Как нитка с иголкой

– Поезжай, дочка, в город, пока не поздно. Поезжай! А то завязнешь тут в нашей  грязи, – напутствовала мать Людмилу, когда они возвращались от колодца с тяжелыми ведрами через всю деревню. Словно чувствовала, что не сможет долго опекать её и сына. Рано подорванное здоровье постоянно давало о себе знать. И с каждым годом жизненные силы покидали эту некогда энергичную молодую женщину. Поэтому она и ушла в сорок семь лет в мир иной, так и не изведав в полной мере той радости, которую даёт жизнь в окружении детей и внуков.
В деревне Александровке, где жили Бобровы, школы не было.  Людмила и её сверстники  из близлежащих деревень ходили учиться в Клевцово. Жили в интернате, а на  выходные возвращались домой.
Девушка, как могла, помогала матери по хозяйству, выходила вместе с ней на прополку свёклы в колхозе, ухаживала на ферме за телятами. Но после окончания девятого класса в Колпне та просто вытолкнула дочь из деревни в Москву.
Обосновавшись у родственников, Люда поступила в строительное училище на лаборанта и вскоре получила общежитие. С этого момента жизнь её вошла в новое русло. В городе она почувствовала себя точно рыба в воде. Быстро сходилась с людьми, заводила нужные знакомства, умело справлялась с любым порученным делом.
Прожив в столице целый год,  горожанка решила летом навестить родные места. Вечерами деревенская молодёжь собиралась на «пятачок». Тут-то Люда и познакомилась с Александром Ильичевым. Он тоже приехал домой погостить из Днепропетровска, где работал инструктором по вождению в ДОСААФ.
Родом Ильичев был из Сергеевки, которая располагалась по-соседству, но так как он был старше Людмилы на четыре года, жизненные пути их раньше не пересекались. Хотя дед, Петр Алексеевич, работавший в колхозе на погрузке силоса, рассказывал однажды внучке, что у них очень хороший парень на тракторе работает! Все с душой и на совесть делает.  Силос  так разровняет, что и вилами делать нечего. Но в то время эти слова мало заинтересовали девчушку-школьницу. А вот теперь  возникла к Александру симпатия. Степенный во всем, рассудительный парень сразу внушил ей доверие. Но торопиться  Люда не стала. К тому же в городе у неё уже был жених.
Расстояние не стало препятствием для дальнейших отношений между молодыми людьми. Оно наоборот только сблизило влюблённых. Александр постоянно звонил запавшей ему в сердце белокурой красавице,  день ото дня все больше и больше завоёвывая её расположение. И вскоре девушка ни о ком другом и слышать не хотела. Каждый раз с нетерпением ждала почтальона с горячим приветом из Украины.
Спустя год Ильичевы уже жили вместе, обменявшись кольцами. К этому времени Людмила работала инспектором в отделе кадров Мосэнергостроя. Потом и мужа устроила туда водителем. Двухкомнатную квартиру выбила в Алтуфьево – не все же им ютиться с маленьким сыном в общежитии.  Уверенно поднимаясь по карьерной лестнице, к сорока годам она уже занимала должность начальника отдела кадров. Да и супруг был на хорошем счету. Получил звание заслуженного работника  Мосэнергостроя и юбилейную медаль в честь 800-летия Москвы. Не раз награждался грамотами и кубками за свои достижения.
Сколько объектов  построила их организация за эти годы в столице и по всей России?! Не счесть. Мосты, дороги, автомагистрали, Воронежскую АЭС и многое другое. Коллектив  огромный, слаженный, работоспособный. Зарплаты стабильные, высокие. Но с началом 2000-х ситуация стала меняться не в лучшую сторону.  Организация терпела убытки. Начались сокращения.
Людмила, недолго думая, решила сменить работу и  устроилась в коммерческую фирму Евразметаллцентр.  Александр какое-то время  ещё трудился на прежнем месте, а затем тоже  ушёл вслед за женой, которая снова помогла ему на профессиональной стезе. И если  раньше  фирма, где она работала, нанимала машины для доставки грузов, то теперь Люда предложила руководству другой вариант: взять на работу первоклассного водителя, каким являлся её  супруг, и купить ему машину. Что и было впоследствии сделано. И даже после выхода второй половинки на пенсию,  Александр продолжал трудиться в этой должности. Он опять  колесил по бескрайним просторам нашей необъятной Родины, доставляя всевозможные грузы на любимой  Scania, которая ни разу не подвела его за восемь лет.
Однако  с каждым годом машин на дорогах России прибавлялось, и бесконечное стояние в пробках  начало раздражать Александра. Наверное, уже сказывался возраст. Городская суета утомляла. Жизнь в квартире не давала того покоя и отдохновения, которого требовала душа. А любой поход загород оборачивался «битвой» за проезд. В 2008 году, когда горели в Подмосковье леса, жить было просто невыносимо.  Поэтому Ильичев все чаще стал подумывать о возвращение в ту гавань, где нашли свой последний приют его родители и дед с бабкой. Да и братья  остались жить там – в родной колпнянской стороне.  Людмила, напротив, и в мыслях не держала такого поворота  в судьбе, работала администратором в детской поликлинике. Но супруг оказался  непреклонен в решении – перебраться жить в сельскую местность.
Приехав раз, другой в Колпну,  Ильичевы присмотрели небольшой дом на двух хозяев недалеко от хлебозавода, выкупили его и начали обихаживать. Пока имелась возможность, Александр подвозил из столицы стройматериалы. Каждого кирпичика, каждой досочки коснулись его руки. И затирал, и подмазывал, и перестилал. Благо дед-плотник Семен Петрович научил его когда-то со всем инструментом управляться. Вот и пригодилось теперь это умение.  Жена тоже ему помогала, чем могла, старалась. Вскоре дом заблестел новыми окнами, а яркая крыша его стала узнаваемой издалека. Друзья помогли оборудовать ванную,  канализацию. Потом  супруги сами провели воду от башни, сделали отопление. Средний брат  Александра, Геннадий,  привёз с женой Татьяной для хозяйства уток и кур, а  деверь Виктор Бобров помог возвести гараж,  надворные постройки. Словом, все,  кто хотел, помогли вернувшимся землякам обжиться на родной земле.
– Здесь у нас все своё, – говорит Людмила.  – Огородик  есть небольшой, садик разбили. Соленья, варенье закрываем. Мясо, яйца домашние. У соседей Сергея и Веры Воробьевых покупаем свежие молочные продукты.  А вода какая  вкусная из колодца во дворе у  Михаила Громова! Такой в городе не найдёшь. Тетя Люба постоянно зовет меня. Говорит, приди, набери водички. Пьёшь  её, и напиться не можешь!  Благодать. Да и муж теперь все делает с удовольствием. В городской квартире ведь стены тонкие, любой шум слышно, когда начнешь что-нибудь мастерить. То снизу, то сверху стучат, требуя тишины. Никакой свободы.  Подруга ко мне как-то из Новороссийска приезжала. Очень ей у нас понравилось. А у самой – море под боком. Так она без меня к нему совсем не ходит  – некогда потому что. Вот и мы так в Москве жили. Всё время уходило на работу и быт.  Сейчас, если скучно становится, садимся в машину и едем то в Орёл, то в Ливны, а то и в Москву наведываемся.  Нагуляемся,  и  – домой, свежим воздухом дышать, на звезды смотреть.  В городе их не видно. А душа просит!
Вот так всю жизнь, как нитка с иголкой, супруги Ильичёвы и тянутся друг за другом, поддерживая и помогая во всем. Да в семье и не может быть по-другому. Поэтому не надо бояться  перемен.  Ведь жить хорошо там, где рядом с тобой дорогие и любимые люди, где ты чувствуешь себя легко и комфортно.


Рецензии