бомарше, мимо цирка — и Place de la Republic. Тут — та же история с торговой зоной на бульваре Бомарше. В начале — неоновая реклама над улицей, которая сообщает, что коммерсанты приветствуют и желают всем хороших праздников.
В день отъезда, 28 декабря, в субботу, прочувствовала на себе все прелести последствий забастовки. Утром было не понятно, какой общественный транспорт работает, кроме первой линии метро. Ходит ли автобус от Лионского вокзала. По телевизору выступала министр транспорта и пресс-секретарь компании, ведающей метро, и они сказали, что забастовка пошла на спад, что с транспортом стало лучше, что постепенно все будет налаживаться.Вылетела вовремя. Дом был все ближе! Пересадка в Праге. С ночевкой в аэропорту. В транзитной зоне ночью почти никого, и есть удобные диваны, на которых можно поспать почти как дома. Даже повернуты они спинками к проходу и сидениями к окнам. Там можно спрятаться от взглядов. Гуманно, хотя в здешней внутренней гостинице цены совсем не гуманные, почти, как стоимость перелета. Утренний завтрак в тихом аэропорту Праги с круассаном и таинственной надписью на салфетке: «Better latte than never!». Сначала мне подумалось, что они перепутали слова «never» и «ever», и получилась бессмыслица. Потом выяснилось, что я не поняла игру слов «late» и «latte» и не узнала измененную пословицу «Better late than never!» («Лучше поздно, чем никогда»).
Вообще, в пражском аэропорту что-то странное с англоязычной рекламой. Я понимаю каждое слово, знаю перевод предложения, но не понимаю, что хотят сказать потребителю. На выходных рукавах из здания к самолетам  написано (их видно из окна): «Fun time, here I come» или «Good time, here I come» . «Хорошее аремя, а вот и я»? «Веселое время, а вот и я»? Загадочно.
Под конец Прага приготовила маленькую подлянку и шутку. Подлянка в виде проверки багажа перед посадкой, персонально для нашего выхода, а шутка звучала так по-чешски: «Приглашаем на посадку на рейс «до Петрограду». По-русски и по-английски объявляли «Санкт-Петербург», а в билете Пулково всегда значится, как Ленинград.
А в Праге после проверки багажа на посадке я зря расслабилась. Впереди была еще одна подлянка. Чешские авиалинии, оказывается, продают стыкуемые билеты (в одном флаконе) с разными условиями по багажу. В первом разрешается ручная кладь и сумка, а во втором — только ручная кладь, то есть за дамскую сумку надо платить. Мелкие жулики! И не пишут это в билете так, чтобы было понятно, что второй полет осуществляет дочерняя компания, типа нашей «Победы», и условия разные. А цены на перелёт, немаленькие, вполне сравнимы с Финнэйр. И в полете в два с лишним часа даже капли воды не за деньги не предложили. Крохоборы. Не летайте Чешскими авиалиниям ! Этот мелкий мухлеж противен. Специально создают проблемы пассажирам, когда выбора нет, и выжимают деньги.
Как приятно было оказаться дома! Тут хоть проблемы предугадываемые и понятные. И праздник был везде — светящиеся снеговики в аэропорту на каждом шагу, наряженные елки, новогодние огоньки.
Воистину – в гостях хорошо, а дома лучше!


Рецензии