Жизнь продолжается. Часть восемнадцатая

            

                РАЗГОВОР О ПРОСТОМ И СЛОЖНОМ             

- Серёжа! Спасибо,  тебе большое, завтрак был вкусный! Как это у тебя получаются такие вкусные котлеты и всё остальное?
- Ты сама тоже прекрасно готовишь, но каждый человек, обладает своим вкусом и вносит что-то особенное в приготовление пищи, этим отличается от других людей, в кулинарных предпочтениях. Заметила, как ведут себя дети в гостях? Они кушают с повышенным аппетитом, то, что им предлагают.  Они не с голодного края прибыли. Почему, за чужим столом их обычная пища привлекает?  Потому, что они нашли в ней новизну, да и любопытство проявляется, всего лишь…
Теперь о тебе. Мне непонятно, если пища была вкусная, почему ты не доела пюре. Почему оставила надкусанный хлеб? А салат из свеклы, почему не скушала? Он же не случайно попал к тебе в тарелку! Я хочу, чтобы ты «дружила» с унитазом.  Ведь каков стол, таков и стул! Недопитый кофе тоже не имеет причинного объяснения этому факту.  Для чего наливать полную чашку, если четверть её, в коечном итоге, выливаешь вон?  А этому есть объяснение с моей стороны.
Знаешь ли ты, какой ценой достаются продукты питания? Это тяжёлый труд доярок, работающих без выходных и праздничных дней зимой и летом -  в резиновых сапогах, в навозе, в пыльных комбикормах, в скрюченных позах под коровами, которые и ногой стукнут и лицо хвостом «пригладят»!
Знаешь ли ты, чтобы вырастить корову, сколько нужно понянчиться с  телёнком?  С ним как с дитём нужно возиться – и кормить, и лечить, и любить. А кусок хлеба, как достаётся? Это от зари до зари  работа механизаторов на полях, круглосуточная сортировка и сушка зерна на специальных комплексах. А овощи? Это посадки и прополка на дожде, солнечной жаре - руками полевых рабочих. За весьма скромную зарплату простые люди совершают трудовые подвиги! А кто о них знает? Кто их ценит?
 На слуху, зачастую люди, далёкие от любви к  нашей многострадальной страны, она не называет Россию нашей, а  -  «этой».
Не будем о них говорить. Эти люди далёкие от интересов государства, потребители, паразитирующие на плечах народа. Хоть и любят разукрашивать себя крестами да заглядывать в храмы, ничего общего они не имеют с верой в Бога. Они, скорее всего, - приближённые к дьяволу, они никого и ничего не уважают, а мы, нормальные, трудовые люди, почему не бережём плоды труда тружеников? Мне непонятно!
- Серёжа! Извини, я так глубоко не заглядывала в суть, о чём ты говоришь. Я тебя поняла, буду внимательней в таких тонких делах.
- Спасибо, Людмила, что ты мои суждения приняла с пониманием, - сказал я, и добавил,  - Легко общаться с теми, кто тебя понимает.
- Серёжа, я помою посуду, а ты, иди отдыхать, ведь почти целую ночь работал, как всегда. Тебе больше отдых нужен!
- Я сам помою посуду, мне не нравится, как ты её моешь.
- Как это понимать? Я «неряха»?
- «Ряха»! Да ещё какая!  На мытьё чайной чашки, выливаешь ведро воды!
- Я по гороскопу «Водолей», вот и люблю плескаться в воде, улыбнувшись, сказала супруга.
- Хорошо, что не «Скорпион», а то бы всех жалила! – с улыбкой ответил я.
- А чего тебя это тревожит? Воды жалко? Мы за неё платим.
-  Мне для тебя ничего не жалко. Но вода,  не наша собственность, это богатство страны! Ради чего ты чистый, прекрасный продукт попусту выливаешь в канализацию? Её очистка, транспортировка, контроль качества – труд тысяч людей, миллиардные затраты на монтаж на обслуживание сетей, на расход электроэнергии и прочие, сопутствующие нужды. Если каждый житель в многомиллионном Санкт-Петербурге будет транжирить воду, то всю Неву, можно загнать в канализацию!  Ты сетуешь, что большинство из нас живут скромно. Другого, варианта, нам не дано, при варварском расходовании природных ресурсов, браконьерстве, расхищении драгоценных минералов, золота, леса, разворовывании у государства миллиардов долларов, с вывозом их в заграничные банки.
- Так мы, Серёжа, к этому отношения не имеем.
- Да, не имеем, но в нашем положении давай не будем приносить ущерб, хотя бы там,  где невольно допускаем. В таком же ключе будем оказывать влияние на наших детей, внуков.   Вот, о чём я веду речь.  Наша жизнь в благополучии, продвинулась во всём. И мы и наше потомство теперь живут несравнимо лучше, чем  жили мы, дети войны.  Они более развиты.
Вот смотрю на своего четырёхлетнего внука Ваню и удивляюсь его сообразительности, осведомлённости о многих событиях и фактах, в  которых в период нашего детства не каждый взрослый  так ориентировался, но, в то же время, он не знает, как мы жили.  Приведу пример, общения с внуком.
- Ваня! Пора обедать. Что ты будешь кушать? – спрашивает его мама.
- Не хочу кушать! 
- Ваня! Тебе супчик или борщ? Котлетки свеженькие приготовила, рыбку, какую ты любишь, а потом компот с малиной… Мороженое есть, пирожное…
Ваня ухом не ведёт. Увлечённо рисует. Мама повторяет приглашение к столу, но с тем же, успехом.
Я, Ванин дедушка, живу отдельно, приехал в гости, сижу в стороне, не вмешиваюсь – своё чадо должны воспитывать родители. Но, внутри неуютно.
- Ваня! Ты слышишь маму? – спрашиваю я.
- Закончу рисовать и буду кушать.
- Так объясни маме, и она тебя поймёт.
- Хорошо, дедушка, объясню, что больше не повторится такое.
Инцидент уладился.

 Как бы люди не ныли по поводу тяжёлой жизни, но у большинства есть возможность беситься с жиру…
Вот, знакомая, захлёбываясь от счастья, рассказывает: когда кормят ребёнка, то бабка поёт песни, дед танцует вприсядку, а мама, заталкивает ложкой еду в рот капризному детёнышу. Иначе не кушает. Если дед пляшет плохо, то наделает крику и опрокинет тарелку.
В моей семье было иначе.
В начале шестидесятых старшему сыну Петру, было четыре года.  В пору Хрущова, вопрос чем кормить семью был актуален. Дети охотно ходили в садик и старательно выгребали из тарелок всё, начисто. С аппетитом проблем не было.
Однажды моя жена, Ирина Михайловна, царствие ей небесное, уехала к больной маме, в деревню. Мы с сыном остались вдвоём, вот я ему и говорю:
- Петя! Я тебе сейчас приготовлю праздничное угощение из моего детства! Хочешь? А готовить его будем вместе.
- Хочу! И готовить хочу!
Мы намыли картошки и в мундирах поставили её варить. Круто посолили воду. Ждём. Сыну показал на часах положение стрелки, когда варка закончится. Смотрит, не мигая. Не упустить бы, момент.  Не, упустил!
Чистим картошку, воткнув в неё вилку. Сын старается. И вот она, на тарелке сложена горкой. Я наливаю в чайное блюдечко небольшую лужицу подсолнечного масла, посыпаю солью. Нарезаю колечками лук, положил по куску хлеба. 
- Приятного аппетита, дорогой сынок! Кушай праздничное угощение военного детства! – говорю сыну и сам, закусывая губу, чтобы слеза не прошибла, приступаю к еде вместе с ним.
- Папа! Как вкусно! Мама приедет, мы и её угостим!
Впоследствии, сын частенько просил «праздничное угощение военного детства». Мы готовили его вместе, а картошку, называли, как дети моего поколения - «картошечка».
Я, рассказывал сыну про события военного времени, про деда, погибшего на фронте, про бабушку,  работавшую операционной сестрой в военном госпитале.
 Не забывал рассказать, что мы, дети военного времени, были голодны и с уважением относились к еде.
- Сынок! Никогда не выбрасывай хлеб и другую еду. Это труд людей. Береги святой человеческий труд! Но всегда делись с другими людьми. Накорми голодное животное, крошки выброси птицам. В этом есть проявление благородства.  В этом проявление сознательности.
Я это чувство в детей внедрил с детства. Вот почему с их кормлением не было проблем.
Нет проблем с уважением своей страны, а бабушкины и дедушкины награды хранятся бережно! Мои дети и внуки  их не растеряют и не продадут, даже если будут голодать....
Теперь я решил, что настало время, угостить внука  Ваню, праздничной едой детей военного времени. Он умный мальчишка. Он поймёт!
- Спасибо, дорогой, тебе за такой поучительный рассказ, сказала жена.
- Людмилушка! Есть вещи, о которых мы никогда не должны забывать. Мы пришли друг к другу из разных семейных сочетаний. Не наша вина, что наши любимые ушли из жизни. Во многом мы понимаем, друг друга, и нет между нами существенных разногласий, но есть вещи, которые я никогда не смогу тебе простить, если такое проявится:
Неуважение к памяти моей супруги, Ирине Михайловне.
Неуважение без веских оснований к моим сыновьям и внукам.
Неуважение к  памяти моей мамы, Анне Андреевне, бывшей операционной сестре военного эвакогоспиталя.
Неуважение к памяти моему отцу, Петру Фёдоровичу, погибшему на фронте, при защите нашей Родины.
Неуважение к своей стране, -  России, главной составляющей былого СССР, за который воевали все мужчины нашего рода.

 В свою очередь, никогда не проявлю неуважения к твоим близким и всем, кто тебе дорог.
Все остальные разногласия между нами разрешимы.
Я подошёл к своей Людмилушке, обнял её. Мы обменялись доброй энергией любви и взаимного уважения, с надеждой, что так у нас будет всегда.

Продолжение будет!


Рецензии
А ведь и правда - в гостях всегда всё было вкуснее. Я даже иногда приносила свою еду, а потом соседка перекладывала её в свою тарелку, и Дашка ела и жмурилась от удовольствия!

Галина Кириллова   27.02.2020 16:44     Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.