Чи бачили ви киценьку?. Дети ГСВГ. Школа 66. 8 Нов
Чи бачили ви киценьку?. Дети ГСВГ. Школа 66. 8 Новый Букварь
Вот и наступило время долгожданных перемен. Непредвиденные, впрочем, совсем не отменялись! Какие-нибудь огорчения нет-нет, да и подстерегали в течение дня. Однако, наутро все они неизменно меркли и утрачивали значительность перед окрыляющим предвкушением новизны, пробуждавшимся вместе со мной.
Помнить всю свою жизнь давно уже не получалось. А вот недавно прошедшие денёчки так и хотелось мысленно перебирать, разглядывать, словно разноцветные камешки! Были они длинными – предлинными, вмещали уйму разнообразных переживаний и событий, и ожидания мои, в целом, оправдывали. А неспешность, с какою дни складывались в годы, внушала счастливую уверенность в том, что будущего в запасе немерено!
Ничем не омрачённые, те годы неумолимо отдалились в прошлое, постепенно утратили отчётливость контуров, а потом и вовсе стали выглядеть одной безоблачной порой, что отнюдь не способствует соблюдению хронологии в повествовании. И событий, в датах которых невозможно ошибиться, в запасе у меня не так уж много.
В канун Нового 1959-ого года случится переезд нашей семьи в другую часть Городка, что разграничивает воспоминания тех лет на «ДО» и «ПОСЛЕ».
Десятого мая 1960-го года мне исполнится десять лет. Знаменательная дата окажется в числе двадцати незабываемых дней, проведенных в полном одиночестве в инфекционном отделении госпиталя в городе Эберсвальде с диагнозом «скарлатина»!
Четвёртый, выпускной класс, замечателен тем, что вместо Зои Ивановны неожиданно придёт другая учительница.
А первый класс более всего запомнится пением в хоре и подготовкой к новогоднему утреннику.
…Но, всё же, попытаюсь по порядку….
Новый Букварь.
Учебники нам выдали в школе. Внешний их вид, за исключением заметно выделявшихся «Арифметики» и «Родной речи», в памяти не сохранился. Это и не удивительно, ведь перед началом учебного года все книги предусмотрительно оборачивались специальной плотной бумагой. Дело тут не в отсутствии навыков бережного обращения, просто какая-то непреодолимая сила время от времени подстрекала школьников к нанесению высокохудожественных росписей на внешнюю и внутреннюю стороны обложек. Только не надо путать это явление с глубокомысленными начертаниями на партах, имевшими совершенно иную природу!
Поверхность парты – некий прообраз личной страницы. Ни о вторых сменах, ни о кабинетной системе мы тогда представления не имели. На протяжении учебного года за классом закреплялась отдельная комната, где у каждого ученика было своё постоянное место, оно признавалось одноклассниками как индивидуальная территория и площадка для самовыражения. Надписи и рисунки на своей половине парты индивидуум выводил c видом отсутствующим, небрежным, будто бы «просто так, для себя», но не было ли в этом лукавства? Сдаётся мне, что значительная часть тех каракуль застенчиво, либо, наоборот, с затаённой дерзостью, ожидала своего вдумчивого читателя. А иначе, какой же смысл?
За исписанные столешницы никого не ругали, их просто обновляли время от времени, покрывая очередным слоем блестящей чёрной краски. Делалось это в период летних каникул, когда силами родителей и подраставших школьников помещение класса подготавливалось к предстоящему учебному году. Красить парты очень весело! А первого сентября в праздничной атмосфере школы всё ещё угадывался взбадривающий, специфический запах, представлявшийся одним из акцентов свежести и новизны…
Итак, учебники нам выдали в школе… Новый «Букварь» оказался тёмно зелёным.
Рассудив, что он мне не нужен, я горделиво, со сдержанным волнением входя в образ дисциплинированной ученицы, впервые подняла руку!Терпеливо дождавшись поощрительного кивка Зои Ивановны, аккуратно откинула массивную крышку парты,встала и скромно доложила:
- Я хочу вернуть «Букварь»! У меня дома есть, только другого цвета! Я ЕГО УЖЕ ПРОЧИТАЛА!
- Это хорошо!- тоном, едва ли подходящим для выражения одобрения, непонятно произнесла Зоя Ивановна. И, помолчав, добавила:
- Хорошо, что ты умеешь читать! Но «Букварь» - учебник, а не книга для чтения. Все дети в классе должны учиться по одинаковым учебникам.
Слегка обескураженная, я уселась на место, принялась рассеянно листать УЧЕБНИК и удивляться:
- И чему тут ещё учиться?.. – и неожиданно… обнаружила…
… Нет, я вначале даже глазам своим не поверила!… Но, внимательно перевернув страницу за страницей, просто вынуждена была ещё раз поднять руку:
- Пожалуйста, поменяйте мне «Букварь»! В этом пропущен портрет Сталина!
- «Букварей» больше нет.- с каким-то обидным безучастием ответила учительница.
Кому приятно иметь учебник, в котором не хватает целого портрета? Предложила соседке по парте поменяться. Может быть, для неё это не так уж важно? Ей ведь не с чем сравнивать, а я, как-никак, привыкла! Но её учебник оказался точно таким же, как мой.
http://www.proza.ru/2020/02/05/1179
Свидетельство о публикации №220020501121