Развитие экономики в современном мире

 
Для того чтобы государство всеобщего благосостояния продолжило свое существование необходимо два условия:
отсутствие коррупции чиновников и высокая нравственность граждан.
Однако в постсоциалистических государствах коррупция приобретает даже большие размеры, чем при социалистическом строе.  В результате падает доверие граждан к институтам государства. С другой стороны, непрозрачность перераспределения общественного богатства приводит к тому, что большое число людей пытается избежать налогообложения, получая незаслуженные выгоды.
В процессе формирования  теперь уже нового государства, не вредно  опираться на уже  опробованные и  показавшие свою эффективность  шаги.

Под навыком правильно жить, имеется в виду  не блистать наружными качествами, которые  достались от рождения. Очень часто  под благовидной внешностью, проступает личина грубого невежества. Порой при ближнем знакомстве природная глупость, а порой эгоизм, который напрочь отбивает желание к общению.  По этой причине, уже с раннего детства, человек должен понимать, что ему следует заниматься самообразованием и саморазвитием.
Самообразование – это не только чтение книг, в особенности различного рода романов и исторических повестей. Саморазвитие - это в первую очередь умение анализировать прочитанное. Способность  делать для себя выводы. Еще один шаг, это понимание сути изложенных в тексте мыслей и использование тех или иных слов.
Русский язык – это сложный по своему составу и использованию слов и словосочетаний. Особенно наглядно это видно при изучении иностранцами Русского языка. Суть  освоения Русского языка - это правописание и правильное произношение. Все это вместе взятое формирует  понятие грамотности. С грамотным  человеком собеседником проще  общаться.
Грамотный собеседник, это не тот кто сыплет словами, которые порой искажены до неузнаваемости и по сути произносит одну и ту же фразу в различных транскрипциях, сам того не понимая.
Еще один важный вопрос, это  развитие словесной памяти. В Советской, да и еще в царской России, в школах практиковали заучивание стихотворений знаменитых поэтов, изложение и простой пересказ прочтенных глав художественной литературы. Оба эти приема формируют  понятную, грамотную речь. И умение сформулировать излагаемую мысль.
Молодым людям, сегодня  заканчивающим школу, следует помнить, настанет  время, и страна в которой вы живете, поручит вам священный долг хранить общественное благо. Каждый из вас выберет для себя профессию, которая станет служить  Отечеству, а вам приносить блага. Но сами по себе, блага это не «Манна небесная». Это постоянный труд и самосовершенствование что бы ваша жизнь  - стала успешной, не стоит потакать лени. Что бы жить полной жизнью, следует постоянно заставлять  свой мозг и свое тело совершенствоваться. Изучая специальность,  недостаточно  знать только те технологии, которые вам объяснят на уроках. Любая «Технология» - это ветер.  Как и ветер, технологии, очень часто меняются. Порой с  поразительной скоростью, а вам нужно успеть их  изучить и вникнуть в суть  и особенности изменений параметров технологии.  Что бы это стало доступно,  вашему пониманию, нужно ежедневно вникать  в физическую суть процессов и  успевать следить за  изменениями.
Не зная внутренних, скрытых процессов, основанных на законах физики, химии  и механики, человек  не сможет понять  происходящего, и все его навыки будут сведены лишь к нажатию кнопок клавиатуры компьютера.
Но  на завтра, технология должна измениться. А человек к этому не подготовлен. Потребуется  длительная переподготовка, вас как специалиста, а предприятие  понесет  убытки,  оплачивая вашу переподготовку.
Но и этот шаг не всегда приводит к желаемому результате,  если  человек не способен  понимать сути  изучаемых процессов.
Если так - это смерть вашей профессиональности. И самое необходимое в данной ситуации  искать другую специальность, а может просто ремесло, более простое, не связанное с мыслительной деятельностью, но  и здесь  не все так просто.
 Вы привыкли, что вы инженер, а может даже руководитель,  и вдруг  стать сантехником или механиком, это удар по самолюбию. Тем не менее, амбиции приходят и уходят, а кушать хочется всегда.
Обычно при встрече  одноклассников и однокурсников,  возникают вопросы, а кем стали ваши дети?
Некоторые отмалчиваются, иные врут, и только единицы говорят о  достижениях своих детей. Почему только некоторые. Да потому, что в процессе воспитания собственных детей эти люди мало говорили, а показывали  детям на собственном примере как  можно достигнуть  каких либо успехов.
Но каких бы высот  не достигал человек, в своей жизни и какие глубины знаний не постиг на жизненном пути, а в повседневной жизни он  остается одинок.
Одинок - это не значит один. Одинок, это человек, не имеющий  единомышленников.
Это сложный вопрос, потому как каждый живет свою жизнь и  каждый использует ту жизненную платформу, которую сам создал. Здесь и интересы, и способность делиться  умение  проявлять  эмоциональность, и расположить к себе окружающих. Если этому вы не научились  в детстве и молодости, в старости  вам будет трудно.
Делая свою карьеру,  человек должен оставаться человеком.  Какая польза  гордиться должностью, званием, титулом, когда во взорах окружающих видны укоризна, а порой проклятие. Для того ли стоит искать отличий, что бы, достигнув их получить бесславие?
В нынешней России, мы  ежедневно видим , как рушится благоденствие которое создавалось, совершенствовалось и завоевывалось нашими старшими. Один человек  не в состоянии  все огрехи, которые ежедневно совершают непрофессиональные  работники и ответственные руководители. Не зная  первоначальных причин благоденствия и упадка государств, они не в состоянии дать  постоянного и успешного направления делам государственным или отраслевым. При каждом шаге они заблуждаются, при каждом  действии изменяют направление. Исправляя одну погрешность, делают другую. Искореняя зло, потакают развитию большего зла, и несправедливости, а порой,  исключая все, что им самим было создано до этого  и не только им, но и целыми поколениями ранее живших людей, которые  на личном опыте создали эту модель жизни. 
В масштабах государства- эти люди  даже в малых количествах нарушают суть и порядок жизни. Что вселяет  в окружающих непонимание и недоверие, а порой активное противостояние.
Личное – благо при служении государству  не приносит  - блага самому государству. Личные блага – это временные успехи и обогащение, так и останутся временными.
Несправедливость, в отношении  «Верхов»  к   «Низам»  - это  не  оплошность которую  допустивший обещает исправить, пообещав в ближайших десятилетиях - роста и благосостояния.
Люди испытывающие ежедневные унижения, особенно в годы старости, когда уже все силы и возможности отданы служению Отечеству , порой перестают понимать , аппаратные игры  там на верху и прислушиваются уже  к иным речам. Более простым и понятным, которые согласуются с повседневными трудностями. Именно так формируется скрытая оппозиция, а порой и полное отрицание.
Те, кто еще способен что то изменить, но не получив поддержки, просто  замыкаются в себе. Те, кто может по возрасту – покидают  свою страну, не позволившую им реализовать себя на благо этого государства. Для всех  оставшихся – это потерянные возможности, так как  теперь эти люди, которых учило государство, будет  приносить  пользу другому государству.  Сталкиваясь с рутиной и непониманием здесь, они достигают порой значительных высот там.  А что от этого получает Россия?  Ничего!
 И еще   теряет одного талантливого человека. И тут возникает извечный Российский вопрос: « ЧТО ДЕЛАТЬ?»
Вопрос этот не только к государству, но и к каждому из нас.  Ответы на этот вопрос   мы рассмотрели выше.
Доверие к госинститутам не только в России , но и  в постсоциалистических  странах зависит от социальной политики, проводимой государством.
В скандинавской модели значительную часть расходов на социальные нужды берет на себя государство. Оно же перераспределяет доходы населения через бюджет. На государство возложена ответственность за социальное благополучие своих граждан и оказание социальных услуг (образование, здравоохранение, забота о детях и престарелых и т. д.). Организатором этих услуг являются в большинстве случаев муниципалитеты. Источниками финансирования социальных программ государства служат государственный бюджет и социально -  страховые фонды. Этой модели придерживаются такие государства, как Швеция, Финляндия, Дания, Норвегия.

Успешное государство следствие развития науки.
Надо искать решения, которые позволили бы нам преодолеть складывающуюся одностороннюю технологическую зависимость.
Разумеется, сейчас правительство не сможет повторить опыта Советского Союза, который в условиях противостояния с Западом сформировал полностью автономную технологическую базу. В итоге основная часть «оригинальных» технологий в условиях изоляции отстала от конкурентов, что выяснилось, как только упал железный занавес.
Россия обязана занять максимально значительное место в международном разделении труда не только как поставщик сырья и энергоносителей, но и как владелица постоянно обновляющихся передовых технологий как минимум в нескольких секторах. Иначе будем постоянно терять ресурсы, выплачивая их за новые, все более сложные и дорогие технологии промышленных товаров, материалов и медицинских препаратов, которые не умеем создавать сами. При этом доля мирового валового продукта, принадлежащая таким технологиям, будет расти, а сырьевых товаров и традиционных услуг – сокращаться.
Для возвращения технологического лидерства нам нужно тщательно выбрать приоритеты. Кандидатами являются такие отрасли, как фармацевтика, высокотехнологичная химия, композитные и неметаллические материалы, авиационная промышленность, информационно-коммуникационные технологии, нанотехнологии.
Разумеется, традиционными лидерами, где мы не потеряли технологических преимуществ, являются наша атомная промышленность и космос. Список не закрыт – все зависит от конъюнктуры мирового рынка и не в последнюю очередь от инициативы предпринимателей и работников самих отраслей. Так  предлагает наш президент.
С этим  невозможно не согласиться, так как  жизнь не стоит на месте.
Для изменения структуры производительных сил, Китай  развивает  собственную систему образования. Сути этого шага в развитии  среднего профессионального звена в  экономике страны.
Высшее образование этого государства, направлено на  совершенствование  полученных знаний при обучении одаренных  учеников , выпускников  средних профессиональных колледжей.
После  окончания обучения, часть наиболее подготовленных  специалистов отправляют на обучение  в другие страны. В том числе  США и Японию. Только грамотный специалист может  понять  суть рычагов управления в других странах, и вникнуть в  структуру  процессов  при создании новых видов оборудования. Как правило , это  показавшие свои навыки  инженеры, закончившие Китайские ВУЗы и проработавшие несколько лет на производстве.
Направления  - дополнительного обучения инженеров - это  прогрессивные отрасли производства:

• Программное обеспечение;
• Биотехнологии;
• Телекоммуникационные системы;
• Мобильная связь;
• Военная техника;
• Медицина  во всех ее направлениях;
• Фармакология;  и многое другое.

Обратите внимание, ни о какой потребительской технологии, нет даже речи.
Направления  в внутри китайской системе образования, четко направлена на  умение  обслуживать современные  существующие производства, и модернизация  в новых направлениях этих отраслей.
При обучении в Европе, Китайские стажеры, перенимают  культуру производства, особый интерес при этом уделяется Германии и Японии.
При стажировке и обучении в банковской сфере, студенты, скрупулезно разбирают суть банковских законов и операций. Умение  правильно - эффективно, направлять денежные потоки, в эффективные отрасли. При рассмотрении  производств зарубежных производителей, первое, что их интересует, это умение извлекать прибыли из любого производства. Нет не на уровне торговли, а именно процессы снижения себестоимости выпускаемой продукции. Это и поточные  роботолинии, и разработки  комплектующих в этом же производстве.

После смерти Мао Цзэдуна (1976) в 1979 г. была провозглашена «Политика реформ и открытости». На первом этапе реформ высокий рост обеспечивался сельским хозяйством, освобождённым от многочисленных ограничений эпохи Мао. Партия поощряла широкомасштабное развитие мелкотоварного производства, кустарной промышленности. Этому способствовала большая численность населения. В стране возникла огромная масса мелких технически отсталых предприятий, на которых трудились ремесленники, портные, обувщики и т. п. Вследствие развития кустарной промышленности произошло значительное распыление материальных и финансовых ресурсов страны, вызвав нерациональную структуру производства, слабое использование производственных мощностей, хронический дефицит сырьевых, энергетических и водных ресурсов. Государственные предприятия между тем оставались в основном убыточными.
В 1990 г. введена новая корпоративная политика, вступили в действие нормативные акты о защите авторских прав, это активизировало инвестиции из Японии, США и Западной Европы.  Открыты  ранее  закрытые секторы  экономики:  недвижимость, транспорт, телекоммуникации,  розничная торговля и т. д.
За последние 50 лет в Китае построено более 370 тысяч новых промышленных предприятий.
На сегодняшний день промышленность КНР представлена 360 отраслями.
Наряду с традиционно развитыми отраслями, такими как   (текстильная, угольная, чёрная металлургия),  возникли и такие новые отрасли промышленности, как нефтедобывающая, нефтеперерабатывающая, химическая, фармацевтическая, автомобильная, авиационная, космическая, электронная.
 В  Китае быстрыми темпами развивается машиностроение:
общее, тяжёлое, энергетическое, станкостроение, производство промышленного оборудования, транспортное, сельскохозяйственное, судостроение, автомобильная, электронная, авиационно - космическая промышленность.  Все знали, что это событие приближается, но теперь Министерство промышленности и информационных технологий Китая официально сообщило, что число активных абонентов мобильной связи в самом населённом государстве мира достигло впечатляющей отметки в 1 030 052 000, то есть превысило психологический барьер в 1 млрд. Согласно статистке министерства, это было достигнуто благодаря появлению в первом квартале 43 млн. новых абонентов. В России, в послеперестроечные годы, телефоны вообще не выпускают. То же самое касается цифровых АТС и коммутаторов компьютерных сетей. Все закупается  за рубежом.
В недавние годы, даже в России смеялись, когда Китай, закупал  недостроенные и  уже почти ржавые военные и торговые суда у Украины и России.  Пригнав, весь этот хлам, инженеры  составили  чертежи, определили технологии строительства того или иного судна, а затем приступили к производству собственных судов. Старые, же  особенно пассажирские, пустили в гостиничную отрасль.
Большинство китайских фабрик  направлены на переработку внутренних сельхозпродуктов:
- хлопка и продукции животноводства, фабрики и заводы бумажной, сахарной и масломолочной промышленности, развита пищевая промышленность.
Для всего этого нужны средства.
Деньги  дают олигархи. 
В отличие  от Российских,  Госсовет КНР, жестко контролирует  обязательное вложение средств  олигархов,  даже проживающих вне КНР, в промышленность страны. Вот этому стоит поучиться у Поднебесной.
В свете последних событий с  эпидемией в КНР, мировое сообщество задумывается о перераспределении выпуска   товаров изделий и  наукоемких производств  в разные государства. Это не очень новая идея, ее продвигали еще в 80- х годах прошлого столетия. Но что можем мы:

• Отказ от бензиновых  двигателей и производство автомобильных, судовых, и космических двигателей на водороде.
• Обеспечение  мира продуктами питания. Сельхоз продукция мясо, молоко, овощи, фрукты, вина…
• Строительство морских и речных судов для пассажирских перевозок.
• Авиационная промышленность.
• Химическая промышленность на базе нефти и газа.
• Легкая промышленность, выпуск х.б. тканей, льняных  и тканей из шерсти .(только натуральные)
• Развитие  телекоммуникационных сетей нового поколения  с использованием оптики и беспроводных систем передачи.
• Космическая отрасль.
• Банковская система  между Европой и Азией.
• Транспортные высокоскоростные системы от Дальнего Востока  - до западных границ. В том числе и пневмопочта. Эта технология может решить множество неразрешимых сегодня и очень дорогостоящих проблем. Кроме того – это ускоренный процесс доставки продукции из одного конца огромной страны в другую.
• Строительные технологии позволяющие строить быстро, качественно и дешево.
• Разведение рыбы в естественных водоёмах.
• Перерабатывающая и пищевая  промышленность.
• Дорожное строительство, по новым  эффективным технологиям.
• Образовательные технологии.
• Производство  различных товаров  потребления для внутреннего и внешнего рынка.
Направлений много, но все они должны быть полностью автоматизированы. Люди должны только совершенствовать  технологии и  чинить  остановившиеся поточные линии. Неквалифицированный труд,  должен использоваться только как подсобный.
Что - конкретно  мы должны сделать, что бы экономика не провалилась?
В этой теме, вопросов  много, но попробую по порядку:
-В сфере образования на сегодня  все видят, абсолютное отсутствие уважения к людям данной профессии со стороны государства, хотя практически все заслуги и все удобства жизни вокруг - это заслуга учёных, включая то, что вы банально не умираете от гриппа.
Советское техническое и естественнонаучное образование было и, правда отличным (заявления о "лучшем в мире" немного преувеличены  но, тем не менее), хоть и не без своих косяков вроде истории КПСС, научного коммунизма с госэкзаменом, политэкономии и прочей псевдонауки, которой пичкали головы студентов. 
-С гуманитарными и в особенности с экономическими и социальными дисциплинами дело было куда как хуже, там этого псевдонаучного мусора было куда больше.
Кстати, нынешние реформаторы  не на много отошли от той схемы, в результате  мы получили, в технических специальностях большую долю гуманитарного, порой чисто школьного образования. А технические, были урезаны до неприличных объемов. Основным достоинством, того Советского образования, было  наличие большого объема, учебной и производственной практик. В современной  системе - об этом пытаются забыть, так как сие весьма хлопотно, а для высоких начальников, не имеющих ни технического образования, ни опыта практической работы с техникой, это просто непонятно.
Во многих решениях нынешнего правительства,  отсутствует здравый смысл и часто государство придерживается странных  норм, а не научно-обоснованных фактов, будь то запрет ГМО, когда оно может помочь экономике и сделать продукты полезнее. Или например  организация научных центров  в студенческой среде, которая более свежо видит  проблемы и часто гораздо проще и быстрее находит для их решения пути, нежели «коронованные  академики». Последние - высоко квалифицированные специалисты, могут и должны  помогать и направлять деятельность  студенческих конструкторских бюро. Их знания и опыт, должны не стопорить, а продвигать разработки  в нужных сегодня направлениях. В той же Америке, вышедшие на пенсию академики не изгоняются из стен  университета, а  продолжают помогать молодежи решать насущные проблемы.
- С материальной стороны, этот процесс должен закрепляться контрактами, на разработку  направления, на эти работы заинтересованными  лицами, т.е. предпринимателями. Имею в виду не торговлю, путем перепродажи, а  материальное производство, приносящее прибыль и хозяевам и государству. Именно результаты этих изысканий, должны быть темой выпускной - дипломной работы инженера. Сегодня - это  ничего не стоящее переписывание из одних источников в  дипломные работы. Ни каких расчетов, анализа, гипотез, открытий, или усовершенствований, просто не наблюдается.
- Все это, отбивают интерес  в обучении и  при  взгляде в недалекое  будущее, человек просто не видит ни каких перспектив  и появляется  искреннее желание уехать после обучения, туда, где  умеющий делать науку, имеет возможность ее делать. Что теряет наше государство?  Очень многое. Возьмем  уровень жизни населения, о котором так любят рассуждать  телевизионные  фантазеры.
Уровень жизни (финансовый) измеряется не доходами, а расходами, вернее их соотношением.
Например, в РФ ты можешь спокойно жить без личного авто, а в той же США значительно тяжелее, т.к. по другому устроена система транспортной логистики  и, приехав туда придется покупать автомобиль. К нему пойдут прямые и косвенные затраты (техническое  обслуживание, топливо, ремонт, страховка, оплата штрафов и т.д.). И так во всем.
Теперь по налогам: не стоит верить заявлениям  о том, что в РФ налоги низкие.
В РФ налоги одно из самых высоких в мире. Просто большинство людей - об этом не в курсе и им власть наматывает лапшу на уши.
Совокупное налогообложение серьезного производственного предприятия достигает 49,6%.  Допустим -  организация заработала миллион, и отдает из него 496 000 руб, в виде налогов,  и уже из оставшихся 504 000 руб, оно  должно платить  штрафы, аренды, заработную плату и  т.д.  На обновление  основных фондов, средств  просто не остается.
Так же не забываем, что на западе в свободном доступе низкие и доступные кредиты, а у нас ничего хорошего в этом плане. Отечественный Центробанк, совершенно не интересует процесс производительных сил, на первом месте, там, только спекулятивные операции с бумагами и валютой. По этому у нас - заработная плата маленькая  (отсюда - и низкая производительность труда из-за старого оборудования, оставшегося еще от "СССР")
Как так вышло, что Китай без всякой нефти газа, сделал вторую экономику мира и вывел из нищеты 400 млн человек, а Р.Ф.  за те же 20 лет 130 млн население загнал в нищету, потеряв бесследно 4 трлн нефтедолларов?
Я думаю, что здесь все дело в рациональной политике, которую избрало китайское руководство и иррациональной стратегии, которая характерна российскому стилю руководства. Неверно расставленные приоритеты, неверные решения, как во внешней, так и во внутренней политике, изоляционизм, горлопанство, пустая и безосновательная вера в себя, коррупция, которая цветет пышным цветом, в то время как в Китае с ней хоть и своеобразно, но борются. Экономическое развитие России на протяжении последних 18 лет показало, что рост и повышение жизненного уровня людей были построены на зыбкой почве нефтегазовых цен – как только конъюнктура изменилась и эти цены упали, то вслед за этим вернулась и старая беда в виде роста бедных и нищих в стране – аж на целых 6 млн.человек, всего за 2-3 года. Вот она, одна из главных причин нищеты – отсутствие ответственной, разумной экономической политики власти, исключающей столь высокую зависимость от нефтегазовых доходов. В диверсифицированной экономике изменение конъюнктуры прошло бы без подобных колебаний.
Вывод, -  правительство  и научная среда страны, должны за весьма короткий срок провести модернизацию всех отраслей, найдя на это средства и разработав эффективные алгоритмы  выводящие страну на рост ВВП. Направления развития  я привел выше. Но для этого придется хорошо потрудиться всем и власти, и  народу. Оптимизировав  системы управления и  подходы к их реализации. Иначе, как говорил в 30 годы И.В.Сталин, нас просто растопчут.


Рецензии
Добрый вечер, Вячеслав!
В Интернете есть сообщения о первом в мире генераторе электричества, который потребляет электричество из атмосферы. Очень похоже, что это утка. Однако сделано в Америке, частной компанией. Мощность 25 квт.
Важнейшие открытия в мире не могут долго оставаться в секрете.
Это открытие типа "вечного двигателя" может перевернуть экономику всего мира.

Спасибо за статью,
С уважением Алёнкин

Виктор Алёнкин   17.02.2020 22:13     Заявить о нарушении
Виктор.
Я вообще т инженер электросвязи. Насчет вечных- скажу честно, нет ничего вечного в этом мире, кроме глупости.
А вот из воздуха, это возможно. Ведь создали ВОДОРОДНУЮ бомбу. Значит и движок можно создать. Только вчера кому то писал ответ на рецензию, создать можно, но это ни кто не пропустит.
Люди начиная с первых миллиардеров США- получают от нефти колоссальные доходы, и вдруг... кто то из ничего запустит движок. Это скандал!
Идея эта живет уже много лет. Еще до первой мировой машины в России и США , бегали на СПИРТУ. Россия отказалась т этой идеи первой.
Ездили машины и на дровах. Как ПАРОВОЗЫ.
Атомные станции, используют тот же принцип, что и паровоз.
Но не будем бежать впереди паровоза. Поживем, может и увидим...

Вячеслав Кудяков   17.02.2020 22:25   Заявить о нарушении
Новый вид топлива сулит России большие прибыли
Российский бизнес при поддержке правительства приступил к созданию целой серии предприятий по производству нового вида топлива - метилового спирта. Это прямо касается развития российских проектов в Арктике, портовых мощностей, а также развития торговых связей с Китаем. В перспективе такая работа может не только изменить мировое судоходство, но и принести России огромные прибыли.
Производство метилового спирта станет в ближайшие годы одним из ключевых драйверов роста российской экономики и особенно российского экспорта. К такому выводу пришли аналитики компании «Восток Капитал», опубликовавшей отчет о состоянии и перспективах метанольной отрасли. Уже сейчас наша страна производит около 5% от мирового объема метанола, являясь одним из главных мировых экспортеров, а реализация проектов, запланированных до 2030 года, позволит существенно укрепить эти позиции, говорится в докладе.
Сегодня Россия, наряду с Китаем, Саудовской Аравией, Тринидадом и Тобаго, Ираном, входит в пятерку крупнейших стран-производителей метанола. Мировой спрос на метиловый спирт растет убедительными темпами – в среднем на 5,5% в год, и к 2027 году может достигнуть 135 млн тонн. Объясняется это в первую очередь тем, что метанол все активнее используется в качестве замены традиционным видам моторного топлива: он гораздо дешевле, и при этом наносит гораздо меньший вред экологии, чем привычные бензин, керосин или дизтопливо. Метанол производится из природного газа, угля и других источников, более того, уже разработаны технологии его получения непосредственно из вредных выбросов в атмосферу, что особенно важно в свете сокращения выбросов CO.

Неудивительно поэтому, что многие судоходные компании размещают заказы на строительство морских судов, двигатели которых могут работать на метаноле, а некоторые крупные судовладельцы уже ввели такие суда в эксплуатацию. Это только начало «метанольного бума» в морских грузоперевозках, уверены эксперты. Конечно, сфера применения метанола в качестве топлива не ограничится морскими перевозками. В разных институтах мира, включая российские, уже разрабатываются проекты генераторов, автомобильных и даже авиационных двигателей – то есть создаются условия для дальнейшего роста спроса на это топливо.
«Основной сегодняшний аргумент в пользу метанольных проектов – возможности использования метанола в качестве компонента судового топлива, – подтверждает Фарес Кильзие, глава инвестиционного фонда CREON Capital. – Международная морская организация (IMO) последовательно реализует курс на отказ от высокосернистого судового топлива типа мазута, в качестве альтернатив которому рассматриваются либо СПГ, либо метанол – основной его конкурент».
Ситуация открывает предпосылки, как сказано в отчете «Восток Капитал», к «взрывному росту экспорта российского метанола», и в правительстве это понимают. Министерством промышленности и торговли разработана стратегия развития химического и нефтехимического комплекса до 2030 года, в которой производству метилового спирта отведено особое место. В России запланирована реализация не менее 15 проектов по производству метанола с общим объемом продукции более 19 млн тонн, что приведет к увеличению суммарной мощности в пять раз.
На эту тему
Путин: Технологии делают трудноизвлекаемые запасы нефти и газа более доступными
Губернатор Приамурья предрек экономический рывок региона
Блок №4 Белоярской АЭС начал работу на «топливе будущего»
Из наиболее крупных проектов стоит отметить «Портово-индустриальный парк ОТЭКО» на Таманском полуострове, в создание которого частный инвестор намерен вложить 8 млрд долларов. Инвестор планирует производить до 3,5 млн тонн метанола в год, запуск намечен на конец 2021 года. Еще один значительный проект – завод по переработке природного газа в метанол мощностью 1,7 млн тонн в год в городе Усть-Луга Ленинградской области.
Его строят «Российский фонд прямых инвестиций» (РФПИ), «Балтийская газохимическая компания» (БГХК), компания «Инваста Капитал», японская корпорация Marubeni.
Ввод в эксплуатацию запланирован на 2023 год. Те же РФПИ и Marubeni выступают соинвесторами на строительстве нового производства мощностью более 1 млн тонн метанола в год в Волгограде, на базе завода «Химпром» – и также сроком реализации обозначен 2023 год. Польская компания Ekozon заявила о намерении инвестировать 63 млрд рублей в строительство аналогичного завода мощностью 1,6 млн тонн в городе Пикалево (Ленинградская область), запуск запланирован на 2025 год.
Как легко заметить, производства метанола расположены в непосредственной близости от крупных российских портов, и этому есть объяснение.
«За последние четыре года наш фонд рассматривал порядка 15 метанольных проектов, и в результате мы пришли к основополагающему выводу: без привязки к портам эти проекты являются неконкурентоспособными, прежде всего по логистике, – говорит Фарес Кильзие. – Если же метанольные проекты привязаны к портам, то при наличии достаточных поставок газа и невысоких удельных затратах на одну тонну конечного продукта они всегда найдут свою нишу на рынке в плане эффективности. Поскольку у России есть дешевый газ, то операционная загрузка мощностей очень высокая, а операционные издержки низкие».
Недавно СМИ сообщали об еще одном близком к реализации и чрезвычайно интересном проекте – строительстве целой флотилии плавучих заводов по производству метанола, которая будет работать в связке с газодобывающими структурами, в том числе ОАО «Газпром». Эти заводы под общим названием «ФлотМетанол» должны заработать уже летом 2020 года, и в перспективе флотилия будет ежегодно производить 10 млн тонн метанола. Проект, по сути, объединяет в себе производственные и перевалочные мощности: производимый метанол будет тут же заливаться в танкеры, чтобы отправиться на экспорт в Европу и Юго-Восточную Азию.
Одним из перспективных направлений экспорта российского метанола аналитики называют китайский рынок – несмотря на то, что Китай и сам производит и частично экспортирует метанол. Однако объемы потребления этого продукта китайской промышленностью огромны, и они будут только расти. Достаточно сказать, что сегодня на Китай приходится более половины мирового потребления метанола – 41 млн тонн в год.

«Основным мировым потребителем метанола остается Китай, причем он продолжает его импортировать, – подтверждает и Фарес Кильзие. – Хорошая для России новость заключается в том, что Китай в последней сделке по урегулированию торговой войны с США не убрал тарифы на метанол, поэтому есть шанс, что экспорт метанола на китайский рынок для России останется выгодным».
По данным аналитической группы Methanol Market Services Asia (MMSA), в начале февраля цены на метанол находились в диапазоне 225-320 долларов за тонну в зависимости от конкретного рынка. Иными словами, в моменте перспективный объем заявленных мощностей российского рынка можно оценить в 4,3 млрд долларов. Для сравнения: в 2018 году объем российского экспорта нефти составлял 129 млрд долларов, газа – 49 млрд долларов. При этом необходимо учитывать наблюдаемую в последние годы тенденцию падения цен на метанол – в начале 2014 года его стоимость приближалась к 550 долларам за тонну, но с тех пор упала вдвое вместе с ценами на газ.
Иначе говоря, даже на фоне огромных доходов российских экспортеров нефти и газа производители метанола смогут выглядеть вполне достойно.

Вячеслав Кудяков   18.02.2020 19:56   Заявить о нарушении
Спасибо, уважаемый коллега!
По профессии я инженер электромеханик.
Наука современная работает в угоду экономическим интересам. Так и должно быть, но
политика и экономика, это: рука - руку моет.
Нам не известно почём мы продаём наш газ Китаю.
Я не верю Путину. Окружение его = финансовые воротилы. Отсюда вопрос: будет ли для самой России выгода от проекта МЕТАНОЛА. Так было при переходе на энергосберегающие источники света. Алфёров предложил вместо газоразрядных наладить производство светодиодов. Последние Россия стала закупать в Китае, и то спустя несколько лет.
Нигде нет подробных данных об электрогенераторе из США.

Виктор Алёнкин   19.02.2020 12:49   Заявить о нарушении