Что происходит в Китае?

С конца прошлого года все мировые СМИ так или иначе пишут и говорят о Китае.  Коронавирус, появившийся в городе Ухане с его 11 миллионами жителей, где был объявлен карантин (правда, якобы 5 миллионов горожан покинули его до объявление карантина) стремительно распространяется во стране и уже появился в других странах мира.  Резко сокращено количество авиарейсов из нашей страны в Китай, «Аэрофлот» несет огромные убытки. Закрыты пограничные переходы на границе с Китаем. Эвакуацию туристов из Китая осуществляет военно-транспортная авиация. Далее прошла информация о том, что еще в нескольких крупных городах Китая введен карантин.  Что это, все настолько опасно для человечества?  Поэтому я лично волей-неволей слушал все, что могло прояснить ситуацию в Китае.  Вот одна из последних статей известного российского экономиста Михаила Хазина.

«Неделю назад мы с Игорем Тощаковым обсудили возможные последствия эпидемии в Китае. С тех пор произошло много событий и, естественно, следует эту тему продолжить. Вот только можно с интересом обнаружить, что реальной информации собственно о вирусе, за исключением разного рода конспирологии, практически нет.

Не очень понятна смертность от него (хотя, судя по всему, уже понятно, что она сильно ниже, чем у многих аналогичных вирусов; и уж точно это не «испанка» в версии 1919-1920 гг.). Не очень понятно, как он переносится (то есть, только воздушно-капельным путём или ещё как), не очень понятна его вирулентность. Не исключено, что по итогам выяснится, что вся эта история гроша ломаного не стоит, поскольку новый вирус сильно уступает обычному гриппу (который, кстати, довольно серьёзная, но уже привычная опасность).

 Зато меры, принимаемые в Китае, наводят на размышления. Китайцам, фактически, испортили их главный праздник, рынки обвалились при открытии на 8%, да и в США рынки упали. Тут, впрочем, ситуация на китайских рынках стала, скорее, поводом, чем причиной, поскольку коррекция давно назрела. Но вот вопрос, что будет дальше?

Давайте смотреть правде в глаза: и Китай, и США — две экономические империи, стоящие на грани краха. Про США я писал столько, что уже даже не интересно повторять, структурный кризис там в 1.5-2 раза превышает масштаб 1929 года, равновесное значение ВВП этой страны по итогам кризиса — 6.5-7 триллионов долларов против где-то 15 триллионов сейчас (всё остальное — чистая фикция, к реальности отношения не имеющая). И при этом американские граждане не могут отказаться от закупки дешёвой китайской продукции (поскольку аналогичная американская будет значительно дороже).

А Китай… Просто две цифры. Профицит внешнеторгового баланса США — около полутриллиона долларов. А платёжный баланс у них дефицитный (ну, точнее, балансирует на грани нуля, с тенденцией к дефициту). Это значит, что экономика Китая нуждается в стерилизации избыточной (эмиссионной) денежной массы. Какого объема?

Если кредитный мультипликатор в Китае равен 4 (меньше в стране с нормальной экономикой быть не может), то получается 2 триллиона долларов (в юанях, разумеется). А если 8 (что куда больше похоже на правду), то — 4 триллиона долларов. Вот и подумайте, что должно происходить в условиях кризиса в экономике страны с ВВП около 16 триллионов долларов, если в ней ежегодная эмиссия от 12 до 25% ВВП.

К слову, почему я считаю, что кредитный мультипликатор размером 8 более соответствует реальности Китая, чем 4. Дело в том, что при эмиссии в 25% экономика Китая должна упасть по итогам кризиса примерно в два раза, что соответствует масштабу падения экономики США (ещё раз, я не обсуждаю фиктивные цифры, только более или менее адекватную реальность, в которой экономика Китая больше, чем экономика США). Любая эмиссия всегда поддерживает спрос и 25% эмиссии означает, что равновесное состояние экономики примерно на 50% ниже нынешнего (мультипликатор примерно равен двум; если масштаб структурных искажений меньше, например, процентов 7%, то мультипликатор увеличивается, но больше 3 он не бывает).

 Возвращаемся к главной теме. Либо мы что-то не знаем про новый короновирус, либо Китай своими действиями решает какие-то другие задачи.

Николай Вавилов считает, что дело в борьбе кланов в Китае, но тут что-то проверить сложно. Впрочем, это тоже довольно быстро выяснится.

Основной вопрос: это оно (в смысле, начало тотального обвала) или ещё нет? Я, лично, склонен считать, что до тотального обвала мы ещё поживём. Не исключено, что в Китае — глобальные манёвры гражданской обороны, вещь крайне необходимая, если понимать, что обвал будет в некоторой достаточно близкой перспективе.

В США, кстати, такие манёвры не проведёшь и, не исключено, что обвал принесёт больше внутренних проблем, чем в Китае. И главной причиной, по которой я так думаю, является то, что пока не видно паники среди финансистов. Они не собирают какие-то срочные конференции, они довольно скучно и бессмысленно выступали в Давосе, они продолжают всерьёз обсуждать разные экологические инициативы. Блумберг активно играется в предвыборную кампанию, что означает, что для него выборы (на сегодня, по крайней мере) важнее, чем обвал рынков.

То есть — до ноября текущего года время есть почти наверняка. Так что я не стал бы паниковать раньше времени. Зачем наши чиновники начали играть в китайскую игру, я не знаю (может быть, есть какие-то договорённости), но пока серьёзного смысла я в том не вижу.

Что касается ВОЗ, которая тоже подняла панику, то можно только отметить, что ВОЗ — это очень большие деньги, и она никогда не отказывалась от возможности поднять большую панику. Ничего личного, только бизнес!

В общем, я бы пока паниковать не стал. Китай немножко опустил свою перегретую экономику (а в США скорректируются спекулятивные рынки), потренировал гражданскую оборону и, возможно, получит возможность подкорректировать кадровую политику. Но уже через месяц-полтора всё успокоится. Скорее всего, до осени, когда обострившаяся предвыборная кампания в США даст новые основания для беспокойства.»

Я лично не очень понял некоторые экономические термины, упоминаемые в статье Хазина, но хочу обратиться еще к двум материалам, которые прослушал в последние дни.  Один из них предложил вниманию на канале Дент-ТВ бывший губернатор Амурской области Полеванов. Он еще известен тем, что сменил Чубайса во главе Госимущества, но не очень долго там проработал по ряду причин.  Как я понял, он весьма хорошо информирован в экономике Китая, хотя последний раз был в этой стране аж в 2008 году.  Но он показывал статистические данные и говорил, что Китай уже живет в 22 веке.  Не знаю, откуда у него многие статистические данные, которые говорят, что если предприятия  США перестанут выпускать свою продукцию, мир это не очень почувствует, а вот встанут предприятия Китая, то тогда мир лишится очень многих товаров, в том числе редкоземельных материалов, без которых невозможно развивать целые отрасли промышленности.

И когда ведущий спрашивал Полеванова, как отразится на Китае этот вирус, он ответил, что почти никак.  Мол, степень надежности экономики Китая очень велика, и если продукцию Китая не будут покупать за рубежом, он  разовьет внутренний рынок.  Тем более что средняя заработная плата в Китае за последние 10 лет удвоилась, и превысила таковую в России – 800 и 600 долларов США соотвественно. Сейчас в Китае уже не так дешевая рабочая сила, как в начале реформ Дэн Сяопина.  Полеванов уверенно заявил, что политическая ситуация в Китае стабильная, и за режим Син Цзиньпина волноваться не стоит. Полеванов рассказал, в какие проекты вкладывают деньги китайцы,  им должны очень многие развивающиеся страны, и таким образом, экономика их попадает под влияние Китая.  Собираются построить сеть автомобильных дорог в Африке, Никарагуанский канал в Центральной Америке и многие другие инфраструктурные проекты по всему миру. Россия не собирается участвовать в строительстве китайского  «Шелкового пути», и ведет самостоятельную экономическую политику. Так думает Владимир Полеванов.

Но буквально на следующий вечер я прослушал выступление профессора, доктора политически наук Игоря Панарина с его оценкой ситуации на китайском политическом небосклоне. Он заявил, что в конце прошлого года, как в России, так и в Китае назревал либеральный государственный переворот. Но Путин опередил либералов, которые не думали, что он предложит такие радикальные изменения и отправит правительство в отставку. Примерно такая же ситуация и в Китае, но там Син Цзиньпин решил отправить в отставку такое же либеральное правительство, как и России, после китайского нового года, но тут началась вспышка коронавируса.  И теперь Панарин гадает, как поступит в ближайшие дни Син Цзиньпин, успеет он совершить маневр, аналогичный путинскому.  Панарин уверенно заявил, что вирус был занесен в Ухань агентами английских спецслужб,  даже дважды – в декабре 2019 и, более массивное заражение – в январе.

Город Ухань – знаковый город. Это центр всех транспортных коммуникаций Китая – железнодорожного, автомобильного  транспорта и авиации.  В нем начались волнения 1911 года, приведшие к смене власти в Китае, и Мао Дзедун начал именно в Ухане «Великую китайскую революцию».   Партийный секретарь в этом городе принадлежит к клану так называемых «комсомольцев», которые ведут борьбу с кланом, который не только привел к власти Син Цзиньпина, но и сделал его несменяемым руководителем. В отличие от прошлых Генеральных секретарей ЦК КПК. 

Но еще более подробно рассказал о ситуации в Китае Николай Вавилов, на которого ссылался Михаил Хазин. Он обрисовал политический расклад китайских элит, сказал, что Син – по своему китайский Сталин, он ведет страну к самостоятельности и самодостаточности, а вот  его оппоненты настроены про-американски,  и стремятся отстранить Сина от власти.  И в этом им помогает коронавирус.  Все города, где был объявлен карантин, возглавляют так называемые «комсомольцы».  Хотя эпидемиологическая ситуация в Китае не очень тревожна, ранее, когда была вспышка атипичной пневмонии и заболеваемость была на порядок выше, карантины не вводились. А в тот год в Китае были важные международные мероприятия, и все равно карантина не было. Вавилов считает, что истерия вокруг коронавируса нагнетается специально.  Вавилов сказал, что в природе существует 31 вид этого вируса, и от него умирают ослабленные и пожилые люди, как и бывает при гриппе и других инфекциях.  А ВОЗ и фармацевтические компании просто стараются на этой панике больше заработать.

Высказался Вавилов, который долгие годы живет в Китае, и по поводу кризиса. Хотя китайская статистика говорит лишь о некотором замедлении экономики, но потребительский рынок говорит точнее. Вавилов привел пример со смартфонами, объем продаж которых уменьшился на 8%, и китайцы стали намного меньше покупать автомобили.  И производство в Китае не настолько автоматизировано, как  это стараются представить.  Потребление электроэнергии в Китае составляет всего 25% от американского потребления.

Вот такая ситуация в Китае, как её представляют экономисты, политологи, политики, ученые.  Я, как обычно, не делаю выводы, лишь ретранслирую чужое мнение. Хотя для меня, коренного дальневосточника, у которого большая часть родни живет в Хабаровском края, все, что творится за границей в Китае, где я много раз бывал в период с 1990 по 2000 год, все представляет интерес. И ситуация с экономикой, и экспансией на российский Дальний Восток, в заболеваемостью различными инфекциями.  Будет ждать, чем все закончится. Ничего другого нам не дано.   


Рецензии
Александр, изложили проблему конкретно и чётко. Будем надеяться, что и эта волна окажется миражом; или, хотя бы, не столь опасной, как её малюют...
С искренним уважением -

Оситян Лариса   07.02.2020 06:57     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.