Андрей и Артемий
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .( из стихов Алены Жилкиной)
В третью среду января экран клуба АрхиКино был отдан екатеринбургскому кинорежиссеру Елене Дубковой, которая привезла в Москву два своих новых фильма, завершенных в 2019г.: « «Как некий херувим…» и «Санитар».
У героев фильмов Дубковой есть своя особенность - герои её фильмов, осенены ярким талантом и уверенностью в своём особом предназначении. И еще ими как будто водит чья-то рука. Счастливый случай и саму Елену привел к встрече с уникальным режиссером и артистом Государственного Академического Центрального театра кукол им. С.В.Образцова - Андреем Денниковым, с которым она успела познакомиться при его жизни и снять свой первый фильм о нем «Там, где бьется сердце…». Этот фильм был награжден Главным призом на кинофестивале «Золотой витязь» 2014 года.
Андрей обладал букетом артистических способностей и сам по себе являл театр, вмещая в себя весь необходимый для театра спектр театральных способностей: артиста, режиссера, кукольника, сценографа, художника, вокалиста, танцовщика. И всё это на максимуме таланта. Еще не закончив театральный институт, он своей постановкой в театра имени Образцова спектакля «Моцарт и Сальери» стремительно ворвался в театральный мир Москвы, и за свою короткую, трагически оборвавшуюся жизнь успел поставить четырнадцать необычных спектаклей, которые с успехом шли в России и за рубежем.
В его спектаклях поставленных в системе театра кукол, вызревал новый тип синтетического театра, в котором артист не скрывается за ширмами, а участвует в ходе самого спектакля - то как кукловод, то как оживающий образ, то как его партнер или оппонент. Конечно, такое явление должно иметь мощную студийную или организационную опору и поддержку. Но театр, находящийся на вершине признания после смерти его создателя Сергея Образцова, который талантливо реализовал свою версию театра кукол, не имел сил для художественной перестройки. А творческие поиски и яркие находки Андрея представляли собой иную природу театра, к которой основной состав театра не был художественно подготовлен.
Находясь в режиме постоянных нервных перегрузок, Андрей со своей небольшой группой сгорал одиноким факелом в сырую погоду. В 33 года его поразил тяжелый недуг, потом автокатастрофа и через некоторое время его не стало.
Конечно, в одном фильме трудно исчерпать такое разностороннее явление, как театр Денникова, как бы ни был обширен отснятый материал. Потому в 2016г. Е.Дубковой был снят фильм-интервью « За Окой в тени деревьев…» в котором Андрей Денников раскрывает свои отношения к современной жизни, искусству, истории, культурным традициям. В них он предстает мыслящим человеком, тонко и глубоко чувствующим русскую культуру
Но и после второго фильма Елена не могла считать закрытой историю Андрея Денникова. За это время в Москве и ряде городов образовались клубы Денникова, в которых его поклонники собирались на просмотры записей его спектаклей, слушали его исполнения песен, с волнением воспринимая чистоту образа, и открывая в себе генетическую связь с глубинной русской культурой. Это движение нужно было поддержать новым фильмом. И он состоялся так же неожиданно и легко, какими кажутся спектакля Андрея..
И вот теперь Елена Дубкова привезла в Москву свой третий фильм об Андрее Денникове - документальную кино-элегию «Как некий херувим…», снятый в 2019г.
В фильме деликатно рассматриваются внутренние связи Денникова с его любимыми авторами: Пушкиным, Моцартом, Гоголем, Есениным, делается попытка осмыслить его неслучайное внешнее сходство с Сергеем Есениным, его привязанность к родине Есенина - селу Константиново, его жителям и прихожанам местной церкви, на кладбище которой он нашел свое последнее пристанище.
В картине нашел своё отражение и вечный конфликт божественного дара с противостоящими ему неверием, завистью и мелкими страстями, которые, как и пушкинского Моцарта, подвели к гибели русского талантливого артиста.
х-х-х-х-х-х
Вторым фильмом, привезенным Еленой Дубковой в Москву для показа в клубе АрхиКино, стала лента «Санитар», получившая на XXV Российском кинофестивале «Литература и кино-2019» в г. Гатчина Приз за Лучший неигровой фильм.
Место действие – Северо-Восток Москвы, Останкино, и это таинственное помещение с мягким освещением и большим деревянным крестом посредине. В этом фильме не сразу понимаешь , что это идеально чистое аккуратное помещение похожее на культовый комплекс, и есть морг, - где чистота и порядок возведена чуть ли ни в абсолют. Здесь вход в иной мир, здесь по стенам скользит тень Харона и если прислушаться, то можно услышать тихое журчание Леты.
Но те, кто обеспечивают жизнь этого помещения, редко слушают тишину – здесь много забот, здесь часто возникают авралы и нехватка времени, которое всегда куда-то утекает. Потому здесь много работают, старательно и даже азартно, тщательно готовясь к необходимым процессам: погрузкам, перегрузкам, наведение чистоты и порядка.
Артемий, работающий здесь санитаром, говорит, что если подсчитать всю площадь полов, которую ему пришлось здесь вымыть, то она будет равна Московской и Владимирской областей вместе взятых. Он и пошел сюда работать потому, что не смог выдержать «унижения офисом», которое он испытал, когда однажды не пришел на свою прошлую работу и никто того не заметил.
Время от времени по кадру кадре проползает телевышка, пожалуй, второе главное действующее лицо. Дело в том, что антенка, - не Останкинская громадина, а другая - миниатюрная и невидимая, иногда вдруг вырастает на макушке Артемия и он бросается к компьютеру, кладет на клавиатуру руки ( когда будете смотреть фильм, обратите внимание на пластику его рук) и начинает писать, пока антенка не разрядится.
Так он написал повесть «Записки санитара морга», роман «Убить психа....» в девятьсот страниц и в пять линий действия и еще три книги. Все они изданы в серьезных издательствах, но Артемий все равно еще не считает себя писателем,
так как по его меркам им написано слишком мало для соответствия этому званию.
А антенка все дрожит и требует записи своих новых сигналов.
.
Да и вообще Артемий мало подходит под привычный мне образ писателя, - это большой крепко сбитый молодой мужчина с сильными руками сплошь покрытыми татуировкой и с панкерской прической, которую любовно подправляет его жена. В часы отдыха он с друзьями забирается в подвал, где отрываются под звуки тяжелого металла и отстреливаются пейнтбольными пулями от нашествия враждебных роботов. А в выходные дни всей семьей готовят жареные креветки и домашние пельмени.
Фильм оставляет Артемия в тот момент, когда с антенки пришло предложение переписать новыми стихами сюжет пушкинской «Полтавы»…
Как видим, разные, даже противоположные герои сведены и под общей афишей клубной встречи и пристальном вниманием к ним режиссера. И не случайно - Андрей и Артемий талантливые московские молодые люди, чутко прислушивающиеся к тем звуками и сигналам, которые поступают им свыше и дерзко штурмующие высоты современного искусства и литературы. Творчество одного порождено лучшими традициями русской классики, другой вызревает в нови цифровой культуры. Но различные в творческих позициях, они как близнецы, схожи своим трудолюбием, творческой дерзостью, талантливостью и верой в Создателя.
А еще тем, что через них протекает самое дорогое - Время…
= = = = =
2020
# Андрей Денников, Артемий Леонтьев, Елена Дубкова, Документальное кино, Как некий херувим, Санитар,
Свидетельство о публикации №220020400083