Чи бачили ви киценьку?. Дети ГСВГ. Школа 66. 8 Нов

http://www.proza.ru/2016/09/01/73
Чи бачили ви киценьку?. Дети ГСВГ. Школа 66. 8 Новый Букварь

Вот и наступило время долгожданных перемен. Непредвиденные, впрочем, совсем не отменялись! Какие-нибудь огорчения нет-нет, да и подстерегали в течение дня. Однако, наутро все они неизменно меркли и утрачивали значительность перед  окрыляющим предвкушением новизны, пробуждавшимся вместе со мной.

Помнить всю свою жизнь давно уже не получалось. А вот недавно прошедшие денёчки так и хотелось мысленно перебирать, разглядывать, словно разноцветные камешки! Были они длинными – предлинными, вмещали уйму разнообразных переживаний и событий, и ожидания мои, в целом, оправдывали. А неспешность, с какою дни складывались в годы, внушала счастливую уверенность в том, что будущего в запасе  немерено!
 
Ничем не омрачённые, те годы неумолимо отдалились в прошлое, постепенно утратили  отчётливость контуров, а потом и вовсе стали выглядеть одной безоблачной порой, что отнюдь не способствует соблюдению хронологии в повествовании.  И событий,  в датах которых невозможно ошибиться, в запасе у меня  не так уж  много.
 
В канун Нового 1959-ого года случится переезд нашей семьи в другую часть Городка, что разграничивает воспоминания тех лет  на «ДО»  и  «ПОСЛЕ».
 
Десятого  мая 1960-го года мне исполнится  десять лет. Знаменательная дата  окажется в числе  двадцати незабываемых дней, проведенных в полном одиночестве в инфекционном отделении госпиталя в городе Эберсвальде с диагнозом «скарлатина»!

Четвёртый, выпускной класс, замечателен тем,  что  вместо Зои Ивановны неожиданно придёт  другая  учительница.

А первый класс более всего запомнится пением в хоре  и подготовкой к новогоднему утреннику.

…Но,  всё же, попытаюсь по порядку….

Новый  Букварь.

Учебники нам выдали в школе. Внешний их  вид, за исключением заметно выделявшихся  «Арифметики» и «Родной речи», в памяти не сохранился. Это и не удивительно, ведь перед началом учебного года все книги предусмотрительно оборачивались специальной плотной бумагой. Дело тут не в отсутствии навыков бережного обращения, просто какая-то непреодолимая сила время от времени подстрекала школьников к нанесению высокохудожественных росписей на внешнюю и внутреннюю стороны  обложек. Только не надо путать  это явление с  глубокомысленными начертаниями на партах,  имевшими  совершенно иную природу!

Поверхность парты – некий прообраз личной страницы. Ни о вторых сменах, ни о кабинетной системе мы тогда представления не имели. На протяжении учебного года за  классом закреплялась отдельная комната, где у каждого ученика было своё постоянное место, оно  признавалось одноклассниками как индивидуальная территория и площадка для самовыражения.  Надписи  и рисунки на своей  половине парты индивидуум  выводил c видом отсутствующим,  небрежным, будто бы «просто так, для себя», но  не было ли в этом лукавства?  Сдаётся мне, что значительная часть тех  каракуль застенчиво,  либо, наоборот, с затаённой  дерзостью, ожидала своего вдумчивого читателя. А  иначе, какой же смысл?

За исписанные  столешницы никого не ругали, их просто обновляли время от времени, покрывая  очередным слоем блестящей чёрной краски. Делалось это  в  период летних каникул, когда силами родителей и  подраставших школьников помещение класса подготавливалось к предстоящему учебному году. Красить парты очень весело! А первого сентября в праздничной атмосфере школы всё ещё угадывался взбадривающий, специфический запах, представлявшийся  одним из  акцентов  свежести и  новизны…

Итак,  учебники нам выдали в школе… Новый «Букварь»  оказался  тёмно зелёным.

Рассудив, что он мне не нужен, я горделиво, со сдержанным волнением входя в образ дисциплинированной ученицы, впервые подняла руку!Терпеливо дождавшись поощрительного кивка Зои Ивановны, аккуратно откинула массивную крышку парты,встала и скромно  доложила:
- Я хочу вернуть «Букварь»! У меня дома есть, только  другого цвета! Я ЕГО УЖЕ ПРОЧИТАЛА!

- Это хорошо!- тоном, едва ли подходящим для выражения одобрения, непонятно произнесла Зоя Ивановна.  И, помолчав,  добавила:
 - Хорошо, что ты умеешь читать! Но «Букварь» -  учебник, а не книга для чтения. Все дети в классе должны учиться по одинаковым учебникам.
 
Слегка обескураженная,  я уселась на место, принялась рассеянно  листать УЧЕБНИК и удивляться:

-  И чему тут ещё учиться?.. – и  неожиданно… обнаружила…

… Нет, я вначале даже глазам своим не поверила!…   Но, внимательно перевернув страницу за страницей, просто  вынуждена была ещё раз  поднять руку:

- Пожалуйста, поменяйте мне   «Букварь»!  В этом  пропущен  портрет  Сталина!

- «Букварей» больше нет.-  с  каким-то обидным  безучастием ответила учительница.
 
Кому  приятно иметь учебник, в котором не хватает целого портрета? Предложила соседке по парте поменяться. Может быть, для неё это не  так уж важно? Ей ведь не с чем сравнивать, а я, как-никак,  привыкла! Но её  учебник оказался точно  таким же, как мой.

http://www.proza.ru/2020/02/05/1179


Рецензии