Разговор о стивене спилберге

В этой статье речь пойдет о Стивене Спилберге и его фильме «Список Шиндлера»


Предыстория  вопроса

Фильм Стивена Спилберга «Список Шиндлера», на мой взгляд, стоит особняком во всей кинематографии мастера. При этом картину , без всякого сомнения, можно назвать событием планетарного масштаба. Я уверен – этот замечательный фильм за семнадцать лет (после выхода в 1993 году), если не посмотрело, то уж точно слышало про него львиная доля человечества. Думаю не ошибусь, если скажу, что В том или ином контексте «Список Шиндлера» в мировых СМИ упоминается    не только ежедневно, но и гораздо чаще. Признаюсь, что В таком информационном шуме мои уши и мой мозг не миновала чаша сия. Но до последнего времени, по разным причинам  особого желания посмотреть эту картину у меня не было.
И вот наступило 27 января 2020 года. Напомню, если кто-то забыл или не знает, это дата полной снятии блокады с Ленинграда. Уверен, что   для большинства россиян это  дань искренней человеческой памяти  тем, кто своими подвигами, своими страданиями, сверхчеловеческим мужеством и своими жизнями  позволили дальше расти и развиваться русской цивилизации  и тому многонациональному миру который исторически группировался и до сих пор развивается на территории Российской Федерации. Лично для меня  все что связано  с  освобождением Ленинграда все окрашено еще и семейной болью. Ведь за несколько дней до освобождения Ленинграда близ Гатчины был сбит самолет которым управлял капитан Григорий Шаповалов. Это отец моей матери и мой дед.
, И вот накануне 27 января я смотрю по российскому телевидению сюжет, где наш президент В. Путин в окружении первых лиц других государств участвует в открытии памятника посвященного снятию блокады. Памятник назван красиво - «свеча памяти». Но происходят эти мероприятия не в Ленинграде, а почему-то в Израиле? ( подробно об этом казусе я писал на своей страничке в fb. Две похожие статьи- «Патриотизм это мужество» и  «Свеча еврейской памяти»).
Поэтому тут я не стану повторяться. Скажу   одно – 75-летие Великой Победы человечества над фашизмом в Израиле, почему-то было окрашено красками исключительно Холокоста? Как по команде,  в течении нескольких следующих дней,  международные СМИ, в очередной раз громогласно напомнили кто же на самом деле, страдал и принес себя в жертву во спасения всего человечества от коричневой чумы фашизма. И вот тут в ряду праведников мира я услышал это имя.
- Кто такой этот Оскар Шиндлер? – удивился я.
Телевизор, подозревая о моем невежестве,  тут же меня просветил. Оказалось это был тот самый Шиндлер, о котором полвека назад был написан роман, и затем, в 1993 году Стивен Спилберг снял свой известный фильм!
 пока я переваривал сообщенную мне информацию, в телевизоре сменилась картинка: пустынные окрестности Иерусалима и длинная очередь  в мавзолей!
- Чур меня! – отмахнулся от наваждения я! Какой нафиг мавзолей! Это же гора Сион!
Но очередь есть. Вот она! Длиннющая, и тянется мимо какой-то плиты. На лицах у людей скорбь, в руках камушки. Я не понимаю одного - зачем им камушки. Из «Нового Завета»помню-  у евреев существовала традиция побивать грешников камнями. Но здесь мне показывают кажется что-то другое?  Люди идут мимо надгробной плиты и, не бросают, а с почтением кладут рядом свои камушки. Прекрасная картинка! Чувствуется, как тут много простора и много воздуха! При этом, будто с небес,  звучит прекрасная музыка! Зрелище впечатляющее! Короче, на моих глазах появились слезы!
Я позже узнаю, что последние кадры этого сюжета были целиком взяты из «Списка…». Придавленный таким мощным эмоциональным прессом, я начисто забыл про подвиг моего деда - капитана Григория  Шаповалова.
- Как! – вскрикнул, продолжая пялиться в экран я. -   Как я мог до сих пор ничего не знать и оставаться посторонним к такому человеку! Надо, не откладывая, посмотреть этот фильм! Ведь там гениальный режиссер запечатлел святость и праведность Оскара Шиндлера!
Фильм я посмотрел. Вот об этом фильме и о человеке Оскаре Шиндлере мне в этой статье хочется поговорить.

Сюжет

Начну я с того, что вкратце напомню сюжет трехчасовой картины. Материал этот я взял из википедии.
Польша, 1939 год. По приказу нацистского командования все польские евреи должны собраться в крупных польских городах для регистрации. Через некоторое время все евреи должны переселиться в гетто.
Немецкий бизнесмен Оскар Шиндлер прибывает в Краков, чтобы организовать фабрику по производству эмалированных изделий. Оскар быстро сходится с высшими чинами немецкой армии и членами СС, которых Шиндлер на всю катушку развлекает в ресторанах роскошными ужинами в обществе певиц и танцовщиц. И вот в кармане у предприимчивого Оскара уже есть все разрешения. Дело осталось за малым — раздобыть денег, набрать штат рабочих и организовать процесс производства.
Пользуясь бедственным положением согнанных в гетто евреев, Шиндлер делает еврейским богачам предложение, от которого они не в силах отказаться — они дают ему деньги (которые сами не могут пустить в оборот из-за наложенного немцами запрета), а взамен получают товары, которые можно обменивать на другие товары. Управление предприятием Шиндлер поручает Ицхаку Штерну, местному члену еврейского совета. Штерн не в восторге от работы у Шиндлера, но другого способа вырваться из гетто и как-то помочь своим согражданам у него нет.
Многие евреи охотно идут работать к Шиндлеру, так как это даёт им возможность на некоторое время покидать гетто. Для того, чтобы евреев принимали на работу, Штерн помогает им в подделке документов, подтверждающих их технические навыки.
Под умелым руководством Шиндлера, поддерживаемого своими друзьями из высшего руководства армии, и Штерна, непосредственно организующего производство, предприятие по производству эмалированных изделий быстро набирает обороты. Оскар Шиндлер купается в деньгах. Он делится со своей женой Эмилией, приехавшей к нему погостить, своей теорией: именно война есть движущий элемент любого бизнеса, надёжно гарантирующий его процветание.
В Краков прибывает офицер СС Амон Гёт. Он заключает евреев из гетто Кракова в концентрационный лагерь Плашов. Именно ликвидация гетто послужила отправной точкой к эволюции Шиндлера от авантюриста к гуманисту. Шиндлер поддерживает дружеские отношения с Гётом и с другими офицерами СС, чтобы заручиться их поддержкой. Гёт получает приказ закрыть концлагерь Плашов, а находящихся в нём евреев отправить на уничтожение в Аушвиц (Освенцим). Шиндлеру удаётся с помощью взятки убедить Гёта оставить в живых «его» рабочих, которых он будет использовать на новой фабрике в своём родном городе Цвиттау-Бриннлитц, в Чехословакии. Шиндлер и Штерн составляют список рабочих, которые должны избежать попадания в Аушвиц. Этот список «квалифицированных» рабочих, попадание в который спасало жизнь узникам Плашова, и вынесен в название фильма.
Основная часть рабочих фабрики Шиндлера успешно добирается до Цвиттау-Бриннлитца, однако поезд с женщинами и некоторыми детьми по ошибке отправляют в Освенцим. Шиндлеру с помощью подкупа высокопоставленного чиновника удаётся спасти их.
Все заработанные деньги Шиндлер тратит на подкуп нацистских офицеров, охраняющих его фабрику. Деньги кончаются в тот момент, когда война заканчивается капитуляцией Германии.
Амона Гёта вешают по приговору польского суда после войны.
Шиндлер, как «нацист и рабовладелец», должен бежать перед наступающей Красной Армией. На прощание рабочие его фабрики дают ему письмо, объясняющее действия Шиндлера, и дарят ему золотое кольцо (отлитое из зубов одного из заключённых) с надписью из Талмуда «кто спасает одну жизнь, спасает целый мир».
Прибывший утром советский офицер объявляет евреям, что они свободны. Затем все эти люди, вытянувшись в одну линию, по полю, куда-то идут? В их руках узелки.
  Тут Изображение из черно-белого становится цветным. Зрителю понятно, прошло много лет и ему показывают уже современность. Прежние Кадры спасенных евреев, превращается  в процессию их потомков! Но это, оказывается, не  добровольно пришедшие люди, а актёры из фильма!! Актеры  со скорбными лицами проходит возле могилы святого Праведника. Каждый из них кладёт камень на могильную плиту.

Верить или проверить

 Свою картину «Список Шинглера» автор определяет , как историческую драму. Хорошо. Именно с этой позиции я и начну разглядывать этот фильм, т. Е.  – меня будет интересовать историческая достоверность и драматичность повествования.
Сразу, по ходу просмотра у меня к фильму стали появляться вопросы. Вот некоторые из них:
События в фильме, мы помним,  начинаются  с 1939 года сразу после вторжения Германии в Польшу. Зрителю сообщается, что всем из сельских мест евреям приказано собраться в городах. Согласно сюжету, в данном случае , речь идет о Кракове.
Мои первые два вопроса – кто конкретно давал этот приказ и кто эти люди которые валом из деревень повалили в город?
Ответ на первый вопрос казалось бы напрашивается сам - это дело рук фашистов.
- Но так ли это? А где были юденраты? – тогда спрашиваю я.
Фильм на этот вопрос ответ не дает.Тогда ответить придется мне самому. Это я сделаю ниже.
Второй вопрос связан с теми сельскими людьми, которые прибыли  в Краков. По сюжету казалось  бы, в город прибывают сельские жители. Но мы на экране видим не просто нарядную публику. Тут и дамы  под вуалями и дамы в шляпках последней моды, и в шляпах и отличных костюмах важные мужчины.
- Неужели это сельские люди? – спрашиваю я себя. – На крестьян они не похожи.  Тогда кто это? По виду публика тянет на шинкарей или  тех капиталистов, которые никогда не нюхая земли, богатели исключительно на ростовщичестве и закабалении польских крестьян.
Уже тремя минутами позже мое подозрение оправдывается. Оказывается, что  эти сельские граждане буквально набиты золотом, брильянтами ну и конечно денежными знаками.
Кстати, ни крестьян, ни вообще каких-либо польских граждан в фильме нет.
- Где интересно коренное население? Задаю третий вопрос я.
Ну и четвертый вопрос будет касаться проклятых фашистов. То что фашисты кровожадные придурки это я и без Спилберга по нашим советским фильмам помню. Но если в старых советских фильмах такое изображение немцев, как захватчиков моей Родины оправдан, то зачем этот примитивный формат понадобился прогрессивному господину Спилбергу? А ведь у режиссера немцы поголовно все, как их дико лающие овчарки,  кровожадные животные. Помимо животности, жестокости и безграничной кровожадности, немцы - пьяницы, развратники, картежники, спекулянты и взяточники.
У меня создалось впечатление, что  на протяжении трех часов демонстрируя весь этот гнусный набор немецких качеств, автор не просто не желает искать иной язык для общения со своим зрителем, но умышленно и сразу из всех орудий воздействия безжалостно шарахает по мозгам! Цель тотального артобстрела просматривается только одна –надо так шарахнуть, чтобы, во-первых, оглушенный зритель абсолютно поверил во все ему показанное;  а во-вторых, - в головах никогда не возникали  неудобные вопросы.
Признаться, я лично Не желаю быть подопытным кроликом и чувствовать себя этаким балваном. Поэтому, поставив перед собой эти вопросы, я постараюсь их прояснить.

Гетто

Коренной сценой в фильме является  показ гетто. Но здесь надо сразу же сделать поправку.  Это Гетто существовало лишь в воображении господина Спилберга, и с реальным краковским гетто мало чего имеет.
Давайте смотреть и разбираться.   по времени картинка гетто на экране занимает довольно большой кусок -  около сорока минут и состоит из двух частей. В первой части зрителю показывают, как в Кракове для переселения собранных евреев, освобождаются шестнадцать  городских кварталов, куда спокойно и совершенно добровольно вселяются сельские евреи. Вторая сцена это двадцать минут истерики и сплошного крика! Надо помнить, что между двумя частями показа жизни евреев в краковском гетто   проходит несколько лет. Что там было с евреями в эти годы господину Спилбергу кажется мало интересно. Во всяком случае режиссер зрителю об этом не рассказывает. Итак, вторая часть и там  сплошной ор. Кричат абсолютно все. Евреи возмущаются, плачут и орут от  того, что проклятые немцы куда-то их переселяют с насиженных мест; крики фашистов ограничены всем знакомыми на слух   фразочками типа «Юда!(еврей)и  Шнель! ( быстро). При этом угрожающим фоном звучит нескончаемый лай немецких овчарок, который перемежается  гортанным клекотом истеричных фашистов.

Интересный факт

Рассказывали, что когда Спилбергу лег на стол первичный сценарий, там сцена   гетто занимала две странички. Спилберг прочитал и расширил ее до двадцати страниц. На экране эти двадцать страниц  обратились в сорок минут. Напомню, Это почти четверть  времени всей картины! И это тот случай, когда по милости режиссера, заплативший деньги зритель, сознательно был подвержен тотально психической атаке! На бедную голову зрителя обрушается двадцатиминутный вал сплошного негатива! Разумеется, что после этого, даже самый крепкий   мозг отменяет способность  ко всякому размышлению.

А что если разобраться

 Предлагаю, - Во-первых, - понять что же за такое историческое явление гетто? Выяснив это, мы сможем точнее разобраться и с конкретным явлением.
Начнем же с того, что попробуем дать определение.
Ге;тто, как устойчивое понятие  возникает в 16 веке. Это итальянское слово - ghetto nuovo «новая литейная») — части крупных городов, отведенные для добровольного или принудительного проживания национальных или религиозных меньшинств. Как явление Г. появляется значительно раньше. Уже в библии есть об этом явлении упоминание. Исторически гетто связывают с этнически еврейскими общинами, которые  по тем или иным причинам, изолированно организовывали свою культурную и религиозную жизнь среди других этнических общин.

В 1516 году в Венеции возникает  Ghetto di Venezia. В районе Каннареджо Образовался, изолированный каналами, участок земли, на котором   властью города было позволено жить венецианским евреям.
Затем в 1239 году в Арагоне(Испания) по просьбам еврейской общины был издан указ, предписывающий всем евреям селиться и жить в городах в специально отведенных кварталах. В дальнейшем вся европейская жизнь евреев происходила преимущественно в отделенных местах, именуемых гетто. Эти места стали  появляться в городах Германии, Франции, Швейцарии, Италии. Со временем  обособленная жизнь евреев смещалась на восток. Таким образом  основные еврейские анклавы постепенно сосредотачивались в Восточной Европе и в частности в Польше. Территориальная обособленность позволяла еврейским общинам, помимо  сохранения своей религиозной и культурной идентичности, избегать ассимиляции  и при необходимости мобильно собраться и уйти к примеру, более благополучные места.
 Теперь давайте взглянем  на конкретно краковское гетто. Речь пойдет о районе в Кракове – Казимеж. Некогда Казимеж был отдельный от Кракова город, который в 1335 году основал Казимир Великий. Новый город возник на противоположном берегу Вислы. По замыслу короля  Казимеж своим великолепием должен был затмить Краков. Особый статус городок приобрел в XV веке, когда король Ян Ольбрахт переселил в него всех краковских евреев. Именно с тех пор стал здесь формироваться особый еврейский культ со своей архитектурой и оригинальными культовыми традициями.  Почти 400 лет Казимеж был центром еврейской диаспоры, разбросанной по всей Европе. До сих пор в этом районе Кракова синагог больше, чем католических храмов. Еврейская община Казимежа была изначально автономной. Она управлялась исключительно кагалами, раввинами и старейшинами. Принимаемые и действующие в Польше законы Казимежа почти  не касались.  Выше раввина и кагала был только краковский воевода и сам король. Постепенно, расширяясь, Казимеж присоединял к себе соседние деревни... В конце 18 века  Казимеж был присоединен к Кракову. С этого времени Казимеж стал городом в городе. Тут была хорошо развита инфраструктура и свободно действовали еврейские политические и религиозные  организации. Достаточно сказать, что в Казимеже евреям принадлежало 6 синагог.
И ныне в Казимеже ведется активная работа по реставрации и сохранению национального колорита. Этому в первую очередь способствуют действующие синагоги. Под их сенью регулярно проводятся разного рода торжества, подобно ежегодному Фестивалю еврейской культуры.
Казимеж 21 века считается самым престижным районом! Он обладает всеми признаками шикарной жизни. Вот что пишется о Казимиже в путеводителе по Кракову: «здесь дорогие рестораны и магазины, роскошные дома... По ночам сюда стекается краковская богема, из уютных кабачков доносятся звуки джаза или национальные мелодии. Оригинальные вывески, как и вся атмосфера этого местечка, не оставляют равнодушными никого, благо музыка здесь смолкает лишь на рассвете..».
Кстати, « Список Шиндлера» господин Спилберг » снимал именно здесь. Здесь в Казимеже происходили показанные в фильме события.
 Вот что на этот счет продолжает туристам рассказывать глянцевый путеводитель: «Открытая фабрика Оскаром Шиндлером существует и доныне, хотя и в ином качестве: в память об этом удивительном человеке польские власти сделали ее музеем».

Справка

Всего в Европе было создано около 1000 гетто, в которых проживало не менее миллиона евреев.

Казимеж при фашистах
Для начала следует рассказать каковы в целом были особенности существования гетто при гитлеровцах. Во-первых, гетто далеко не всегда создавались по этническому признаку. Во-вторых, - задача гетто или лагеря заключалась в необходимости в определенном месте концентрации массы людей. Концентрация масс для немцев была жизненно необходима. Собранные в одном месте близ конкретного предприятия люди обязаны были работать на третий рейх.
Ну и в-третьих, -  Гетто при немцах – это обособленные еврейские кварталы организованные на принципах еврейского самоуправления. Сюда принудительно перемещали евреев в том числе для изоляции от нееврейского населения. Органом самоуправления гетто и одним из инструментов осуществления оккупационного режима являлся юденрат «еврейский совет». в состав юденрата входили самые авторитетные люди. Это  были бизнесмены, юристы, врачи, раввины.
Далее, надо запомнить, что никакого отдельного гетто немцы в Кракове не создавали. Был Казимеж. Для тех же евреев которые по приказу юденрата прибыли в Краков из сельской местности немцами были подготовлены еще 16 кварталов. Этот факт, кстати, тоже звучит у Спилберга.  16 городских кварталов! А ведь там жили другие люди. Людей этих необходимо было переселить. Куда? Об этом малозначительном явлении господин Спилберг не сообщает. Ладно. Факт остается следующий - Казимеж увеличился на 16 кварталов.

Еще два факта

Факт первый: Юденратных евреев в краковском гетто было около 150 человек.
Факт второй:  В одном личном архиве из времен оккупации немцами Польши хранится любопытный номер одной тамашней газетки. Вот что по поводу этой газетки пишет автор архива: «Газеты еврейской» от 4 августа 1941 года, которая издавалась в Кракове на польском языке. На первой странице газеты был изображён знак иудаизма — звезда Давида— и помещено «радостное» сообщение: «Немецкие самолёты на протяжении последней ночи бомбардировали военные объекты Москвы… В районе Киева немецкие войска днём 31 августа продолжали победоносное наступление на большевистские позиции…». На третьей странице той же газеты вот как поддерживали дух евреев из краковского гетто: «…работы по восстановлению Отдела религиозных культов заканчиваются, и в ближайшее время этот отдел начинает функционировать. Тем самым будет восстановлен раввинат религиозной еврейской общины, который бездействовал с начала войны. Отдел по религиозным верованиям будет функционировать в прежнем своём помещении по улице Глибовской, дом № 26/28…».
 Таковы следы деятельности отдельных журналистов в лихолетье оккупации, когда над людьми нависала угроза беспощадного уничтожения. Но кажется так в гетто думали не все. Богатым евреям удавалось откупиться большой суммой денег, купить себе за золото «левые документы», удостоверяющие, что их обладатель — истинный ариец, либо найти укрытие в бункере, где они могли бы просидеть весь период оккупации.

Несколько характерных штрихов

К сожалению, мне, более того что я написал выше про краковское гетто, отыскать ничего не удалось. Зато имеется описание, как выглядело гетто в Варшаве. Строго исполняющие приказы педантичные немцы ничего нового придумывать не собирались. Все гетто устраивались по одному образцу.
Итак, в1940 году немцы в Варшаве, вслед за Краковым, организовали самое большое в Польше гетто. Максимальная численность там достигала до 0,5 млн. человек. Евреи обязаны были работать по немецким военным заказам. Работы организовывались как внутри гетто, так и вне его. Варшавское гетто быстро превратилось в крупный ремесленно-торговый центр всей Польши. Помимо официальных фабрик, которые  были зарегистрированы и имели разрешение на работу, было  еще множество подпольных фабрик, которые ютились в замаскированных помещениях и в подвалах. Работая по ночам, эти шараги поставляли на польский рынок самую разнообразную продукцию. Это были ткани, куртки, носки, рукавицы, щетки, различная галантерея и бесчисленное множество иных товаров. Сырье нелегально доставлялось из Лодзи, Ченстохова, Томашува и других городов.
Верхний слой в гетто составляли преуспевающие коммерсанты, контрабандисты, владельцы и совладельцы предприятий, высшие чиновники юденрата, и конечно агенты гестапо. Эти люди устраивали пышные свадьбы, одевали своих женщин в меха и дарили им бриллианты. Для них работали рестораны и ночные клубы, где подавались  изысканные яства и играла музыка. для них нелегально в гетто ввозились тысячи литров водки.
Вот как описывает такое злачное место расположенное в центре варшавского гетто В.Шпильман, чья книга «Пианист» легла в основу одноименного фильма Р. Поланского: «Приходили богачи, увешанные золотом и бриллиантами; там же, за столиками, уставленными яствами, под хлопки пробок от шампанского “дамы” с ярко накрашенными губами предлагали свои услуги военным спекулянтам, —, — В колясках рикш сидели, раскинувшись, изящные господа и дамы, зимой в дорогих шерстяных костюмах, летом — во французских шелках и дорогих шляпах».
 Еще в гетто, кроме ресторанов и кафе,  было 6 театров.  Таким образом, отдельные евреи имели возможность очень приятно развлекаться. Но евреи развлекались не только в общественных заведениях. В гетто было множество частных борделей и карточных клубов. Эти заведения возникали чуть ли не в каждом доме.
Взяточничество и поборы в варшавском гетто достигали астрономических размеров. Пособники нацистов — члены юденрата и еврейская полиция наживали на этом баснословные барыши. Например, известный в литературе случай, когда , в еврейском квартале немцы дали разрешения для работы 70-и хлебопекарен, но евреи открыли ещё 800 незарегистрированных. Для них использовалось сырьё провезённое в гетто контрабандой. Собственники таких подпольных пекарен облагались мздой своей же полицией, юденратом и гангстерами. Так называемые гангстеры это отдельная тема Варшавского гетто. Многие попавшиеся на своих махинациях контрабандисты вербовались и становились агентами гестапо — сообщали о припрятанном золоте, о деятельности банд. Такими были гангстеры Кон и Геллер, захватившие в свои руки все транспортное дело внутри гетто и промышлявшие кроме того в широких масштабах контрабандой. А еще Варшавское гетто было центром нелегальных валютных операций. Черная биржа гетто определяла курс доллара по всей стране. Известен поразительный факт из жизни черной биржи гетто: некий Эмануэль Рингельблюм вспоминал что там торговали земельными участками в Палестине!
И тем не менее, проблемы у гетто начались не столько из-за коррупции, сколько из-за крайней антисанитарии. Соблюдающие иудейскую традицию евреи являлись главным источником эпидемиологической опасности. Они не брили бороды, неделями не мылись и превращались в разносчиков вшей. Если гетто это было царство еврейской автономии  куда немцы мало совали свой нос, то в лагерях гитлеровцы уже церемонились с евреями мало и действовали жестко. у евреев отбирали завшивленную одежду и обувь, принудительно мыли и стригли бороды.
А , когда еврейского населения  в гетто стало через чур много и тем самым эпидемиологическая обстановка стала критичной, Немцы, решив спасать свою дармовую рабочую силу, приняли решение о разгрузки гетто и перевоза нетрудоспособной части населения в лагеря Люблинского дистрикта. Там  была возможность для этих людей обеспечить необходимые санитарно-гигиенические условия проживания. Фабриканты (типа Оскара Шиндлера) пытались уговорить евреев перебраться туда добровольно. Восемь мастеров-евреев, специально привезенных из Люблина, расхваливали условия, ожидавшие там переселенцев. Их поддерживала еврейская администрация фабрик. Но тут явились те самые еврейские гангстеры о которых шла речь выше.  Эти бандиты на глазах у всех, расправились с люблинскими мастерами. Жестоко их избив, гангстеры застрелили директора фабрики. После этого бандиты подожгли склады и фабричные здания.
 - Зная все эти исторические факты , не совсем ясно почему некоторые историки называют, произведенную немцами в апреле 1943 года зачистку утопающего в антисанитарии, болезнях, бандитизме, разврате и коррупции восстанием Варшавского гетто? И тут же второй вопрос - почему наука история боится сказать правду о том кто и против кого там «восставал»? Факты вещь упрямая и ясно, что рейд немцев спровоцировали вооруженные до зубов еврейские воры, рэкетиры и контрабандисты, подставив тем самым под угрозу мирное население — стариков, женщин и детей. Но это уже другая тема. 

Характерный ход мысли
 
Для лучшего понимания, почему  евреи мирились с подобными условиями своего существования приведу характерное для них рассуждения: «"Гетто создает условия для культурной автономии, изолирует от ассимиляторских влияний чужой культуры, позволяет народу оставаться самим собой. Да, сейчас невыносимо тяжело, но ведь идет война. Надо находить общий язык с немцами. Это позволит пережить войну в состоянии национальной целостности, а затем уехать за пределы Европы (чего, собственно, и добиваются немцы), сохранив культуру, традиции, религию".

Зачем подробности?
Да, я так подробно должен был разобраться с придуманным и реальным гетто. Это идейно-узловая тема всего фильма.
 Припомните выдуманную режиссером сцену  разгромленного краковского гетто. Эффект достигает своей цели. оглушенный диким ором и истошными криками зритель полностью дезориентирован. Еще бы! Двадцать минут визуального и слухового артобстрела! После этого Мозг зрителя успешно превращен в пухлый пирожок, внутри  которого одинокой колбаской лежит начинка из трех слов: «Какие же гады фашисты»!
Объективно, с такой, даже пусть чисто эмоциональной начинкой, спорить невозможно. Это правда. Германский Нацизм навеки осужден и я надеюсь этот приговор  безвозвратен
Но разве про это фильм?

Два Оскара

Пора вернуться к фильму и задуматься – а про что, в самом деле, это кино?
Но прежде чем ответить на этот вопрос, предлагаю   взглянуть в лицо главного героя. Точнее, героев было, как минимум, двое. Один реальный и другой, которого придумал Стивен Спилберг.
Всякий кто посмотрел фильм хорошо запомнил киношного Оскара. Тем же кто не смотрел картину или подзабыл главного героя рекомендую обратиться к началу этой статьи. Там подробно описан сюжет.
Но перед приближением к образам «двух героев», укажу  на концептуальную идею, которую через весь фильм проводит господин Спилберг. Так же как погром краковского гетто, по режиссерскому замыслу,  есть идейный узел   поставленных друг перед другом немцев и евреев, так противостояние  начальника лагеря немца Амона ГЁта и немца Оскара Шинглера это личностная символическая дуэль. Итог этого противостояния известен. Немца Гёта, как нациста  судят и суют в петлю; а немца Шинглера провозглашают праведником мира.
Что-ж, каждый из них вероятно получил по заслугам. Во всяком случае, Амон ГЁт точно.  , Теперь давайте пристальнее поглядим на святошу Шинглера. Всякий желающий в открытом доступе может отыскать и прочесть довольно информации об этом человеке. Я же в своем исследовании буду так же опираться на информацию, в избытке, находящуюся в интернете. В частности на пристальные изыскания депутата нижней палаты чешского парламента историка Итки Грунтовой. Госпожа Итка свое многолетнее исследование начинаеттак: «Это был пьяница, бабник, изменник родины, вражеский шпион и взяточник». Исследовательница утверждает, что героя из ее земляка «слепили» писатель Томас Кеннеди в романе «Ковчег Шиндлера» и Стивен Спилберг в вышеупомянутом фильме. И в качестве доказательства того, что мир увидел не более чем красивый миф, Итка Грунтова использует биографию «мирового праведника».
Родился Оскар Шиндлер 28 апреля 1908 года в маленьком чешском городке Свитавы, основную часть населения которого составляли немцы.
 С 1924 года, после окончания средней школы, он начал работать в фирме отца и вскоре в одной из служебных командировок познакомился со своей будущей женой — красавицей Эмилией. Ему понравилась и девушка, и ее приданое в 100 000 крон. Поэтому, не откладывая дело в долгий ящик, Шиндлер 6 марта 1928 года женился. Однако хорошим семьянином он не стал.
Много лет спустя его вдова в мемуарах под названием «Я, Эмилия Шиндлер» рассказала, что у них никогда не было спокойной супружеской жизни. Приданое ее муж быстро промотал — купил роскошный автомобиль, а затем начал вести разгульный образ жизни. Он пытался работать, но любовь к авантюрам и алкоголю не позволила ему сделать карьеру.
Еще одной слабостью Шиндлера были женщины. Он практически сразу же после свадьбы начал изменять жене и даже не пытался это скрывать. У него было двое внебрачных детей, но ни одного законного, рожденного в браке с Эмилией. Перед войной Оскар даже просил о разводе, но супруга, будучи католичкой, решительно отказала ему. Так что до Второй мировой Шиндлер не был ангелом. Это лишний раз подтверждают обнаруженные архивистами документы, в которых упоминаются его тогдашние прозвища — Мерзавец-агент, Шиндлер-мерзавец и другие, не менее «ласковые». На протяжении 1931–1938 годов Оскар 6 раз представал перед судом: 5 раз он был оштрафован за драку, а в 1938 году — осужден на 2 месяца за угрозы и мошенничество. Итка Грунтова утверждает, что будущий герой Спилберга побывал в тюрьме и в 1933 году — на этот раз за соучастие в краже.
Приведенные факты, конечно же, не вызывают гордости у земляков Шиндлера. Однако основной упор чешские исследователи, разоблачающие миф, созданный нашумевшим фильмом, делают на том, что Оскар сотрудничал с немецкой военной разведкой.
Хранящиеся в архивах документы свидетельствуют, что с середины 30-х годов Шиндлер был завербован абвером. За шпионскую деятельность, направленную против своей страны, его 18 июля 1938 года в Брно арестовала отечественная контрразведка. На допросе сотрудничество с ведомством Канариса Оскар объяснил желанием заработать денег. И надо сказать, что это ему действительно удалось: во время работы на абвер доход Шиндлера составлял от 6000 до 10 000 крон в месяц. Для сравнения: тогда учитель получал 800–1000 крон, профессор университета или депутат парламента — 5000 крон, а автомобиль «шкода-популар» стоил 16 000 крон.
Пока расследовалось дело Оскара, было подписано печально известное Мюнхенское соглашение. Это и спасло изменника родины от расстрела — он был передан чехословацкими властями на территорию, отошедшую к Германии. Поэтому в родные Свитавы Шиндлер вернулся не разоблаченным и осужденным шпионом, а победителем. Он вступил в НСДАП, продолжал работать в абвере. В 1939 году географию своих разведдействий Оскар по приказу командования распространил и на Польшу. После Второй мировой войны Чехословакия и Польша разыскивали его как военного преступника. Но немецкому шпиону вместе с женой удалось бежать от правосудия в Аргентину. Супруги обосновались в 60 км от Буэнос-Айреса, в крошечном городке Сан-Висенте, где их никто не знал и не догадывался о связях Оскара с нацистами.
В послевоенный период, так же как и в послесвадебный, Шиндлер вновь заставил страдать жену. Уже на пароходе Эмилия выяснила, что ее супруг прихватил с собой на чужбину очередную любовницу. Обосновавшись в Южной Америке, Оскар опять предался разгулу. Финансовых возможностей для бесконечных кутежей и романов у него явно не хватало: дела его шли весьма неважно, бизнес прогорел, он наделал долгов, которые нечем было погашать. Поэтому Шиндлер с большой надеждой воспринял вышедший в Германии в 1957 году закон о выплате компенсации жертвам нацизма. Он объявил жене, что поехал за деньгами, и больше в Аргентину не возвращался никогда.
Эмилии, которая осталась без средств к существованию, пришлось фактически все продать, чтобы расплатиться с кредиторами. Однако Оскар не испытывал никаких угрызений совести. Более того, в очередном послании он посмел попросить супругу… утешить брошенную им любовницу Гисю. И Эмилия — добрая католичка и преданная жена — эту оскорбительную просьбу выполнила! Она продолжала бедствовать и ждать мужа. И только после того как в одном из писем он пожаловался ей, что его замучила изжога от омаров, живущая впроголодь женщина начала не вскрывая выбрасывать послания от супруга в огонь.
Она бы так и умерла от голода, если бы благотворительная еврейская организация не купила ей домик в Сан-Висенте. И когда в 1974 году Эмилия получила известие о том, что Оскар умер во время операции по удалению раковой опухоли, то особо не опечалилась. «Он давно был для меня мертв», — сказала женщина, которой Шиндлер испортил жизнь.
Все эти факты далеко не героической биографии уроженца Свитавы Итка Грунтова изложила в исторических книгах, ставших в Чехии бестселлерами. Исследовательница называет себя страстным борцом за восстановление исторической справедливости, поруганной, с ее точки зрения, Томасом Кеннеди и Стивеном Спилбергом. И потому она добилась, чтобы герой ее книг был вычеркнут из сборника «Лицо Пардубицкого края». Соответствующее решение Пардубицкий совет принял в 2001 году. Год спустя он еще раз подтвердил: Оскару Шиндлеру не место среди выдающихся земляков. Исследовательница от себя добавила: «Считаю позорным, что в Свитавах стоит памятник этому нацисту».
Кстати, развенчиванием мифа, созданного Спилбергом, госпожа Грунтова занялась случайно. Исследовательница на протяжении 10 лет была председателем историко-документационной комиссии Чешского союза борцов за свободу и жила недалеко от городка Брненец, где находился один из филиалов крупного концлагеря. Итка заинтересовалась историей этого филиала и, начиная с 1986 года, принялась собирать о нем материалы. Во время поисков Грунтова наткнулась на имя Оскара Шиндлера. Тогда оно ей ни о чем не говорило. Исследовательница вспоминала впоследствии: «Мне бы никогда не пришло в голову, что наступит время, когда его личность будет так прославлена, и мне придется посвятить значительную часть своей жизни его персоне. Когда я услышала по радио «Свободная Европа», что Спилберг снимает фильм о Шиндлере, я не могла этому поверить. Именно тогда я начала интенсивно работать непосредственно в направлении поиска материалов о Шиндлере».
В процессе сбора документов Итке Грунтовой пришлось столкнуться с немалыми трудностями. Оказалось, что уголовное дело в отношении Оскара бесследно исчезло. И не одно дело, а серия документов. Грунтова, ссылаясь на мнение директора крупного музея, сделала вывод, что все они были устранены специально. «Все факты, касающиеся Шиндлера, пришлось собирать из уголовных дел, возбужденных против других людей, — вспоминает исследовательница. — И таким образом мне удалось получить подлинную картину деятельности Оскара. Но я думаю, что на этом пути еще могут быть открытия».
Так что, как минимум, земляки Шиндлера весьма скептически относятся к версии о том, что он был героем-антифашистом. Остается доказать это тем, кто поверил книге Томаса Кеннели и фильму Стивена Спилберга.

Еще кое что к биографии «праведника»

Оскар Шиндлер принимал деятельное участие в подготовке к фашистскому вторжению в Польшу. Так, за несколько месяцев до этого он и 25 его агентов активно занимались контрабандой оружия и подготовкой к боевым операциям в Тешинской Силезии. По мнению Эмили, Оскар имел прямое отношение к так называемому глайвицкому инциденту — провокации, которая послужила поводом для нападения Германии на Польшу. Эмили утверждала, что польские мундиры, в которые были одеты те, кто изображал нападение поляков, были получены и хранились в их доме, который находился примерно в 40 милях к югу от Глайвица. Также считается, что он играл активную роль в подготовке нападения немецких диверсантов на польских пограничников на Яблунковском перевале.
1 сентября 1939 года Германия напала на Польшу и разгромила её. После окончания оккупации Шиндлер переехал в Краков. В дальнейшем они с Эмили жили там до 1944 года[21]. Через несколько недель после прибытия Шиндлера оккупационные власти завершили формирование управления генерал-губернаторством с центром в Кракове под руководством Ганса Франка. Между Франком как представителем гражданских властей, командованием вермахта и службами безопасности, подчинёнными рейхсфюреру СС Генриху Гиммлеру, существовали значительные разногласия и конфликты, которые Шиндлер использовал впоследствии в своих интересах.
 17 октября 1939 года Шиндлер был официально переведён в штаб-квартиру абвера в Кракове.
С 21 сентября оккупационные власти ввели первые дискриминационные ограничения в отношении евреев. Евреи были обязаны носить на одежде жёлтую звезду. Целый ряд административных постановлений лишил краковских евреев их денег, а также движимого и недвижимого имущества. Единственным, что не подлежало конфискации, были личные вещи. Еврейские активы передавались в управление «арийцам». Благодаря этому и с помощью сотрудников абвера в Кракове, причастных к перераспределению собственности, Шиндлер смог в первые месяцы после оккупации приобрести недвижимость в этом городе. В дальнейшем именно это стало поводом для обвинений Шиндлера в соучастии в нацистских преступлениях против евреев.
18 или 19 ноября Шиндлер познакомился с бухгалтером Ицхаком Штерном. Именно Штерн, а не Шиндлер ( как это показано в фильме)порекомендовал Шиндлеру приобрести в аренду польско-еврейское предприятие по выпуску эмалированной посуды Rekord. По утверждению Штерна, фирма обанкротилась, поскольку плохо управлялась, но имела хорошие перспективы в случае получения военных заказов. Брат Штерна работал на швейцарскую компанию — кредитора этой фирмы и хорошо знал её финансовое состояние. Это предприятие стало заводом «Emailwarenfabrik (DEF)» (сегодня — музей «Фабрика Шиндлера»).
Одним из ключевых людей в жизни Шиндлера в связи с приобретением им фабрики стал бывший директор и совладелец фабрики Абрахам Банкир (англ. Abraham Bankier). Друзья Шиндлера поговаривали, что после получения им фабрики «всё его состояние заключалось в еврее по имени Банкир и десяти эмалированых крышках от горшков». Банкир считается тем самым человеком, который реально руководил фабрикой и обеспечил Шиндлеру финансовый успех. Он умер в 1956 году в Вене. У Банкира был отдельный кабинет рядом с кабинетом Шиндлера и он никогда не носил жёлтую звезду. Благодаря Банкиру часть продукции фабрики шла на чёрный рынок и возвращалась к Шиндлеру наличными деньгами, которые он мог использовать как для обеспечения собственной жизни.
 Фабрика Шиндлера, которую кратко называли Emalia, находилась по адресу Липова, 4 в краковском районе Подгуже между историческим еврейским районом Казимеж и двумя еврейскими кладбищами в районе улицы Иерусалимской.
 После открытия завода Шиндлер нанял 7 еврейских сотрудников, среди них бывших совладельцев Вольфа Глайтмана, Натана Вурзела, Абрахама Банкира, и 250 польских рабочих.( вспомним, что у Спилберга никаких польских рабочих нет).
В 1948 году Оскар и Эмилия Шиндлеры эмигрировали в Аргентину. Через десять лет после эмиграции Оскар вернулся в ФРГ. В дальнейшем он, как попрошайка  много ездил по разным странам, где осели спасённые им люди (в том числе и СССР).
В 1962 году при рассмотрении кандидатуры Шиндлера на присвоение звания праведника мира один из спасённых им евреев — Юлиус Вайнер — обвинил Шиндлера в том, что 15 октября 1939 года Шиндлер явился в Кракове на фабрику его отца Шломо Вайнера, угрожая пистолетом, вынул из кассы все деньги и заставил Шломо подписать документ о передаче фабрики Шиндлеру. Юлиус остался работать на фабрике. Впоследствии, по словам Вурзела и Вайнера, Шиндлер специально подстроил недостачу, чтобы обвинить Юлиуса, приказал его избить и уволил.
Последние годы своей жизни Шиндлер, бросив в полной нищете жену в Аргентине, существовал на пособия еврейских организаций и подарки спасённых им людей.
Шиндлер умер в Хильдесхайме 9 октября 1974 года. Похоронен Оскар Шиндлер на протестантском кладбище на горе Сион в Иерусалиме.

Опираясь на мнение ряда свидетелей и некоторые собственные оговорки Шиндлера, историк Дэвид Кроу делает вывод, что Шиндлер действительно мог в 1939 году причинить вред евреям в безудержной погоне за деньгами.
Тем не менее, В 1967 году Шиндлер был удостоен награды Израильского мемориала памяти жертв Холокоста («Яд ва-Шем»).
 24 июня 1993 года( когда все свидетели его преступлений)  Шиндлеру и его жене за спасение евреев было присвоено почётное звание «Праведник мира».
При этом до сих пор существует обоснованное мнение, что Оскар Шиндлер спасал евреев исключительно ради денег. По этой причине в 2001 году по решению Совета Пардубицкого края Шиндлер был исключён из списка выдающихся деятелей этого края. Этой теме посвящена книга «Правда об Оскаре Шиндлере» чешского автора Йитки Грунтовой[55]. Жена Оскара Шиндлера — Эмилия Шиндлер — в своих воспоминаниях также придерживается весьма критической оценки личности и деятельности своего мужа, в частности, по её мнению: «Список Шиндлера был составлен человеком по имени Голдман. Он вписывал туда людей за деньги. Нет денег — нет места в списке». Но не исключено, что это решение было продиктовано 
 
А был ли список?

Казалось бы, ответ на этот вопрос очевиден.Конечно был. И автор тоже известен.  Это Оскар Шиндлер. Именно об этом фильм Спилберга. А сам список назван  по имени составителя.
 Однако такая уверенность не более чем заблуждение.
В мировой прессе неоднократно поднимался вопрос о том, откуда «всплыл» список и почему это случилось только более чем через 40 лет после войны?
 Спилберг объяснил, что фильм был задуман после того, как однажды редакция немецкой газеты «Stuttgarter Zeitung» получила документы, принадлежавшие Шиндлеру, в том числе и перечень фамилий 1,2 тысячи евреев, спасенных Оскаром во время войны. Этот список датирован 18 апреля 1945 года. Все бумаги хранились в большом сером чемодане на чердаке в доме друзей знаменитого чеха с 1974 года. Видимо, никто не собирался предавать огласке содержание спрятанных документов. Однако после смерти родителей их обнаружили дети последних владельцев архива Шиндлера. Сейчас знаменитый список хранится в редакции газеты «Stuttgarter Zeitung», и главный редактор убежден, что он не поддельный.
Однако само наличие списка не дает ответ на вопросы, кто и с какой целью его составил, а также по какому принципу были отобраны перечисленные в нем фамилии?
К примеру, упоминавшаяся выше  историк Итка Грунтова заявляет о существовании нескольких таких списков. Это, , по мнению госпожи Грунтовой, связано с различными эпизодами деятельности Оскара Шиндлера, который поначалу занимался вовсе не спасением евреев.
Далее госпожа Грунтова пишет: «Вернувшись в октябре 1938 года в родной город Свитавы он принял участие в процессе, который в документах Третьего рейха тактично именовали «ариизацией» новых территорий. Суть этого процесса заключалась в том, что у предпринимателей неарийского, чаще всего еврейского происхождения отбирались — в лучшем случае выкупались — их доли в местных предприятиях. Затем Оскар переехал в город Моравская Острава. Сначала он активно работал на абвер — теперь уже в польском направлении. После оккупации Польши в рамках упомянутой «ариизации» Шиндлер получил в собственность завод по производству эмалированной посуды. Прежний владелец предприятия — некто Авраам Банкиер — стал его управляющим, а работниками являлись евреи, прежде всего по причине дешевизны их труда. Дабы увеличить производительность завода, Оскар построил собственный небольшой концлагерь, деликатно названный трудовым. Банкиер обеспечивал Шиндлера не только дармовой рабочей силой, но и «левой» наличностью. Пользуясь свободным входом и выходом из гетто, он выносил продукцию предприятия на «черный рынок», где продавал в 6 раз дороже официально установленной цены. Там же управляющий покупал для гостей шефа — гестаповцев — контрабандные кофе, шоколад, сигары и прочее. В 1943 году завод по изготовлению эмалированной посуды переместился в концлагерь в Плашове. А позже, в 1944 году, он был открыт в чешском городе Брненец, где Шиндлер на деньги Рейха создал небольшой «частный» концлагерь».
 Именно этот период деятельности праведника Шиндлера, Итка Грунтова считает   как наиболее мифологизированный. Итка продолжает: «Смертность заключенных в брненецком концлагере была самой высокой из всех концлагерей в Судетах, которые входили в систему «Гросс-Росен».
Однако именно это место по мнению Стивена Спилберга стало спасением для 1,2 тысячи евреев.
 Есть версия, что «список Шиндлера» возник в 1944 году, когда СС ликвидировала трудовые лагеря на территории Польши. Их обитателей массово отправляли в концлагеря. Именно тогда Шиндлер добился перевода собственного предприятия «Эмалия-ДЭФ» из Кракова в Моравию, в Брненец — подальше от приближающегося Восточного фронта. Считается , что Шиндлер выкупил своих евреев у коменданта лагеря — палача и садиста Амона Гета. Именно эти люди в количестве чуть более пятидесяти душ составили основную часть знаменитого списка. Еще около 100 имен вписал управляющий соседней швейной фабрики. При сверке, перепечатке и прочих бюрократических процедурах к уже имевшимся было добавлено еще несколько человек. За то, чтобы попасть в список, регистратору трудового лагеря платили золотом и алмазами. Он вписал всех, кого смог, и себя, разумеется, тоже. Речь шла о спасении жизни. Таким образом, получается, что большая часть «списка Шиндлера» была составлена вовсе не им и совсем не бескорыстно.
Одним из наиболее веских свидетельств в пользу этой версии стало заявление вдовы Оскара Эмилии. В 1999 году, незадолго до смерти, она в беседе с журналистами сказала, что автором знаменитого списка на самом деле был человек по имени Голдман: «Он вписывал туда людей за деньги. Нет денег — нет места в списке». Правдивость заявления супруги Шиндлера взялась проверить и подтвердить (или опровергнуть) Итка Грунтова. В результате длительных исследований она пришла к выводу, что сам Оскар включил в список чуть больше 50 фамилий. Исследовательница восстановила ход событий: «…перед эвакуацией сотни людей были собраны во дворе предприятия. Шиндлер встал у ворот и выкрикивал фамилии тех, кого забирал с собой. Как говорили свидетели тех событий, владелец забрал с собой в «новую жизнь» только 50–60 человек, остальные были отправлены в «Маутхаузен», «Освенцим» либо «Штутгоф». Другие фамилии были добавлены позже.
 «Именно об этом списке Эмилия сказала, что в него люди попадали за деньги, — добавляет Итка. — Но в одном она ошибалась: фамилия человека, составлявшего список, была не Голдман, а Голдберг. За внесение в список он брал в основном бриллианты. О Голдберге помнят многие бывшие заключенные. Они говорят, что Голдберг и Шиндлер были близки. Сам Голдберг после войны сменил фамилию и исчез». Таким образом, Итка Грунтова подтвердила версию Эмилии о принципе составления списка спасенных евреев.
 «Да, - продолжала рассказывать журналистам Эмилия, -  в 1943 году Шиндлер встречался с представителями еврейской благотворительной организации «Джойнт» в Стамбуле, и те попросили его, если он может, облегчить участь соотечественников, пообещав, что после войны отблагодарят его за это. Но только до этого «после» надо было дожить! Хотела бы я посмотреть, кто еще такой ценой согласился бы зарабатывать обеспеченное будущее. Второго такого авантюриста, как Шиндлер, еще надо было бы поискать. Он был игрок и любил острые ощущения, авантюризм был в нем сильнее всего, сильнее любого расчета… Если на первой фабрике, под Краковом, где тоже работали евреи, он и заработал какие-то деньги, то вторую, в Судетах, он организовал исключительно с целью спасти людей… Я занималась на фабрике финансами и знаю это точно…».
Какие бы мотивы не руководили Оскаром, спасенные им от истребления евреи имели сносные бытовые условия, и питание, и посильную работу, поэтому и выжили... можно смело сказать, что лагерь Шиндлера занимался только самообеспечением…».
 Кстати, после войны Шиндлеру действительно зачлись его поступки по сохранению евреев. Именно поэтому еврейская организация «Джойнт», которая в 1943 году  обещала отблагодарить Оскара после войны, свое слово сдержала. Во-первых, Шиндлеру , единоразово выплатили 15 000 долларов. ( чуть больше чем сотка за душу). — На круг это довольно большие по тем временам деньги. во-вторых, все 4 года послевоенной жизни в Германии Шиндлера и его супругу организация поддерживала материально. А когда сотрудники «Джойнта» узнали, что  Шиндлера начали в Германии преследовать за его нацистские преступления, то посоветовали перебраться в Южную Америку.
Вот это и есть наиболее распространенная версия о происхождении легендарного списка Шиндлера.
 Правда, Итка Грунтова утверждает, что версия это не единственная: «Списков, вообще говоря, несколько. У меня, к примеру, есть транспортный лист со списком тех заключенных. которые приехали из Кракова в Брненец. Сохранились и продовольственные списки. Они возникли в апреле 1945 года. Еще один список возник после войны. Это был список тех, кто выжил в Брненце».
Однако большинство по-прежнему считает подлинным списком Шиндлера тот, который включает имена 1200 спасенных евреев. Но не стоит заблуждаться: на 95 % его составил Голдберг, к тому же — за хорошее вознаграждение.

Итак, посмотрев фильм и ознакомившись с изложено выше фактами, можно   сделать кое-какие выводы.
 первый мой вывод – в картине Стивена Спилберга никаким, даже приблизительным, историзмом не пахнет.
Вывод второй.  Драма, как жанр здесь если и уместен, то весьма условна. Во-первых, - драматизм достигается, не столько показом исторической канвы, сколько великолепной операторской работой. Картинка (особенно на большом экране) выглядит  впечатляющей.  Во-вторых, если в фильме и есть драматизм, то при более внимательном рассмотрении он выглядит уродливым кастратом.
Вывод третий. , кроме страдающих евреев и кровожадных животных немцев режиссер никого не показывает. Даже поляков, на земле которых разворачивается драма, в фильме нет. Но возможно такая картинка нужна была режиссеру, как  художественный  прием?
- - Возможно. – отвечаю я.   – Действительно в фильме все до предела обострено. Режиссер, изображенную им реальность, представил предельно разделенной на два цвета - черный и белый. Хорошо. Согласен, как художественный   прием это отлично работает на создаваемую автором метафору. Фильм показывает  непримиримую войну добра со злом. Ладно. Но тогда что выходит? Немцы кровожадные животные, а кто страдающие евреи? Евреи - олицетворенное добро. Во всяком случае именно так я понял Спилберга.
 И хотя факты, мягко выражаясь, не совсем соответствуют идейной концепции фильма, меня    во всем этом интересует другой вопрос: Зачем господину Спилбергу  был нужен именно такой сюжет и такой фильм? Историй, иллюстрирующих борьбу Добра со Злом, на той войне было более чем. В качестве иллюстрации Приведу лишь одну из них:
трое рабочих львовской канализации — русский, поляк и украинец— спасли тринадцать евреев в последние трагические минуты окончательной ликвидации гетто. Когда уже горел и взрывался последний квартал домов на Пелтевной и объятые пламенем дети в ужасе выскакивали из бункеров под пули иемецких автоматов, трое простых тружеников Львова — Соха, Коваль и Врублевский пробили ломами отверстие из бетонной трубы канализации в подвал, где прятались от гестаповцев последние пленники гетто. Рабочие перетащили тринадцать обречённых в подземный канал, где протекала река Полтва, провели несчастных над её подземным руслом почти через весь город, под монастырь ордена бернардинцев. Они устроили там укрытие, в котором спасённые просидели с лета 1943 года до 27 июля 1944 года и вышли только тогда, когда на улицах загрохотали гусеницы советских танков. На деньги, вырученные от продажи вещей, на мизерную зарплату рабочие кормили подземных своих подопечных и спасли им жизнь.

 На мой взгляд, по исторической правдивости эта история горазда убедительней, да и   с точки зрения кинематографичности предпочтительнее истории которую показал миру господин Спилберг. Но режиссер, после десятилетия размышлений, решает снять свою страшную сказку.
 И вот мой последний вопрос -  Зачем он это сделал?
Признаюсь, у меня, до последней минуты писания этой статьи, ответа не было. Ответ пришел неожиданно и пришел с Украины. Вот что на своей странице пишет украинский блогер Алекс Привалов:
 «…Где-то с начала 80-х годов прошлого века европейские страны начали активно принимать законы и прочие правовые акты, предусматривающие различные наказания за отрицание факта Холокоста. За прошедшие 30 лет, - продолжает господин Привалов,  - многие люди стали жертвами этих законов. Только в 2007-2008 годах за отрицание Холокоста в странах Евросоюза были осуждены не менее 10 человек. Похожая ситуация – в США и Канаде. Подозрительное единство «цивилизованных стран» на почве преследования инакомыслящих очень тяжело объяснить людям, не верящим в теорию заговора и считающим, что все события происходят в мире сами собой... Зачем вообще было принимать закон, позволяющий сажать за решетку тех, кто сомневается в Холокосте? Затем, что «официальная» точка зрения, которую нам навязывают, не выдерживает никакой критики. Каждый, кто включит мозг и попробует поискать информацию самостоятельно, придет к простому и шокирующему выводу: никакого Холокоста не было… Я – не антисемит. – продолжает Алекс Привалов. -  К семитским этносам отношусь положительно. А вот сионизм, который зародился в еврейском обществе задолго до образования цивилизованной Европы, презираю, как и любую другую форму расизма. И я не одинок в своих убеждениях. В 1975 году Генеральная ассамблея ООН приняла резолюцию 3379, в которой осудила сионизм как форму расизма и расовой дискриминации.

Талмуд (сборник текстов-толкований Торы и главный источник сионизма) наголову превосходит все известные расистские и нацистские идеологии.
 Далее Алекс Привалов пишет совершенно поразившую меня вещь!
 …«фашисты делят человечество на людей первого и второго сорта. Сионизм же людьми считает лишь евреев, исповедующих иудаизм. Все остальные называются грязными животными и поступать с ними предлагается соответственно.
- Стоп! – останавливаю чтение и задумываюсь я . -  А ведь здесь кроется ответ на мой вопрос– зачем господин Спилберг решился снять именно такой фильм?
Наконец мне стало ясно  - почему режиссер сознательно отсекает всяких там поляков или русских. И вообще – причем  здесь какие-то народы!. Задача автора, как мне показалось, заключалась   в демонстрации столкновение двух непримиримых идеологий фашизма  и сионизма. Вот с этой точки зрения только и способны объясниться все символы и непонятки. Вспомним, когда по планете начал уверенно шагать холокост? Затем в 1975 году ООН осуждает сионизм. Купивший в 1983 году права на снятия фильма, Спилберг выжидает десять лет. Он должен быть уверен, что цивилизованный мир полностью и бесповоротно обработан идеями холокоста. Убедившись в этом, господин Спилберг приступает к съемкам.
Напомню, фильм заканчивается тем, что освобожденные евреи с узелками бредут по чистому полю. Именно этот фрагмент  мне и показал телевизор 25 января 2020 года. Теперь я понимаю, что этим исходом Спилберг с высоты конца 20 века Намекает что это движение страдающего народа в сторону святой земли. В те времена о которых идет в картине речь, никакой государственности у евреев еще нет и поэтому  их ведет на захват обещанных им земель бог Яхве. Хорошо. Яхве их в 1948 году привел. Государство Израиль создано и вполне благополучно существует. Что же сионизм? Казалось бы Бог исполнил свою миссию и вопрос исчерпан.
Но как же быть с замятым делом израильских врачей? Ведь это дело было совсем недавно.

Дело врачей

  Это дело про врачей Израиля проводивших отвратительные эксперименты над марокканскими детьми. Вот цитата из доступного в интернете текста: «Врачи отбирали марокканских детей в школах и везли, не объясняя причины, на «экскурсию» на военную базу под Хайфой. Там их брили, обдирали остатки волос горячим воском, зажимали головы в тиски и подвергали облучению. Допустимая доза облучения – 0,5 рада; но марокканские дети получали 350 – 400 рад. Не удивительно, что многие умирали на месте – возле базы выросло кладбище без имен и надгробных плит. Выжившие страдали всю жизнь…»
 Если бы так поступили с еврейскими детьми в какой-либо другой стране, пришлось бы преступникам всю жизнь расплачиваться за «холокост»; за врачами – убийцами охотились бы израильские агенты, главы государств возлагали бы венки на безымянные могилы замученных детей и рассуждали о страшной опасности антисемитизма. Но в Израиле эту историю замяли»
И это, напомню, случилось через полвека после образования государства Израиль!

К вопросу об историзме

, Господин Спилберг  хотя и обозначил свой фильм как историческая драма, но увы, реальной истории в фильме нет. Точнее так – история какая-то есть. Но вопрос –что это за история?
 Возможно на этот вопрос поможет ответить сравнительно недавно вышедшая книга американского раввина, богослова и историка Макса Даймонта. Книга называется “Евреи, бог и история”. Это краткий очерк истории еврейского народа. Как и у господина Спилберга, Настоящей истории в этой книге мало. Да она там и не нужна.  Все исторические события излагаются с позиции религиозного взгляда типа: «Бог ведет нас и мы идем»! Главный тезис книги состоит в том, что не история евреев является частью всемирноисторического процесса, а напротив — вся всемирная история есть производное от истории “богоизбранного” народа: “Быть может понадобится еще несколько столетий, - пишет Макс Даймонт, -  чтобы осознать, что духовные, морально-этические и идеологические истоки западной цивилизации коренятся в иудаизме… Вся утварь западного мира — греческого изготовления, но сам дом, в котором обитает западный человек, — это еврейский дом”.
Подобными несуразицами книга просто кишит. В основании рассуждений М.Даймонта о всемирной значимости еврейства лежит религиозный догмат о “богоизбранности”.
Эта книга яркий  пример типичного миропонимания М.Даймонта: “То, что происходит между человеком и богом, — это и есть история...Еврейская история начинается в тот удаленный от нас на четыре тысячелетья день, когда человек по имени Авраам встретился с Богом, который открылся ему под именем Эль Шаддай. В тот день начался диалог между евреем и богом. Этот продолжающийся диалог и составляет содержание еврейской истории, в которой весь остальной мир играет роль с любопытством прислушивающихся зрителей”.
Книга Макса Даймонта пример продвижения идеологии религиозного сионизма.
Кажется после этого становится абсолютно ясной позиция Стивена Спилберга.

Довольно

Итак, про фильм «Список Шинглера» Сказано достаточно. Я не ставил перед собой задачу кого-либо в чем-либо убедить. Все мы люди разумные и должны поступать, как нам подсказывает наша совесть. Целью статьи было желание разобраться в конкретном явлении – что же такое этот «Список Шиндлера»и постараться осознать это событие в историческом контексте прошлого и современности.
Что касается моей гражданской позиции то она проста. Во-первых, я не делаю исключений одних народов перед другими, и    поэтому для меня семитские этносы ничем не лучше и не хуже, чем скажем - русские, украинцы, немцы или чукчи. Во-вторых, я категорически отрицаю всякий расизм и в том числе  современный сионизм.

Выводы делать я не буду. Вместо выводов мне хочется привести текст открытого письма к Стивену Спилбергу – от гражданина Израиля Исраэля Шамира

Открытое письмо Стивену Спилбергу: про историю и евреев
Дорогой мистер Спилберг!
Как хотелось бы, чтобы Вы были честны настолько же, насколько талантливы! Выступая по французскому телевидению, Вы пообещали развернуть пропаганду Холокоста в немецких школах. По Вашему мнению, показания свидетелей способны убедить любого слушателя, что в газовых камерах действительно погибло шесть миллионов евреев. Как еврей, вот уже 20 лет занимающийся историческими проблемами Холокоста, я чувствую себя обязанным привлечь Ваше внимание к ряду фактов.
Факты - вещь упрямая. И поскольку противоречить им невозможно, наши соплеменники прибегли к отвратительному приему: они заставили принять сталинско-оруэлловские законы, которые попросту запрещают упоминать любые факты относительно «шестимиллионных жертв газовых камер». Таким образом, Холокост превратился в догму, которую все должны воспринимать как чистой воды откровение. Тех же, кто не хочет соблюдать молчание и молиться на этот миф, ожидает штраф, тюремное заключение, а порой - и то, и другое. Профессор Фориссон, отдавший изучению этой темы 20 лет, подвергся преследованиям и потерял практически все.
Такие законы могут показаться смешными, но отдайте полицию и правосудие всех стран в руки мистера Леви - и Вам станет не до смеха. Мы живем в ХХ веке. Эти законы служат как бы абсолютным подтверждением фальшивки, они препятствуют математическому и техническому анализу несоответствий Холокоста.
Но, сэр, Вы не найдете НИ ОДНОГО очевидца уничтожения шести миллионов евреев. Вы не найдете НИ ОДНОГО свидетеля того, что рядом с крематориями стояли газовые камеры, уничтожавшие тысячу, а то и две тысячи человек за раз.
Обратите внимание на приложение к моему письму под названием «Холокост глазами Шерлока Холмса», которое вобрало в себя квинтэссенцию двадцатилетнего исследования этой темы.
Я берусь обосновать как математически, так и технически, что уничтожение шести миллионов евреев в газовых камерах - полнейшая бессмыслица.
Что же касается воплей и слюней, испускаемых по поводу Холокоста сегодня, спустя полвека после войны - они не могут вызвать ничего другого, кроме чувства отвращения. Это - стыд и позор на наши головы. Ни один народ в истории человечества не причитал так громко о своих потерях, какими бы реальными они ни были, по прошествии полусотни лет. Даже если бы в газовых камерах действительно погибли шесть миллионов евреев, поднимать невообразимый шум по этому поводу и продолжать наживаться на событиях давно минувших дней было по меньшей мере неприлично. Да и другой вопрос напрашивается: а кем были ростовщики Веймарской республики? Их национальность Вы знаете не хуже меня.
Однако всем нам хорошо известно, что постоянно упоминаемая цифра погибших - это колоссальное преувеличение. Да и газовые камеры на основе «Циклона-Б» просто невозможно создать технически (это видно хотя бы из материалов суда над Дегешем в 1949 году).
Действительно, в немецких концлагерях от тифа и голода умерло 150-200 тысяч евреев. Многие погибли в борьбе против Германии, которой мы, евреи, объявили войну еще в 1933 году! (Гитлер испытывал аллергию к гегемонии золота и доллара, а развертывание военного производства дало работу шести миллионам безработных).
Вы слышали об одной из книг того периода, которую написал наш соплеменник Кауфман? Она называлась «Германия должна исчезнуть». Мы знаем о 80 миллионах гоев, уничтоженных в СССР, политический режим которого создавался едва ли не исключительно евреями, начиная с Маркса и Варбургов и кончая Кагановичем, Френкелем, Ягодой и исполнителями их воли. Мы знаем, что после 1945 года американцы и русские убивали и насиловали немцев по всей Европе, от Литвы до Албании. Мы знаем, что уже после войны полтора миллиона немецких военнопленных умерло от голода (книга на эту тему, написанная несколько лет тому назад, до сего дня мало кому известна).
Все то зло, которое мы причинили человечеству, не искупить ни Вашими превосходными фильмами, ни виртуозностью Иегуды Менухина, ни нейтронной бомбой С. Т. Коэна. Я написал книгу на основе статей известных евреев, содержание которых намного горше для нас, чем антисемитские творения гоев. Вот какой трагический итог подводит, например, Симон Уэйл: «Евреи, горстка пострадавших когда-то людей, стали причиной страданий всего человечества». Напомни и слова Джорджа Стейнера: «На протяжении пяти тысяч лет мы слишком часто призывали смерть на себя и на других».
Мы знаем, что в ходе последней войны были разрушены все немецкие города с населением более 100 000 человек. Но этот истинный Холокост, в огне которого сгорело множество женщин и детей, окружен стеной молчания.
Если задуматься о той пропаганде Холокоста, которую Вы собираетесь обрушить на немецкие головы, то станет ясно: Вы избираете кратчайший путь к небывалому взрыву юдофобии, которого еще не знала история. Осторожность и умеренность - вот какими должны быть главные черты нашего поведения. Все остальное для нас - самоубийство. Ни «мондиализм», ни оруэлловские законы «преступления в мыслях» не в силах предотвратить вспышек антисемитизма. Нас спасет только собственное поведение. Ваши же намерения, равно как жалобные причитания и накачка денег, лишь провоцируют юдофобию. Она быстро выйдет за допустимые (если только антисемитизм может быть «допустимым») пределы. Я прекрасно понимаю, что наша страсть к биржевым спекуляциям давно уже стала раздражать другие народы, равно как и обрезание младенцев на 8-й день после рождения. Но мы должны, по крайней мере, стараться избегать грубых ошибок, наподобие той, что Вы собираетесь совершить в Германии. Их последствия могут быть ужасны.
Я - страстный поклонник Ваших фильмов (за исключением «Списка Шиндлера»: спросите свою жену и историков - они подтвердят, что вся эта лента основана на исторической ошибке). Надеюсь, что Вы задумаетесь над всем сказанным здесь и сможете избежать глупостей, свойственных большинству наших соплеменников.
Если у Вас возникнут вопросы, я всегда готов ответить на них.
Искренне Ваш Исраэль Шамир


Рецензии