Глава I

Мария Соледад Дель Боске Арин Алехандер, жене моей, посвящается.

Птица, что внезапно прилетела
Из далёких голубых краёв,
Ты какую песню мне пропела,
Обронив жемчужный бисер слов?
Лучше б ты совсем не появлялась
С дивной сказкой в клюве золотом,
Лучше б не манила, не шептала.
Не звала в забытый отчий дом.
В том напеве быль и небылица
Слились, перепутались в одно.
Ты склевала, огненная птица,
Правды негасимое зерно…

- Письмр! Письмо – радостно выкрикнула Лола.
Размахивая конвертом в высоко поднятой руке, она не подбежала – подлетела к Педро, стоящему с группой ребят у обрыва.
И выдохнула, запыхавшись:
- Письмо. Вот. От мамы.
Выхватив его. Он торопливо спросил:
- Почему от мамы? Ты уже читала?
- Ещё нет.
- Не читала, а говоришь.
И оглянувшись на ребят, внимательно следивших за сценой, степенно и деловито добавил:
- Может оно и от отца. А скорей всего, от них обоих.
Но не в силах скрыть нетерпение, разорвал конверт и стоя принялся читать – для неё и для себя.
Их тотчас окружили ребята. Тоже стали слушать: оно складно написано. И содержимое текло легко и взволнованно, скорей напоминая не письмо от родителей, а сказку уже отшумевшего детства.
Это и была сказка, которую в красивой литературной форме пересказывал им отец. Испанская народная сказка. Некоторые её знали, до забыли – так давно это было, когда им читали её у семейного очага. Память созранила лишь отдельные штрихи. Тогда она звучала как прекрасная небыль, как что-то далёкое, на что они смотрели со стороны. Теперь она обретала иной смысл и была о них самих. И они находили в ней нечто такое, чего прежде не замечали, да и не могли заметить, потому что это их не касалось. И оставаясь сказкой, теперь она принимала черты реального, становилась правдой. В ней было много отклонений от того, что им рассказывали в детстве. Но они не помнили её во всех деталях и даже не заметили этого – суть-то осталась неизменной. Видно, отец переделал её так, чтобы она глубже запала в сердце. А начало распологало к откровенности: «Педрито, сядь на моё левое колено, а ты, Лолита, на правое. И слушайте. Я расскажу Вам сказку». Именно так делал отец всякий раз, когда рассказывал им что-то интересное. «Вы сейчас уже – большие и должны правильно понять скрытый истинный смысл этой сказки. Он скрыт за красивыми словами, но, выслушав её, вы задумаетесь и поймёте. Вот она, прекрасная сказка, которая называется:
«Птица правда».
«Шла война. Орды мавров теснили испанцев. Реки текли красными от крови невинных жертв. Много было врагов, жестоких и коварных, и пядь за пядью таяла испанская земля. Но отчаянно сражались кастильские воины. Бились насмерть и умирали не сдаваясь. Не уступали без боя ни города, ни селения. Не счесть, сколько полегло их у источников, на склонах гор и затоптанных крестьянских полях.
И тогда выступили против мавров король со своей верной дружиной. А королева с детьми осталась в замке под защитой каменных стен. Но хитрые враги заманили королевское войско в горы, а сами напали на замок. И королева. Опасаясь за жизнь детеей, велела положить мальчика и девочку в сундук, сделанный из прозрачного горного хрусталя, и опустить его в реку, которая должна была вынести его в море. А там, за морем, жили их друзья. Она знала: они увидят детей и спасут их от беды. А сама поднялась в высокую башню, закрыв за собой железную дверь, чтоб враги не смогли к ней прорваться.
Но они осадили замок, взяли его, а королеву навечно замуровали в неприступной башне.
Сундук с девочкой и мальчиком понесло течением по реке, а потом по морю – по океану. Увидев через прозрачные стенки детей, добрые люди спасли их, взяв в свою семью. И хотя у них самих было много детеей. Они приютили мальчика и девочку, кормили, воспитывали их, научили трудиться, быть добрыми и справедливыми. Относились к ним, как к родным. Мальчик и девочка окрепли и подросли. Новые родители научили их любить птиц и зверей, понимать их язык.
И вот однажды ночью девочка услыхала, что кто-то стукнул в окно. Она распахнула его настежь – и в комнату влетела странная птица. Она вся была белая и словно светилась, глаза её горели, как звёзды, а клюв был из чистого золота. И птица заговорила человеческим голосом. А может быть, она говорила на своём, птичьем языке, котррый девочка знала, и она помнила её вещие слова:
- Я – птица Правда.
- Я птица Правда. Я прилетаю к каждому человеку раз в жизни, чтоб открыть ему глаза. Слушай меня внимательно, девочка. У меня очень мало времени. За мою праведность Бог поместил меня в рай. Но я думаю, это были людские козни: лжецы не хотели, чтоб я разоблачала их обман на грешной земле. Из рая я улетела и снова вернулась к людям, потому что, кроме меня, никто не может поведать им правды. И за это меня наказали, но я не страшусь этого, так как осталась на земле. Меня заключили в мрачный и страшный замок, где другие птицы, где другие птицы стараются заклевать меня. Но я птица Правда. Я – бессмертна и никто не может убить меня. Оскорбить и унизить – могут, но убить – никогда. Одноглазый уродливый цыклоп-великан неусыпно сторожит меня, следит за каждым моим движением. Только на одну минуту в день он засыпает. И секунды достаточно, чтоб выклевать его единственный проклятый глаз. Но мне дорого каждое мгновенье: мне надо нести людям правду. И за одну минуту я делаю столько добрых дел, сколько другие не могут сделать и за день.
- Я птица Правда, но так как я бежала из рая, меня часто наряжают в яркие перья и называют райской птицей. На меня, Правду, хотят надеть маскировку, унизить обманом. Но я вся белая, как снег. Поэтому меня иногда бывает трудно сразу увидеть.
- Какую же правду ты принесла мне, мудрая птица с белыми чистыми крыльями ангела?
- Слушай меня, девочка. Я – птица Правда. И я скажу тебе то, что ты не знаешь. Твои настоящие родители живут не здесь, а за тридевять земель, за дальней далью, куда идти надо всю жизнь. А те, кто кто тебя приютил, чужие. Они научили тебя и твоего брата другому языку и другой жизни. Они полюбили вас, и вы полюбили их. но они вам не родные.
- Кто же наши родители, где они и что с ними? Скажи мне, птица с золотым клювом.
- Я – птица Правда. И каждое моё слово – правдиво. Слушай меня, девочка.


Рецензии