За правду

Как создавалось кино Северной Осетии? Киноискусство Республики Северная Осетия - Алания получило благоприятные условия для развития после того, как в 1945 году в городе Орджоникидзе открылась Северо-Кавказская студия кинохроники.

Основная продукция студии – регулярный выпуск киножурнала «Северный Кавказ» (48 номеров в год).
Так, в 1980 году широко праздновалось 80-летие со дня рождения и 60-летие научно-педагогической деятельности ираниста Василия Ивановича Абаева, профессора Института языкознания Академии наук СССР, что и запечатлела в бесценных для истории кадрах кинохроника.
Несомненно, творческой удачей студии являются документальные фильмы о выдающихся сынах Осетии: народном артисте СССР Владимире Тхапсаеве, чье имя носит сейчас Осетинский театр («Знакомьтесь, Владимир Тхапсаев!», режиссер-оператор Виллер Дзобаев), военном полководце Иссе Плиеве («Товарищ генерал», режиссер Александр Чубаров), капитане атомохода «Арктика» Юрии Кучиеве («Я всегда хотел летать», режиссер Султан Цориев). Авторам удалось уловить самую суть человеческой личности – и театрального актера, и военного полководца, и мужественного капитана.
В 1961 году впервые вышла в эфир Северо-Осетинская студия телевидения. Сразу на ней приступили к созданию документальных и игровых кинолент, предлагая собственные художественные концепции, свои сюжеты, своих героев… Первый игровой фильм - «Костры на башнях» - был снят в 1967 году молодым тогда режиссером Робертом Меркуном. Он был посвящен большевикам, боровшимся за установление Советской власти на Северном Кавказе. Под руководством революционера Алеши (артист А.Зариковский), сплотившего бедняков-горцев, зажигаются на родовых башнях костры, возвещающие от ущелья к ущелью о начале вооруженного восстания.
Тогда же был снят один из первых документальных фильмов «Баллада о красных комиссарах», посвященный соратникам В.И.Ленина – С.Кирову и С.Орджоникидзе.
Несомненной удачей этого периода были две серии кинокартины «Жизнь, ставшая легендой». Это лента о герое Гражданской войны Хаджи-Мурате Дзарахохове.
Еще Гостелерадио СОАССР произвело на свет несколько заметных художественных кинолент:
- «Буйный Терек» (автор сценария А.Агузаров, режиссер И.Бурнацев); в центре повествования – С.Киров и большевики Владикавказа.
- «В горах реки бурные» (автор сценария А.Агузаров, режиссер В.Чеботарев). Здесь речь шла о проблемах строительства в республике, о преимуществах бригадного подряда.
- «Оглянись, найдешь друзей» (авторы сценария Г.Кушнеренко, Р.Тотров, Ю.Чулюкин; режиссеры – Ю.Чулюкин и Р.Гаспарянц). Председатель колхоза (народный артист СССР В.Тхапсаев) вынужден лечь на операцию – беспокоит засевший в теле осколок военных лет. Его замещает молодой ученый, преподаватель вуза Амран, желающий проверить в живом деле свои научные открытия.
«Тайна рукописного Корана» (Госпремия Республики Дагестан), «По следам карабаира», «Кольцо старого шейха», «Легенда горы Тбау», «Четвертая жизнь Гайто Газданова», «Мой синий город», «Забытая победа», «Неразделимый народ» и многие другие фильмы режиссера Рафаэля Гаспарянца вошли в золотой фонд национальной кинематографии. Всего им снято 96 фильмов, как документальных, так и игровых.
Последним явно прокоммунистическим фильмом можно считать ленту «В конце зимы» (автор сценария А.Агузаров, режиссер – Р.Гаспарянц). Главные герои – коммунисты – редактор республиканской газеты Мурат Бердзенов (артист Фархат Манафов) и журналист Борис Каргаев (арист Константин Бутаев). Оба упорно борются за соблюдение ленинских принципов партийной жизни и руководства в сложный период нашей истории, предшествующий перестройке.
Во Владикавказском Доме кино базируется Северо-Кавказское отделение Союза кинематографистов России.  Рассказывает председатель правления Вячеслав Гулуев: «Мы – составная часть Союза кинематографистов России, его отделение. Так как в Северной Осетии гораздо больше людей, получивших профессиональное кинообразование (выпускники ВГИК, ВКСР), чем в других республиках региона, то и правление Союза по Северному Кавказу находится у нас. Это – общественная творческая организация, если хотите, профсоюз кинематографистов. Непосредственно фильмы Союз не снимает, он решает многие другие организационные вопросы, пропагандирует киноискусство».
Рассмотрим наиболее яркие фильмы, снятые нашими кинематографистами за последнее десятилетие. Хитом сезона 2005 года стала лента «Кто ты, король Артур?» производства Владикавказской кинокомпании «Нарт-Арт-Студия», продюсер Темина Туаева.
Характеристика исторической фигуры короля Артура общеизвестна: в культуре кельтов Артур – король или вождь древних бриттов. Персонаж часто упоминается в мифах, фольклоре, литературе, исторических хрониках. «Артуровский» цикл сюжетов включает в себя романтические легенды о рыцарях Круглого стола, Священном Граале и является неотъемлемой частью мировой литературной традиции. Большинство историй, связанных с именем короля, имеет явное отношение к мифотворчеству. Во многих из них Артур сражается с чудовищами, великанами и волшебными зверями. Однако в XXI веке появилась новая версия этих событий. В Англии вышла в свет книга «Король-Дракон» антрополога-этнографа Говарда Рида. В ней выдвигается гипотеза о сарматских корнях короля Артура. Дело в том, что в V веке нашей эры аланы находились на службе в качестве воинов Римской империи и охраняли ее границы на территории Британии и Франции, тогдашней Бретани.
Темина Туаева со своей съемочной группой съездила на туманный Альбион. Говард Рид посетил солнечную Осетию. Оттолкнувшись от книги англичанина, профессор Тамерлан Гуриев написал сценарий фильма. Режиссером стал Алексей Пищулин. К тому времени он уже возглавлял продюсерский центр на ТВЦ и являлся автором сценария фильма о Георгии Жженове (фильм был удостоен телевизионной премии «ТЭФФИ»).
Рассказывает Темина Туаева: «Начали снимать фильм в Уэльсе. Там есть старинная крепость недалеко от Карлеона, это городок, где Артур был коронован. Цитадель послужила прообразом знаменитого замка «Камелот», в котором собирались рыцари Круглого стола и решали вопросы войны и мира. Также мы отсняли остров Тинтагэл, где, по преданию, родился Артур. Еще съемки велись во Владикавказе, Франции. Продолжением этой темы стала наша полнометражная документальная лента «Аланы в Европе», закадровый текст которой написан нашим известным историком, профессором Русланом Бзаровым».
Особняком в осетинском кинематографе стоит имя Мурата Джусоева. Деньги для нескольких своих картин он находил сам. Ему, как правило, шли навстречу «сильные мира сего», уважая его за талант и трудолюбие.
Мурат – дважды заканчивал ВГИК. Первая специальность, которую он там получил, - директор фильмов. В этом качестве он долго работал на Одесской киностудии. Затем он в стенах ВГИКа получил специальность «кинодраматург» (мастерская Фигуровского).
В сфере игрового кино ему удалось сделать очень много: он – автор сценария и режиссер монтажа кинокартины «Фанат», автор фильмов «Похищение Европы», «Человек в зеленом кимоно» (в соавторстве с Тамерланом Каргаевым и Борисом Кантемировым), «Курьер на Восток», «Горец», «Фарн» и других. Большинство его фильмов прошли испытание временем. «Фанат», например, один раз в полгода обязательно показывают на одном из центральных каналов. Популярный ныне актер Алексей Серебряков – открытие Мурата Джусоева. Впервые он снялся в фильме «Фанат».
В начале 90-х Мурат вернулся на Родину, в Осетию. Сначала он снял фильм «Хохаг» («Горец»), который получил главный приз жюри – «Серебряный полумесяц» - на кинофестивале в Ашхабаде. Затем с большими трудностями, в пустыне, прошли съемки философской картины «Фарн» о поиске территории вечного счастья. И в каждой своей ленте Мурат воспевал осанну фантастически гордым землякам – людям, спокойно идущим на смерть, чтобы только не запятнать трусостью свою честь. Сейчас такое поведение – большая редкость. Мурат напоминает языком искусства о высоких морально-нравственных устоях предков сегодняшним бездуховным потомкам.
Первая кинодокументальная лента, которую снял Мурат, - «Эпитафия» - сделана по заказу правительства РЮО. Фильм посвящен министру обороны республики Южная Осетия Валерию Хубулову, который был убит во Владикавказе. Картина вызвала в Южной Осетии большой резонанс.
Многие годы работая на Северо-Кавказской студии кинохроники над киноальманахом «Северный Кавказ», Мурат сумел показать Кавказ – «большой и разный».
Героиня его документальной киноленты «Атлантида над облаками», снятой на студии кинохроники, - Наталья Познанская – жительница высокогорного селения Харисджин. В картине красиво отражена (оператор – Георгий Гаврилов) спокойная и очень по-человечески теплая жизнь маленького поселения.
Картина «Кто?» (оператор – Сергей Будтуев) снималась в Грозном и в Назрани. Главный герой – Мусса Хадзиев – директор Театра юного зрителя Назрани, бывший житель города Грозного, музыку к фильму написал ингушский композитор Тимур Дзейтов, который сейчас живет в Москве. После премьеры фильма «Кто?» в Доме кино во Владикавказе, на Мурата посыпались не очень-то приятные вопросы. Он спокойно ответил: «Вы его (героя фильма «Кто?») можете называть ингушом. Для меня он – человек!»
В содружестве с кинооператором-женщиной Эстер Шер из Швейцарии, получившей образование во ВГИКе, Мурат снял фильм о юном художнике Тимуре Андиеве из Алагира «Портрет художника в юности».
Совсем недавно в содружестве с Индирой Черджиевой Мурат завершил работу над документальным фильмом об афганцах «Кандагар. 5-я рота - встреча 25 лет спустя», Фильм был очень тепло встречен на кинофестивале «Золотой Витязь» в Курске.
Трудно перечислить все фильмы, снятые Муратом Джусоевым (так их много). Сам он абсолютно не склонен к саморекламе, не бегает ни за какими званиями и регалиями (и не имеет их). Думаю, что судьба вновь улыбнется Мурату Джусоеву, и он еще снимет художественные фильмы по своим сценариям.
12 апреля 2005 года Северо-Кавказскую студию кинохроники возглавил Валерий Сабаев. До этого он трудился на киностудии «Мустанг» в Москве. В 2005 году он рассказывал мне:
- С 90-го года, когда я ушел отсюда, - рассказывал мне Валерий, - практически ничего не изменилось в плане насыщения студии каким-то новым оборудованием: технологическим, киносъемочным. Более того, закрыт цех обработки пленки, так как все перешли на цвет. Хотелось бы приобрести современное видеооборудование - нет возможности. Но студия все равно живет, несмотря на трудности.
- Над какими фильмами вы реально работаете в год юбилея?
- Да, в этом году студия отмечает 60 лет со дня создания. Она была организована на базе Ростовской студии кинохроники, находившейся в годы войны в эвакуации в Орджоникидзе. В связи с юбилеем мы приступили к съемкам фильма «Дневник хроникера». Есть желание осмыслить пройденный путь, вспомнить талантливых людей, наиболее достойные кинопроизведения, которые получали призы на кинофестивалях. Над лентой трудится Герман Гудиев, он автор сценария и режиссер. Оператор – Мирон Темиряев, он стал широко известен после участия в съемках легендарной картины «Человек-амфибия».
Людмила Макеева вместе с Георгием Гавриловым снимают фильм «Нартиада или ковчег Роланда». В данный момент они находятся на съемках в Адлере.
Третья группа уехала в Дагестан. Алина Веткова – режиссер, Михаил Немысский – оператор. Они снимают экстремальную ленту «Канатоходец» о знаменитой династии мастеров ходьбы по канату Цовкра.
Сегодня стартует четвертый фильм. Название «Тонкий абрис кабардинского коня». Наши соседи возродили знаменитых кабардинских скакунов. Нашелся энтузиаст, который воссоздал заново дорогую древнюю породу лошадей.

В достопамятный 2005-й я много раз встречался с Германом Гудиевым (фото). Судьба нас свела еще в 1981 году во ВГИКе. С тех пор мы достаточно часто общались, делились творческими планами. Вот что рассказывал мне тогда Герман о своей работе над центральной картиной студии:
- «Дневник хроникера» посвящается нескольким поколениям кинематографистов. Это полный метр. Такую масштабную ленту я еще никогда не делал. В чем здесь проблема? Это сотни тысяч метров пленки. Что-то я помню, но все равно надо снова отсмотреть весь этот колоссальный материал, чтобы собрать нужные кадры. Второе. По крупицам собираем фотографии. Люди разъехались, многих вообще давно нет. Многие живут за границей: кто в Америке, кто в Израиле. Другой момент. Даже если нам удастся все собрать и смонтировать, это будет обзорный фильм. А обзорная картина – как проклятье, это неинтересно, монотонно, получается сухой реестр. Еще какая проблема. Многие фильмы лежат десятки лет, пожухла пленка. Надо использовать специальную компьютерную технологию, чтобы восстановить качество. Еще момент. Будет масса микроинтервью, которые я буду брать у нынешних и бывших коллег. Они должны создать объективную картину. Вся эта мозаика, собравшись вместе, должна выглядеть гармонично. Но так как этих людей почти нет, я решил говорить за них: это будет фильм Германа ГУДИЕВА. С первого кадра до последнего я его веду. Я буду рассказывать, потому что пришел на студию в 1957 году. Тогда мне было 16 лет, а сейчас – 66. 50 лет я на студии. Полвека! Это раз. Второе. Я бы не хотел быть необъективным, когда в моих комментариях мелькают одни прилагательные: великолепный, прекрасный, талантливый и т.д. Этого не будет. Третье. Характеристики, которые я буду давать людям, возможно, будут субъективными. Я не собираюсь кого-то хаять или проклинать. Просто каждый из них будет тем, кем он был в моем представлении. Как-то Мариэтта Шагинян написала большую работу о Шостаковиче и прислала текст Виктору Шкловскому с просьбой откомментировать, сказать свое мнение. Ответ был таков: «Да, безусловно, Шостакович великий композитор, талантливый, добрый, внимательный, хороший наш человек, но помимо этого Вам надо было написать, что он был очень желчным, непробиваемым ортодоксом, что в некоторых ситуациях он вел себя как сумасшедший тиран. Вот тогда бы у Вас получился портрет живого человека». То есть не надо наводить глянец, делать из всех Иисуса Христа. Пусть люди будут живыми – со всеми своими достоинствами и недостатками. И вот мне бы хотелось, чтобы все персонажи моего фильма были именно такими!
В СССР было примерно 12 студий кинохроники. Наша студия стояла особняком. В каком смысле? Кинематографическое братство имеет свою специфику и свой менталитет, и отличается от сообществ писателей, журналистов, архитекторов. Эта студия была классическим примером деления не на классы. Киношники – это всегда одна семья. Если у кого-то радость – веселились все. Если у кого-то случалось горе – все помогали ему. Когда я пришел пацаном на эту студию, меня такая доброжелательная атмосфера потрясла до глубины души. В других коллективах подобного единения я никогда не встречал. Еще один момент. Эти люди шли к коммунизму. Многие из них пропахали всю войну, большинство из них не имеют никакого представления о перестройке, ни о том, что в России уже утвердился пещерный капитализм. Мне бы хотелось, чтобы в фильм вошла философская тема – где бы я поразмышлял: как бы те, даже умершие люди, реагировали на сегодняшние изменения социума, которые происходят вот уже два десятилетия?
Завершаться фильм будет кадрами из фильма Вадима Грунина «Уикенд на Каспии». На взгляд обывателя и дурака, это фильм о том, как люди отдыхали на море. Приехали на автобусах, своих машинах, с баранами, поросятами, чтобы делать там шашлыки. Но ближе к концу мы видим, как мальчик в белых шортах бегает босиком по пляжу, а вокруг него валяются консервные банки, шкуры баранов, всякие ошметки, тряпки, самая разнообразная дрянь – все то, что остается от коллективного отдыха. Потом возникает органная тема Баха, и мы видим снежную вершину Эльбруса. Такое ощущение, что с вершины этой горы Зевс посылает свое проклятье человеку и говорит: «Пир у вас Пирров, пир во время чумы! Вас ждут большие неприятности. Скоро случится непоправимое». Чревоугодники напрасно радовались – действительно настали тяжелые смутные времена. Это сделано на грани метафизики, потому что там есть кадры, которые очень символичны. Например, под ударами ветра вдоль моря летит и катится по берегу табуретка… Срывая голоса, кричат чайки… Скоро грянет буря!.. Вот это ощущение не покидает меня.
Режиссер Вадим Грунин, режиссер от Бога, давно живет в США. Его оператор Борис Насимов, тоже бесконечно талантливый мастер, уехал в Израиль. Когда я делал вечера кино в Домах культуры разных городов, я обязательно брал с собой «Уикенд на Каспии». Я показывал фильм своим студентам, сам комментировал его.
Вот такая задача. «Дневник хроникера» - полнометражный. Должен быть готов в конце октября. Работаю я очень напряженно, просыпаюсь ночью и думаю, как сделать тот или иной кадр. Фильм создается в условиях полного развала студии. У нас имеется одна камера на три группы. Не хватает осветительной аппаратуры и т.п. Полный хаос в фильмотеке, но картину я сделаю в срок и, надеюсь, без существенных художественных потерь.
От себя в монолог Германа Гудиева я не добавил ни слова. Именно парадоксальным и гениальным рассказчиком запомнился мне замечательный кинорежиссер Герман Гудиев…

Герман Гудиев (10.04.1939–30.07.2007)
Поэт, прозаик, публицист, кинорежиссер, киносценарист, член Союза кине¬матографистов, писателей и журналистов России, почетный кинематографист России, заслуженный деятель искусств РСО–Алания, лауреат Государственной премии им. К.Л. Хетагурова (2003).
Герман Гудиев родился в г. Владикавказе. Окончил ВГИК (1976). Учился у лучших мастеров кино Советского Союза. Среди его учителей – Роман Кармен. После учебы в Москве вернулся в Осетию, где работал на студии телевидения и студии кинохроники г. Владикавказа.
Герман Гудиев – автор сценариев всех своих фильмов, среди которых : «Еще шаг назад» (1976), «Коста Хетагуров» (1978), «Поиск» (1981), «Компо¬зиция» (1987), «Кайсын» (1987), «Сон» (1991), «При¬тча» (1992), «Ярость и мольба» (1993), «Портрет на фоне гор» (1994). Уже его первая дипломная лента о строительстве Транскама стала призером всесоюзного кинофестиваля в Ереване. Он снял первый в Осетии полнометражный документальный фильм о Коста. Автор четырех поэтических сбор¬ников : «Молчание», «Горы в Коби», «Клятва вер¬шин», «Бездна». Его книга «Вершины», удостоенная премии великого Коста, его киноработы, очерки о знаменитых людях республики – лишь часть того большого творческого процесса, в котором проходила вся его жизнь.
О сборнике-эссе «Вершины», наверное, лучше всех сказал журналист, автор десятка сценариев документальных фильмов Евгений Пантелеев : «То, что издал Герман Гудиев, то, что явилось плодом его многолетних трудов, – это Книга с большой буквы. Это явление не только осетинской, но и россий¬ской литературы». Герман Гудиев, возможно, создал новый литературный жанр – философский портрет. Эссе «Вершины» является ярким отражением мира Гудиева – осетина и европейца, горца и человека утонченной городской культуры, патриота и граж¬данина мира. В его мироощущении простые песни горцев вплетались в фуги Баха, которого он считал номером один на все времена.
В творчестве Германа Гудиева, одаренного человека, художника в истин¬ном смысле этого слова, счастливо сочетались поэзия и кинематограф, публи¬цистика и художественная проза. О чем бы он ни рассказывал, это всегда был голос талантливого, неравнодушного мастера. Лаконизм, возведенный в твор¬ческий принцип, богатая эрудиция и особый взгляд на мир выгодно отличали его художественный почерк.
Герман был для многих поколений, начинающих свой творческий путь, современником и мэтром. Его емкий, образный художественный мир заворажи¬вал и не отпускал.
Герман Георгиевич является автором более двух десятков документальных фильмов, дикторских текстов к кинофильмам, сотен киножурналов, спецвыпу¬сков, радио- и телепередач, многих газетных публикаций, статей, рецензий.
Он – автор и режиссер первой в Осетии документальной ленты о жизни и творчестве К.Л. Хетагурова, которая и по сей день является хрестоматийной.
В кинофильме «Хроникер», который Герман снял в 2005 г. на Северо-Кавказской студии кинохроники, он рассказал о своих товарищах-документалистах и о себе.

Книги Виктора Буйвидаса
Блог Буйвидаса: https://buividas93.livejournal.com/
Итальянское убийство: https://www.litres.ru/viktor-buyvidas/italyanskoe-ubiystvo/
Пробивка: https://www.litres.ru/viktor-buyvidas/probivka/
Пьеса для шпионки: https://www.litres.ru/viktor-buyvidas/pesa-dlya-shpionki/
Тройной капкан: https://www.litres.ru/viktor-buyvidas/troynoy-kapkan/
Угол смерти: https://www.litres.ru/viktor-buyvidas/ugol-smerti/
Формула удачи: https://www.litres.ru/viktor-buyvidas/formula-udachi/
Сумасшедшее рандеву: Книги на всемирном Amazon: https://www.amazon.com/   


Рецензии