Ягодная каторга

В июле созревала черника, в лесах рядом с Лавынями кругом черничники.  Родители в обязательном порядке каждый день ходили ее заготавливать на зиму и нам была определена норма, мне, как самой старшей - 3-х литровый бидон, Борьке - 2-х литровый, Тольке - литровая банка. Мама и тети собирали в ведро. В лес я люблю ходить, но ягоды собирать та еще работа. Я искала покрупнее, собирала быстро и всегда наполняла бидон. Борис тоже честно собирал. А вот Толька хитрил - собирать ему быстро надоедало, он начинал вежливо приставать к теткам - просил подкинуть ему горсточку.
Поход в лес продолжался часа четыре. Ходили мы в Палочник за деревней. Не знаю, почему так называли это место, может потому, что старые поля вдоль дороги заросли ольхой. Комаров там было очень много - место сырое, старые елки и березы, а под ними на кочках изо мха высокие, раскидистые кусты черники. Черника там была крупная, но кисловатая. Слаще была черника у болота по ту сторону реки. Напротив нашего дома река не глубокая, переходили вброд, потом по тропочке шли к болоту. Там росли березы и сосны, лес был светлее, суше. Взрослые наши совсем не умели ориентироваться в лесу, по тропкам водила их я, меня папа приучил к лесу. Бывало, найдем черничник, мама с тетей Дусей останутся собирать, а мы с Борькой ищем, где покрупнее. Наберем быстренько, пока они по ягодке щиплют, и зовем домой, не показываем ягодное место, а то их потом не утащить. Как бы мы ни ворчали, каждый год черники было насушено на зиму, и без сахара толченой везли три 25-литровые бутыли, по порции на каждую семью.  В то время в магазинах ничего не было - никаких ягод и даже яблок было не достать. Когда я угощала подружек, мне все завидовали. 
В августе созревала малина, но малинников было мало, только поесть и хватало. Малину собирали в Новгородской на маминой родине.
К концу августа можно было собирать клюкву и бруснику. Перед самым отъездом ходили на болото, папа таскал рюкзак, мы собирали. Ягод там были россыпи, собирали быстро.  Комаров почти не было, зато лосевки донимали. На Лавынском болоте мох сухой, хоть сиди, хоть лежи, топи есть где-то к Мышке, но их сразу видно - пятна ярко-зеленого мха.  Там по болоту разбросаны сопки - бывшие острова заросшего озера, на них росли сосны и много брусники. Собирать ее быстро и весело - сразу горсть ягод с кустика.  Голубика росла, но мы ее не собирали, зато ели с удовольствием теплую на солнышке, сладкую.
Обратно возвращались, нагруженные урожаем. Усталые, шли утопая в глубоком мху. Было жарко, но раздеться было невозможно - заедят лосевки, комары и слепни. С облегчением  выходили на твердую землю и по лесной тропинке среди папоротников добирались до реки, а там и дом рядом.
Ягод набирали много, чтобы всем на зиму хватило. Вечерами садились перебирать. Для клюквы и брусники устраивали горку из досок и катали по ней, ягоды скатятся, а мусор остается.
Чернику для варенья приходилось долго перебирать, а сушили с мусором, потом листики выдували из ягод.
Эти  работы были для детей обязательны. "Ягодная каторга" - это шутка, мы прекрасно понимали, что "не потопаешь - не полопаешь".
4-02-2020
на фото сопка на Лавынском болоте 70-е годы


Рецензии