Ключ

Фото: Ключ. Кристен (+)
*
Понимаю, что практически весь XX век был для нашей страны временем тяжелейшего труда, крови и слёз. Нередко люди были вынуждены проявлять ежедневный героизм, просто, чтобы выжить. Сколько судеб было подмято жестокими ураганами истории. А люди учились новому, любили, просто жили, мечтали. Я успел подметить, что дома деды и бабушки старались быть улыбчивыми, узнать как мои дела и уверить, что у нас – молодёжи – всё будет отлично. О себе рассказывали очень скупо. В основном в нашем доме звучали почти смешные приключения. Несмотря на серьёзность дел, я видел родные, простые лица… Они были способны зря не демонстрировать груз своего времени. И позволяли себе с душой отдохнуть среди своих. Что ж, вспоминая старших близких, я поведаю кое-что из семейной истории в лёгком ключе.
*
Дорогой, Дедушка!

Ты мне говорил простые слова: не судите других, лишь внимательно вглядитесь в чистый лист бумаги. И что ценят не за лицо, а за дела.

Прошло ровно 90 лет, как тебе на февраль тридцатого года рабочие завода подарили Браунинг. Наверное. Потому как ты сам у нас любил определять сроки и как надо управлять датами. На твоей военкоматовской справке написано, что ты был в рядах Красной Армии с марта 1917 года по весну 1921 года. Значит, тебе ещё поначалу не исполнилось и 14 лет, как рано входили во взрослую жизнь.

Ладно, дорогой дедушка, со мной светлая память о тебе. И вот он твой компактный инструмент для переговоров – сегодня это просто легенда – в твоём духе.

В этой истории Браунинг стал ключом к повествованию.
*
Дедушка мне рассказывал, что это дамский пистолетик. В смысле, такая пешка, которая сидит под манжетой. Иногда встречаются подозрительные дядьки, которые в кабинетах просят поднять руки. Пожалуйста, кивают, что значит обыскать. Чистый. Дедушка опускает руки. Резинка, которая под mgh напряглась, начинает сокращаться и при лёгком встряхивании руки, Брауниг оказывается в ладони дулом прямо у виска собеседника. И разговор обычно выходит более продуктивным.

А дедушка любил работать продуктивно.

У него всё славно получалось, ибо он с 17 настоящих лет учился техническим наукам, сочетая теорию с практикой. В школу, кажись, почти не ходил, счастливчик... Моя любимая бабушка Зи говорила, что Будённый на тебе ругался. – Колюня, мол, я ладно балбес, всё на одном чутье живу, ну а ты должен учиться. Сейчас такие времена наступают. Дедушка прислушался: точно, шаги серьёзного времени, не до шуток. Вот и пошёл учиться.

Высокое техническое получил, управленческое и сказательное по языку. В благодарность за правильный пинок по пути образования написал для Будённого красивую сказку. И Верховный только тихо крякнул. Если уж утка, то пусть всё будет красивым.

Дедушка точно знал, что порядок и знания спасают мир, в котором он живёт. В 17 лет он получил свою пулю. Обычно они мимо летали. А эта была из серии рок. Хватит играть в разведку на чужого дядю. Всё что надо, ты разведал для себя и знаешь, как раскрывают этот предмет другие. Будь мирным хозяйственником. Стране чертовски хочется работать. И так, всё в разрухе…

Из столичных коридоров предложили отправиться на Дальний Восток. Дедушка уточнил координаты. Сначала Амур. Затем – таинственная жемчужина страны – Приморье. Дедушка на Амуре нашёл свою любовь – мою волшебную бабушку Зи. Она тогда – девочка - кормила уток и каталась по Амуру на теплоходе, которым управлял её отец.

А что там в Приморье? А там, говорят, нужен в главном городе ладный завод. Дедушка с красавицей бабушкой едут во Владивосток. Дедушка помогает строить завод с универсальным оборудованием. Вещи, которые много где могут сгодиться - и для мирной жизни и для военной.

Бабушка родила мне папочку.

Прошло ещё время.

Дедушка, кстати, о своих делах ничего толком не рассказывал – так было принято. Рекомендовал, чтоб учился и умел стрелять. Подарил мне ружьишка, это была воздушка (пневматика) с особой, правильной пружиной. Только, когда я окончил школу, повзрослел, то бабушка тихонько под свои крендельки мне полушёпотом…

Звонит Микоян и говорит: время новое идёт. Слушай шаги в три ночи.
А дедушка привык прислушиваться и к шагам времени и к звонкам телефона даже по ночам. Хотя бы потому, что Верховный работал нередко до ночи.

А в Москве, кстати, вообще иные часы, как известно – на семь часов смещены при равнении на Владивосток. Потому рабочий день в городе у моря у некоторых начинался в 11 дня. А заканчивался в 6 утра. Это если повезёт с течением расписания…

Так, в три ночи приходят сердитые дядьки. Дедушка их ждал, бабушка их ждала. Папуля мой тогда расстроился, потому как его сладкий сон прервали. Он давай орать – мать вашу, спать хочу. Дядька на него отвлёкся и получил компактным пистолетиком по голове. Бабушка Зи сынка успокаивает – моего папулю – Гарри, всё путём, дяденька погорячился! Другой дядька просто рот разинул. А тут работа, а не ворон считают. Вот и схлопотал за отсутствие профессионализма. Дедушка ему – ты не соответствуешь, всё делать надо красиво. И прыгает в лестничный проём. У дедушки была квартира в интересном, знатном доме – Дворянское Гнездо недалеко от железнодорожного вокзала. Уходит за пределы города по заранее продуманной трассе.

А в Раздольном (пригород Владивостока) стоит эскадрон Будённого. Дедушка туда широким шагом. Время не ждёт.

Будёновцы огорчились. Что такое? Почему в городе бардак? Что за дядьки такие полномочничают?.. Верховный тоже звонит, мол, какие дела у дедушки на заводе? Почему не строим новые цеха? Дедушка отвечает – новым цехам нужны новые шестерни. Верно! Будем думать и работать.

Да всем тогда хотелось поработать. Так, после некоторой паузы звонит Верховный – Николай, давай-ка принимай меры по оптимизации работы в городе Владивостоке. Сказано – сделано. Дедушка избирается в мэры города. В реале ему было тогда 36 лет, а по бумагам, он вообще был уже взрослый пацан, чтоб управлять хозяйством.

Время, говорят, снова тревожное и требует новых решений. Бабушка Зи забросила танцы, (она порою танго танцевала) и пошла по новой специальности – деньги считать. Это, надо заметить, страшная работа. Тут идеально всё должно быть правильным. Ибо деньги в массе своей чужие.

Война. Дедушка рулит в городе. Снова в кабинет влетает рассерженный субъект и шипит, что ему не досталось талонов на спирт. Дедушка побледнел и поднял руки. Да сколько можно! Пошло всё к ядрёна фене!

Знаете, вздыхаешь, поднимаешь руку и опускаешь, задерживая на секунду дыхание. Ибо Браунинг не терпит трясущихся ладоней. И между двух ударов сердечка давишь на курок.

Из столицы – как наше ничего? – Быть этого не может - отвечает Дедушка Коленька – Всё, что надо, у нас присутствует. – Вот это правильно. Нужен красивый новый завод для ремонта судов и подводных лодок в Совгаване.

Ясно. Вот и хорошо. А на город у нас есть ещё кандидатура…

Дедушка поехал в северный край Приморья. Тогда ещё те территории входили в Приморье. А там: мамочка, каких работников только нет. И бандюганы, и инженеры, и псы сторожевые. Все в кучу покамест. Но великое дело – организация процесса. Всё должно быть под контролем и работать как по часам.

Вскоре бабушка узнаёт, что на фронте пропал без вести её брат – был лётчиком. Красивый, умный парень – сколько их не вернулось домой…

Папуля мой начал прогуливать школу. Бабушка работает. Дедушка в командировке. А потом папочка Гарри рванул в Америку. Сел на пароход и поплыл, прикинувшись дурачком в машинном отделении…

Дедушка расстроился. Я так и знал, мол, на детях природа отдыхает. Что делать? Ну, сделал папочке документы практиканта на судах. Юнга, или кто там? Ладно. Зато папочка Гарри полюбил море на всю жизнь. И технику морскую.

Страшная война закончилась. Дедушка во Владивостоке помогает отстраивать Дальневосточное Пароходство. Американцы везут вкусное масло во Владивосток, чтобы людям покушать. И все владивостокцы в полном напряжении, чтобы сделать жизнь чуть лучше. Люди работали самоотверженно, брали на себя ответственность – принимали решения, а не отписывали бумаги. Чтоб получалась хотя бы капля красоты… Кстати, именно тогда мужики придумали откачивать ничейное – остаточное масло из шлангов, по которым маслице перекачивалось из иностранных судов.

Как-то мирная жизнь налаживалась. А дедушка Коленька имел день рождения рядом с Днём Победы. Однажды он зашёл в военкомат и говорит: короче, вот тут пишем, что я родился 9 мая. Потому как дважды накрывать стол через день неинтересно. И нужен выходной день, а не как получится…

Ребята внимательно следят за дедушкиными руками. –Колян? – Да? – Точно, была описка. Теперь всё будет исправлено – твой день варенья 9-го мая.

Продолжение:
http://proza.ru/2020/02/05/1153


Рецензии
Привет, Кристен.
Так написана интересно, что невозможно оторваться.
Гордись своим дедом - человеком дела.
Мои родители о себе мало рассказывали. А дедушку я знала только одного - маминого отца. Тоже, кстати, Николая. Он получил за свой труд железнодорожника орден Ленина. Был человеком дела. Лишних слов не любил.
Спасибо тебе за эту новеллу.

С уважением,

Нина Пручкина 2   04.05.2024 10:57     Заявить о нарушении
Спасибо за такое внимание, Нина!

У наших предков получалось организовывать работу, достигая цели.

Кто знает, отчего происходили все эти сломы-переломы-заварухи в нашей стране? Но можно увидеть уникальную способность людей налаживать производство, переносить заводы из под ударов в тыл, открывать и налаживать жизнь в стране.

Очень часто говорим: "не жизнь, типа, а выживание." Но я заметил такую вещь, стоны часто идут тогда, когда не делом занимаются, а завидуют на кухне. Не сами ли мы порой кидаем себя? В конце концов, каким сделаем этот день, таким и получим своё завтра.

Кристен   04.05.2024 13:25   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.