Разные разности Часть III Глава XIII

Взаимоотношения отцов и детей, как представителей разных поколений, которые назвали конфликтом поколений, явление постоянное и повсеместное. Те кто помоложе самоутверждаясь отрицают, а те кто постарше, обличают, обвиняют тех, кто помоложе в бездарности и неспособности на что–либо путнее тем самым стараясь сохранить лицо. Еще Сократ обвинял молодое поколение во всех известных и неизвестных грехах и сокрушался по поводу того, что в ближайшем будущем человечеству ничего не светит, что мол всё, приплыли, хана.

На самом деле, во всяком случае я так думаю, никакой это вовсе не конфликт. Это процесс, который однажды начавшись, продолжается. И будет продолжаться до тех пор, покуда существует род людской и очень сильно, хоть и отличается по содержимому, напоминает рассказ Михаила Зощенко о скандале в трамвае. Скандал, начавшись утром, продолжается весь день. Зачинатели этого скандала давным–давно доехали до нужной им остановки и вышли, а скандал продолжается и будет продолжаться до тех пор, пока салон трамвая не опустеет. Причина давно позабыта, процесс идет сам по себе. Так и у нас, однажды начавшись, процесс выяснения отношений между отцами и детями не прекращается и не замолкает ни на минуту.

***

Молодой человек вырос, его воспитали, чему–то научили и он готов к самостоятельным делам и поступкам, готов к изменению мира его окружающего. Ан, не тут–то было, всё уже сделано и опробовано на практике предыдущими поколениями, бери и пользуйся, уважай и слушайся старших и особо не возникай. Но дело в том, что возникать и гнуть своё не есть каприз, это необходимость, причём жизненная. Пришло время строить свой дом и своими руками, и не только в виде четырех стен с окнами, крышей и полом, но и в виде дел своих. А покуда ничего ещё не сделано и не построено, перво–наперво надо заявить о себе путём отрицания, а то и разрушения уже сделанного предыдущими поколениями.

Подобные заявления и отрицания абсолютно не означают, что до них, заявителей о себе, всё было плохо и не так как надо, а говорят лишь о том, что новое поколение выросло и готово взяться за дело. Подросшее «молодо–зелено» как бы говорит: «Дяденьки и тётеньки, с этого момента вы для меня уже не дяденьки–тётеньки. Теперь мы с вами отличаемся друг от друга только возрастом. Во всём остальном у меня с вами равные права на этот мир и на его изменения. Так что подвиньтесь, дайте место удали молодецкой».

***

Мне, и наверняка не только мне, доводилось слышать от старших, что мол, в войну люди лебеду ели, жили в бараках. Никаких телевизоров, магнитофонов, не говоря уж о компьютерах, и в помине не было. Кино, только в клубе или в кинотеатре, до которых ещё дойти надо, а за день так уработаешься, что ноги еле держат. И выходной был один, и то не всегда. А сейчас есть всё, чего душа пожелает, только и дел – учись и работай. У вас же в голове сплошной ветер и танцы, с жиру беситесь.

Приблизительно подобное выслушивает каждый молодой человек перед тем, как вступить во взрослую жизнь. Да, жить стало лучше, жить стало веселее. Война, это отдельный разговор, её никто не зовет и не желает, она приходит сама, без приглашения. За Победу низкий поклон и Вечная память. Но если бы, не дай Бог, на долю нашего поколения выпадет война, нам ничего не останется делать, кроме как идти, воевать и побеждать, и не позорить предков своих.

Так вот, такие рассказы и якобы обвинения на самом деле звучат из уст старшего поколения как рапорт о проделанной и выполненной работе – было так, а стало вот так. И пройдёт не так уж много лет когда тем, кто сейчас «буянит», придется самим держать ответ перед своими детьми.

***

Одной из основных задач поколения отцов является не создание парниковых условий для детей и не максимально возможное облегчение их в дальнейшем взрослой жизни, а подготовка плацдарма для «наступления» на этот мир, создание условий для применения свежих, молодых сил в плане самореализации. Создание же максимально комфортных условий для начала самореализации в момент вступления во взрослую жизнь как раз приводит к обратным результатам. Достаточно вспомнить картинку из пятидесятых годов под названием «Папина победа», впечатляет, и до сих пор остается злободневной.

В конце шестидесятых годов в США прямо–таки вспыхнуло и расцвело буйным цветом движение хиппи, этаких детей цветов. Секс, наркотики и рок–н–ролл, вот всё что им надо было от жизни. Прилюдно совокуплялись, кололись и курили напропалую, слушали Джанет Джоплин, Благородных мертвецов и им подобных,  тем самым отрицая всё и вся. Представляю, что творилось на рок–фестивале в Вудстоке, в 1968 году. Сами же делать не то, чтобы ничего не могли, а просто не хотели. Не хотели делать на базе того, что сделало и приготовило им старшее поколение. А старшее поколение, в виде плацдарма, приготовило молодежи помимо богатого, экономически процветающего государства и полетов на Луну, войну во Вьетнаме. Хорош плацдарм, не успело молоко толком обсохнуть на губах, как надо ехать за тридевять земель, убивать, причём с большой долей вероятности самому быть убитым. Вполне возможно, что это и стало катализатором хиппарского бунта. Не думаю, что это заслуга некой «занзибарской разведки». Разумеется прошло время и нещадно хиппующая молодежь, постригла патлы, сходила в душ, затем к наркологу и принялась изменять и приумножать то, что им досталось, деваться–то некуда.

***

Для сравнения давайте вспомним строительство Байкало–Амурской магистрали, тем более, что и первое и второе происходило приблизительно в одно и то же время, с разницей в несколько лет.

А что, если посмотреть на БАМ не как на техническое сооружение из рельсов, шпал, вокзалов, депо и тому подобное, а в плане отправной точки для самореализации? Пусть СССР и было государством заидеологизированным по самое не хочу, всё равно вполне спокойно можно было не объявлять БАМ комсомольско–молодежной стройкой. Достаточно было обозначить экономические стимулы для строителей и на том успокоиться, да и обошлось бы дешевле, на, говоря по–современному, рекламу не надо было бы тратиться.

Не знаю, а только догадываюсь об истинных причинах провозглашения строительства БАМа молодежной стройкой. Наверняка там множество факторов, но если смотреть на это как на создание именно «плацдарма» для начала применения молодых сил и самореализации молодежи, то получается очень даже неплохо. Ведь далеко не все поехали туда только для того, чтобы раньше дембельнуться из армии или чтобы не сесть в тюрьму за мелкое хулиганство. Для молодежи были созданы максимально благоприятные условия, как в плане получения образования, так и возможности через три года купить “Жигули.” А что, и в институте на БАМовца, хотя бы при поступлении, смотрят благосклонно и в учебе подмога, а потому что политика партии такая, да и «Жигуль» в те времена, вообще было круто, а у двадцатилетнего парня, так вообще.

Это не к тому, что в США всё было плохо и вообще там все поголовные дураки, а в СССР всё было просто великолепно и козлы, что такую страну развалили. И там, и там было и хорошее и плохое, как везде, ничего оригинального. Дело в другом. В одном случае был предложен «плацдарм» изначально направленный на разрушение, а во втором на созидание. А молодежь, молодежь по большому счету везде одинаковая, только говорит на разных языках. Ну и конечно нельзя не сказать о том, что хипповать, да еще в таких масштабах, в СССР можно было только в одном месте – в «колымской сельве».
Впрочем, США является «до мозга костей» государством полицейским. На домах даже вывешиваются какие–то то ли знаки, то ли объявления, что жилец обозначенного дома сотрудничает с полицией и никто их не презирает и морду не бьет. У нас же такое просто немыслимо, потребность в свободе у русского человека заложена гораздо глубже генного уровня. «Трогательное» отношение к соответствующим органам насчитывает века и не исчисляется только годами Советской власти. Ладно, к теме это не относится, это я просто так написал, вернее, само как–то написалось.

***

Взглянув на конфликт отцов и детей под другим углом, картина получается несколько иная при том, что ее персонажи, общий фон и пейзаж, остаются неизменными. Вступая в возраст готовности к самостоятельным действиям и поступкам с полной мерой ответственности за свершенное и совершенное, без скидок и послаблений на возраст, человек заявляет от этом и конечно же в первую очередь тем, кто ему и к нему ближе – родителям. Общество тоже не остается в неведении, потому что это происходит одновременно. Столь агрессивная форма заявления говорит лишь о том, что молодой человек заявляет о претензиях на равноправие и требует соответствующего к себе отношения.

Старшее поколение, порицая и обвиняя в беспутности и никчемности, на самом деле, отчитывается о проделанной работе – как было и как стало. У всех у нас разная, своя, точка отсчета. Если раньше с дрожью в голосе киношный солдат заявлял, что видел Ленина и это было всем понятно, то сегодняшние школьники смутно себе представляют, кто такой Ленин вообще. Дело не в невежестве школьников, а в том, что у них своя, другая точка отсчета, в которой Ленину просто не нашлось места. Ленина я видел в Мавзолее, а Брежнева видел живым и почти здоровым, ну и что, видел и видел.

***

Итак, старшее поколение отчитывается о проделанной работе. И если молодому человеку для того, чтобы запастись продуктами достаточно сходить в ближайший магазин, а не придется мастерить лук и стрелы, то старшее поколение всё сделало хорошо, по возможному максимуму. Более того, если родителям в свое время для того, чтобы купить колбасы надо было знать, где она продается или искать, где она продается, а затем стоять в очереди, то сегодня, достаточно зайти в любой продовольственный магазин, колбаса там будет продаваться обязательно. Где–то в восьмидесятых общаясь с американцами я не мог себе представить круглосуточный супермаркет, а сам супермаркет видел только за границей. Пива и сигарет в продаже может не быть, а колбаса будет. Прогресс очевиден, вливайся, подключайся и вперед.

Проходит совсем немного времени, возрастное буйство пройдено и пережито, процесс передачи эстафеты завершен. И зачастую недавно бунтующему и всё отрицающему молодому человеку невдомек, что всего лишь через лет тридцать уже он сам будет «обвинять и упрекать», тем самым передавая эстафету своим детям.


Рецензии