Армия без Командарма

АРМИЯ без КОМАНДАРМА
          Эту историю я услышал в первые годы Перестройки от Сергея Игнатьевича Моисеева – участника Первой и Второй мировых войн, подполковника ОКР СМЕРШ в отставке. В то шальное время интересы в стране были сосредоточены, прежде всего, на текущем моменте, а всё остальное – откладывалось на «потом».
          Сегодня, когда страсти в стране поулеглись, и когда обновлённая Россия готовится к празднованию 75-летия Победы над фашистской Германией и её саттелитами, интересы к истории Великой Отечественной – усилились.
         Речь пойдёт о маршале Советского Союза, Герое Советского Союза Г. И. Кулике. Вскоре после расстрела маршалов В. К. Блюхера, А. И. Егорова и М. Д. Тухачевского в рядах высшего командования образовалась пустота. Фамилия Г. И. Кулика была широко известна не только в военных кругах. В августе 1941 года Г. И. Кулик был назначен Командующим 54-й армией, которая формировалась в Московском военном округе и непосредственно подчинялась Ставке Верховного Главнокомандующего. Формирование армии закончилось в начале сентября 1941 года и она сразу же была направлена под Ленинград. Как следует из карты боевых действий,  за июнь-декабрь 1941 года, 54-я армия заняла оборону по правому берегу реки Волхов. Какая трагедия разыгралась и с 54-й армией и с её командующим – неизвестно. Абсолютно точно известно только одно: армия осталась без командующего: он исчез. Его место занял генерал-лейтенант М. С. Хозин.
         О дальнейшей судьбе Г. И. Кулика мне рассказал заместитель начальника ОКР СМЕРШ одного из районов авиабазирования ВВС Волховского фронта – Сергей Игнатьевич Моисеев.
      - Осенью 1941 года, кажется в октябре,  в расположение нашей части вышел какой-то старик, который назвался задержавшим его солодатам, маршалом Советского Союза – Куликом.
          Часовые привели задержанного в штаб части, и я был одним из первых, не считая часовых, увидевшим этого человека. Его вид поражал воображение: давно не бритое лицо напоминало львиную морду, на ногах лапти, одет был в какое-то тряпьё, вызывавшее отвращение. Где он находился всё время, после происшедшей с ним трагедии, - неизвестно.
          Я в то время был секретарём партийной организации штаба части и, прежде всего, отдал распоряжение хозяйственникам о том, чтобы задержанного помыли и привели, как говорится, в «божеский вид».
        Через час-полтора ко мне привели человека, называвшего себя маршалом Кулики. Он был побрит, одет в униформу военного образца, без знаков отличия. Мы обменялись с ним несколькими фразами, касавшимися его здоровья. На здоровье он не жаловался и я препроводил его к своему начальнику. Разговор между ними вёлся без свидетелей и о содержании допроса мне ничего не известно. Знаю только одно: после окончания допроса, мой начальник связался с Центром. Последовало распоряжение незамедлительно переправить задержанного в Москву.
        Позже стало известно, что в начале 1942 года Г. И. Кулик был понижен в звании до генерал-майора.
         В 1950 году Г. И. Кулик был обвинён в антисоветской деятельности. По решению суда, он был лишён всех наград и званий и 24 августа 1950 года был расстрелян.
         Во время хрущёвской оттепели, в 1957 году, Г. И. Кулик был реабилитирован: ему были возвращены все награды и звания.
Примечание. «Интервью со старейшим ветераном» опубликовано в сборнике «Ветеран», 4-й вып., 1990 г., Лениздат, стр. 7-17.

                Автор:      Попов Юрий Сергеевич,
                участник ВОВ, капитан-инженер в отставке
                Набор, редактура:      Хачанов Андрей Л.               


Рецензии