Валенки

       В канун Нового года, как обычно, собрались мы, с внуком за круглым столом, пересматривать старые фотокарточки. В потертой сумке, вместе с фотографиями, перевязанные суровой ниткой лежали коробочки с медалями и орденами. От горячего чая немного разморило.

       Не люблю вспоминать о далеких днях войны, но в этот раз решил ответить на наивный детский вопрос, за что получил вот эту награду - Орден Красной Звезды, уж очень необычный связан с этим орденом случай.

       Шел август 43-го. Мы только что переломили хребет фашисткой нечисти под Сталинградом и на Курской дуге. Но перед нашими войсками непреодолимой преградой в Белоруссии и на Украине встал ОстВал - Восточный вал – место, где враг смог серьезно укрепиться. Бетонные ДОТы, пристрелянные участки земли, километры противотанковых рвов, минных полей и колючей проволоки. 

       Я состоял в роте связи, в 60-й армии прославленного генерала Ивана Черняховского, практически в самом центре немецкого укрепрайона.

       Войска рвались в бой, окрыленные успехом и жаждущие освободить от врага родную землю. Но все наши лобовые атаки не увенчались успехом и, лишь приводили к значительным потерям. Требовался серьезный перевес в артиллерии, танках и живой силе. Пополнение прибывало медленно и драгоценное время уходило.

       Что было делать? Передышка и вынужденное безделье заставило меня задуматься, найти какое-нибудь средство, с помощью которого можно было помочь вскрыть оборону противника и при этом сохранить солдатские жизни.
Как вы помните, до войны, я учился в радиотехникуме и достиг неплохих результатов в области передачи звуковых сигналов, изучал воздействие звука на человека, параллельно увлекался психологией.

       Движение моим мыслям в нужном направлении задали немецкие радиотрансляции, призывающие «Иванов бросить оружие и сдаться в плен, где их ждет вкусная еда и теплые казармы».

       В начале войны эти передачи  реально заставляли людей призадуматься о бессмысленности сопротивления, находились и те, кто предпочли сытый плен сражению, но таких были единицы.

       В общем, подумал я, если мы не в силах достать врага снарядами и пулями, нужно воздействовать на него по другому, например, с помощью звука.

       Сказано – сделано. По приказу сверху, из резерва полка, мне выделили грузовик с радиооборудованием и трех военнопленных разного возраста для испытаний. Требовалось составить и записать звуковой ряд, который повергал бы в шоковое состояние вражеские войска, при этом не влиял бы на разум наших бойцов.

       Но легко сказать, да сложно сделать, в полевых условиях, а самое главное, в отсутствие времени. Ставка Верховного ежедневно напоминала штабным, что нельзя отсиживаться в окопах до зимы.

       Начал свою работу с банальных фраз на немецком, типа “сдавайтесь, вас накормят и т.д. “, а что их кормить-то, они и так неплохо устроились.  Харчи под боком, в деревнях дома теплые – это мы в полях по землянкам сидим.

       Понял, что простым словом немчуру не достать. Начал вспоминать курс психологии, и думать, чем же можно человека, то бишь фрица, воодушевить? Соответственно, обратным действием глядишь и заставишь его сдаться…

       Долго размышлял, пока не попалась мне на глаза трофейная пластинка с произведениями Рихарда Вагнера. Не в чести был у нас тогда Вагнер (по понятным причинам). Включил патефон и крутил всю ночь пленным “Золото Рейна“, про Валькирий и Нибелунгов.

       Наутро, глаза у меня слипались, а пленные же наоборот взбодрились, готовы были землянку на бревна разобрать, видимо от избытка сил. Да на своем всякие фразы командным голосом выкрикивали.

       А-а-а думаю, фрицы, нашел я к вам ключик-то.  Взял фонограф и стал записывать на нем, задом наперед, самые энергичные моменты произведения. Весь день промучился, но к вечеру все было готово. Сам Вагнер бы мне позавидовал.
Начал трансляцию записанного ближе к полуночи.

       Не выдержав бессонных ночей я лег подремать, но приставил к пленным своего помощника, для наблюдения.

       Очнулся затемно. Кто-то тряс мое плечо.
       - Вставайте, быстрее! Пленные вешаться собрались!

       Вбегаем мы с помощником в землянку и действительно, один фриц уже дергался на своем ”готтмитунсе”, другие в полуобморочном состоянии искали место для того же.

       Радости моей не было предела…

       Чтобы фрицы сразу не поняли, что происходит (немцы-то далеко не дураки), параллельно с антиВагнером, записал обычную звуковую дорожку, с призывом к сладкой и теплой жизни в плену, на немецком. В результате получилась звуковая мешанина разбавленная немецкой речью.

       Вдоль всего фронта, на расстоянии cта метров друг от друга расставили громкоговорители. И, ближе к утру, по команде начали трансляцию. Я мысленно перекрестился, ведь от меня зависел успех всей операции, жизни моих товарищей по оружию,  а, возможно, и моя.

       Через полчаса началась артподготовка и пошла в атаку пехота.
       Я прильнул к окулярам стереотрубы.

       Со стороны противника ни выстрела. Заманивают? Вдруг. Над бруствером взлетела белая тряпка, за ней другая, третья.  Из окопов, под ноги наших бойцов полетели винтовки и автоматы. И навстречу полезли серые шинели, толпами, с поднятыми руками.

       Радости моей не было предела. Через полчаса чуть не на руках бойцы отнесли меня в штаб, по  дороге подбрасывали вверх. Дружно кричали – ”УРА!”.

       С того момента и пошло стремительное наше наступление на юге.
       Но через несколько дней, при очередной нашей атаке, фрицы тоже включили динамики с какой-то звуковой абракадаброй, под нас значит косят. И вдруг, происходит что-то невероятное, в районе немецких окопов.

      Бойцам была дана команда пленных брать, а тут как начали наши их молотить прикладами да штыками, смотреть страшно. Еле-еле политруки бойцов оттащили от сдавшейся в плен немчуры.

      Не угадали что-то фашисты с музыкой…
      -  Дед, а что за абракадабру включили фрицы-то?
      - Не помню внучок точно, какую-то русскую народную, мне послышалось вроде как “Валенки“ Лидии Руслановой.

      Это мы, когда песни родные русские слушаем, то и всплакнуть можем, а, если наоборот песни наши прокрутить… то вот как оно бывает.


1- Орденом Красной Звезды награждали за личное мужество и отвагу в боях
2 – Фонограф – прибор для записи звука
3- Восточный Вал (Линия Пантера) – укрепленный немецкий район в Белоруссии. Прорван войсками Центрального фронта под командованием генерала Рокоссовского в конце августа 1943 года.
4 - GOTT MIT UNS (С нами Бог) – девиз на ременных бляхах немецких пехотинцев


Рецензии
Какую любопытную историю вы рассказали! Вот что значит воздействие на человека психологически. С уважением

Татьяна Подплутова 2   20.03.2020 11:52     Заявить о нарушении
Хороший пример решение ситуации. Очень понравилось.

Ирина Фольц   22.03.2020 17:45   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 63 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.