О векторе распространения колесничных культур эпох

О векторе распространения «колесничных» культур эпохи бронзы
ЖелЪзва Оце нашех
яко коло а комонiа
еста сыла нашiа
Железо Отцов наших, как и колесо и кони, есть сила наша
Влескнига. Исходные тексты
https://vk.com/doc399489626_484508072
Выявление в последние два десятилетия значительной серии захоронений воинов-колесничих конца средней - начала поздней бронзы с богатым разнообразным инвентарем, включая псалии, дало возможности для новой разработки вопросов периодизации, синхронизации и сопоставления археологических памятников и культур обширного региона степной и лесостепной зон Евразии.
Основой такой работы являются хорошо стратифицированные памятники. К настоящему времени наибольшее число стратифицированных курганов с захоронениями воинов-колесничих выявлено в лесостепном Подонье, в то время как в Волжско-Уральском районе такие захоронения в лучшем случае единичны.
Наиболее ранним комплексом, содержащим свидетельства колесничной упряжи (шип от псалия) является погр. 2 Введенского кургана на территории Липецкой области. Его стратиграфическая позиция определяется "снизу" погр. 6 с достаточно архаичной абашевской, даже "протоабашевской" керамикой и столь же архаичным наконечником стрелы.
...Синхронизация указанных комплексов лесостепного Подонья и Волго-Уралья позволяет констатировать факт независимого развития в абашевском мире двух традиции изготовления псалиев: орнаментированных со вставными шипами староюрьевского типа (лесостепное Подонье и Правобережье Волги) и неорнаментированных, чаще с монолитными шипами (восточные территории).
…В Волго-Уральском регионе в отличие от Подонья не выявлены абашевские комплексы, предшествующие пласту захоронений воинов-колесничих. Приведенные данные свидетельствуют о невозможности распространения носителей абашевскнх и, тем более, "покровских" традиций с востока на запад.
Ю.П. Матвеев, А.Д. Пряхин. Погребения воинов-колесничих на территории лесостепного Подонья и периодизация памятников эпохи бронзы доноволжско-уральской лесостепи. - Конвергенция и дивергенция в развитии культур эпохи энеолита – бронзы средней Восточной Европы. Археологические изыскания. СПб., 1995. Вып. 25. с.76–78

Рис. 1. Карта распространения дисковидных (щитковых) псалиев с шипами на территории Восточной Европы: а - находки псалиев, б - находки шипов. 1 - Тавлыкаево IV; 2 - Веселый; 3 - Баланбаш; 4 - Сурушское; 5 - Потаповский: 6 - Красноселка; 7- Утевский IV; 8-10 - Бородаевка II, Старицкое, Березовка: 11-12 - Золотая гора (Большая Дмитриевка), Сторожевка; 13 - Староюрьево; 14 - Филатовский; 15 - Введенка; 16 - Селезни; 17 - Пичаево; 18 - Власовский; 19 - Отрожка; 20 - Софьино: 21 - Кондрашкинский; 22- Богоявленский; 23 - Кондрашевка; 24 - Краснополье: 25 - Баранниково; 26 - Ильичевское; 27 - Богуслав; 28 - Трахтемиров; 29 - Каменка
На момент подготовки настоящей статьи мы располагали сведениями о более чем 60 находках дисковидных псалиев с шипами, их деталей или фрагментов из 29 памятников с территории Восточной Европы (рис. 1). Подавляющее их большинство расположено в Доно-Волжской лесостепи и в прилегающих районах Заволжья, причем подобная концентрация не является отражением степени археологической изученности различных регионов. Напротив, наибольшее число находок получено из относительно слабо исследованных районов северной Доно-Волжской лесостепи.
А.Д. Пряхин, В.И. Беседин. Конская узда периода средней бронзы в восточноевропейской лесостепи и степи. РА. 1998(3), с.22-35
…Колесницы впервые были зафиксированы по отпечаткам колес в захоронениях Синташтинского могильника. Они и объявляются своего рода архетипом, а все остальные - производными. Но это утверждение, лежащее в основе гипотезы о распространении колесничной традиции из Зауралья, не подкрепляется ни сопоставлением с памятниками других территорий, ни анализом стратиграфии, сопровождающего инвентаря, и проч.

Рис. 1. Карта расположения абашевских колесничных и воинских захоронений в могильниках и отдельных курганах Доно-Волжского междуречья. 1 - Первомайский: 2 - Староюрьевский; 3 – Селезневский 1; 4 – Селезневский 2; 5 - Филатовский курган; 6 - Б. Плавица; 7 - Тюнинский; 8 - Введенский курган; 9 - Б. Трещевка; 10 - Кондрашовский; 11 - Богоявленский; 12 - Северный Бор; 13 - Новоусманскнй; 14 - Орлиное Болото; 15 - Софьинский; 16 – Усманский курган; 17 - Подклетненский; 18 - Кондашкинский курган; 19 - Красный Лог; 20 - Плясоватский; 21 - Пичаевский; 22 - Графский; 23 – Власовский 1; 24 - Максимовский; 25 - Золотая Гора; 26 - Б. Ясырки; 27 – Чуриловский 1; 28- Чуриловский-2: 29 – Левобережный Березовский; 30 - Шишовскяй; 31 – Красное 1; 32 - Ильменский; 33 - Баранинковский-1; 34 - Линевскнй; 35 - Петровский; 36 – Павловский 2; 37 – Подгоренский 1; 38 - Пиряевский; 39 - Радченский; 40 - Спашевский; 41 - Сидоры; а - курганы и могильники с колесничными захоронениями; б - курганы и могильники с воинскими захоронениями
…Для прояснения ситуации следует прежде всего определиться в вопросе количественного соотношения колесничных захоронений лесостепного Подонья и Зауралья (рис. 1).
Сейчас в Подонье известно более 20 захоронений с псалиями или их деталями, символизирующими колесницу (см. таблицу). Почти все они ограблены еще в древности.

Погребения колесничих с территории Доно-Волжской лесостепи
…Констатируя практически полное совпадение некерамического инвентаря колесничных захоронений Подонья и Синташты, нельзя не остановиться и на различиях. В Синташте представлены практически все предметы, присутствующие в волго-донском абашеве, но не наоборот.
…Особое место при сопоставлении рассматриваемых культурных явлений занимают костяные псалии. При выяснении хронологических приоритетов и, следовательно, направления вектора распространения инновационных процессов, большая технологическая и декоративная простота синташтинских псалиев является для ряда исследователей фактически основным аргументом в пользу востока. Но по меньшей мере синхронность псалиев староюрьевского и синташтинского типа со всей очевидностью фиксируется их неоднократной взаимовстречаемостью в одних и тех же комплексах в Поволжье (Пряхин, Беседин, 1997). Более того, псалии с монолитными шипами были хорошо известны и в Подонье, о чем свидетельствуют находки из Отрожки и Софьино. Причем софьинский комплекс отнюдь не "покровский", а типичный доно-волжский, как и кондрашовский, где псалий имеет и монолитные, и вставные шипы (Пряхин, Матвеев, 1988. Рис. 52, 5, 6: Усачук. Пустовойт, 2004. c.57,58).

Рис. 2. Материалы колесничных захоронении лесостепного Подонья. 1 - Большая Плавица. 1/2; 2.12,15 - Селезни-2, 1/3; 3.6 - Кондашкинский курган. 1/1; 4-Нечаевка (?). разр. кург.; 5.13,17 - Новая Усмань, 1/4; 7-8 - Красный-1. 1/2; 9,16 - Власовка. 16/4; 10 - Л. Березовский. 10/1; 11 - Пичаево. 1/1; 14 - Селезни-2. 3/4,18.19 - Чурилово-2, 1/6.
...Абашевское население, освоившее лесостепные и частично степные пространства Доно-Волжского междуречья, представляет все свидетельства социальных и технических инноваций, собственных, унаследованных у предшествующего населения, или воспринятых у соседних культурных образований. Представления о том, что они могли подвергнуться цивилизаторскому воздействию полудиких, по сравнению с ними, племен Зауралья, которых к тому же сами до этого цивилизовали, никак не соответствуют ни историческим реалиям эпохи, ни конкретным археологическим фактам. Более того, возможно, что военные экспедиции абашевцев имели не только восточное, но и западное направление. Располагая уникальным для того времени боевым средством - колесницей, оружием ближнего (топоры), среднего (копья) и дальнего боя (лук), они являлись самой грозной военной силой на данной территории. Можно согласиться с тем, что "синташтинско-абашевский пласт не обрывается на Дону…проявляясь также в синхронных памятниках…Карпатского бассейна и Балканского полуострова" (Отрощенко, 1998. с.56), при одной очевидной оговорке: не в Синташте его начало.
Ю.П. Матвеев. О векторе распространения «колесничных» культур эпохи бронзы. РА. 2005(3), с.5-15
Горюнова. Этническая история Волго-Окского междуречья
https://vk.com/doc399489626_535150015


Рецензии