Чи бачили ви киценьку?. Дети ГСВГ. Школа 66. 12 Ми

http://www.proza.ru/2020/02/05/1261

Чи бачили ви киценьку?. Дети ГСВГ. Школа 66. 12 Мировоззрение.

Мировозрение. МЫ и НАШЕ.

Я быстро запоминала  имена  всех соседей по НАШЕМУ дому, но сегодня могу назвать только некоторых ровесников: Лариса Кушакова, Юрка Серобаба, Вадик Гришин,  подружка Светка Ильина.  А Таня Горшенина, вторая моя подружка, была НЕ ИЗ НАШЕГО дома.  Её семья занимала комнату в ближайшем соседнем доме, ИХ  дом назывался Офицерским Общежитием!

Хорошо  было втроём, но и в гурьбе детей НАШЕГО дома здорово!  Время от времени к играм присоединялась ребятня подходящего возраста, приходившая  из каких-то  ближайших домов НАШЕГО Городка.  Почему-то  таких ребят не бывало много.  Вероятно,  в ИХ  дома селили семьи с уже подросшими  старшими детьми, немногочисленные младшие братья и сёстры которых иногда подтягивались к нашей малолетней компании.
 
Вместе так весело и интересно!  И хотя без ссор  и даже драк, не обходилось, но  ни одна  из них не запечатлелась в сознании, видимо  они того не стоили.  Разве  только  конфликт с  незнакомыми старшими мальчиками?  Но он касался лично меня, о нём уместнее упомянуть  позже.

Я не идеализирую товарищей детских игр. Очевидно, что к миролюбию располагала благополучная среда,  практически однородная социально, материально и культурно. Кроме того, в те годы  у  нас, подраставших за границей, в избытке  было поводов задуматься над тем,  а какие мы? Что это значит – быть РУССКИМ?  Ведь  РУССКИМИ  там оказывались мы все.
 
Сложившегося коллектива не существовало. Сбегались и разбегались по случаю, порою даже имён у новичков не спросив, а соседи менялись часто. Не было  ни вожаков, ни лидеров. Взрослых к разборкам подключать считалось недостойным,  справлялись сами.
При этом, во взаимоотношениях,  как - бы сами собой, соблюдались всем известные   прописные  истины. Дай-ка припомню:

Ябеде позор!
Врать нельзя!
Чужого без спросу брать  нельзя!
Хвастаться и воображать – некрасиво!
Старших надо уважать!
Младшим  надо помогать!
Слабых надо защищать!
Сила – не право
Я – ПОСЛЕДНЯЯ БУКВА В АЛФАВИТЕ !!!...
Один за всех и все за одного!
Сам погибай, а товарища выручай
Лежачего не бьют!
Трусить – стыдно!
Предательство - самый страшный, самый позорный поступок!
…….
  Спросить бы, кто нас этому научил, вот бы все удивились! Нам казалось, что мы такими родились, что   иначе  и быть не может…
 
Во всяком случае,  когда кто-то  подарил мне книжку Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»,  она оказалось совершенно бесполезной.
Лет мне в тот момент было не более четырёх -  сама  я читать ещё не умела, донимала  маму просьбами… Поймите, ведь исчерпывающий перечень, ожидаемый под таким названием, крайне необходим  ребёнку, старающемуся  вырасти хорошим!
А там оказались стихи   ПРО ТО, ЧТО ВСЕ И ТАК ЗНАЮТ!
Вероятно, мне  до того уже было прочитано много хороших книжек. Прямых же внушений  совсем не помню. Хотя  догадываюсь, что  в тесном общении с  мамой    её слова принимала за собственные мысли.

МОИ товарищи … МОИ, наши соседи; МОЯ, наша комната в НАШЕМ ОБЩЕМ  доме… Так что, выходит, МОЁ – это только часть   НАШЕго? 
Но это ведь МОЙ дом, МОЙ Городок, МОЯ СТРАНА… Так что, выходит, что НАШЕ –  это часть  МОЕго?
Вовсе я не запуталась, и  никакая  это не головоломка.  Просто, ИМЕННО ТАК ОНО И БЫЛО.

Ленин и дети. Давши слово, держись!

Понятие   справедливости  являлось насущным, поэтому в наших ребячьих рядах Ленин  имел  авторитет непререкаемый. Ведь  главное, чему он учил:

                ВСЁ ДОЛЖНО БЫТЬ ПО-ЧЕСТНОМУ!

ЧЕСТНОЕ ЛЕНИНСКОЕ СЛОВО признано было СВЯЩЕННЫМ, его приберегали  для  исключительных случаев!

Впрочем,  и ЧЕСТНОЕ СЛОВО – большая ответственность,  хорошенько подумаешь, прежде чем  дать. И разве не  достаточно просто сказать:
 
-ЗУБ ДАЮ!
 
Или:
 
- ВОТ  ТЕБЕ КРЕСТ НА ПУЗЕ!

Согласитесь,  вполне убедительно.

Давши СЛОВО,  старались его держать. Не сдержишь – стыда не оберёшься. Что такое стыд и совесть   объяснять  никому не приходилось.


Рецензии
Привет, Валя!
Ну вот, наконец-то нашел твои новые части повествования о вернойхенской жизни.
Для того, чтобы их найти, надо открыть "Чи бачили ви киценьку? 3" и там появляются новые, 2020 года, продолжения воспоминаний.
Стиль изменился - если в первых частях это были чисто импрессионистический поток сознания маленькой девочки, то здесь уже присутствует анализ, оценка той жизни, своих и чужих поступков с высоты прожитых лет.
Много место уделено дорогим местам детства, точнейшим подробностям дороге к школе, самой школе и окружающим домам. С удовольствием погулял по поросшей лещиной тропинке к школе от угла Военторга, где справа была березовая роща - помнишь? Вспомнилось, как мы катались с горки на Пустыре на всем, в том числе на своих портфелях.
Там же летом, вечерами и уже ночью мы смотрели кино, рассаживаясь на принесенных табуретках. Экран делался на горке из простыней, киноаппарат стоял тоже на улице.Фильмы были, в основном, патриотические, ведь бОльшую часть зрителей составляли солдаты из ближайших казарм. Так, что спасибо, за воспоминания, я иногда пред сном гуляю мысленно, чтобы отвлечься от назойливых воспоминаний другого толка, на нашему городку...Вот и с тобай прогулялся, взявшись за руку...

Федоров Александр Георгиевич   17.02.2020 10:22     Заявить о нарушении
Здравствуй, Саша!
Спасибо за то, что по дорогим сердцу местам я сегодня брожу не одна. Моя жизнь полна замечательных явлений! Счастливым было детство, и чудесным образом оно сохраняется живым и близким. Чудо стало возможным благодаря нашему с Тобой удивительному знакомству в интернете спустя почти полвека с тех пор, как мы разминулись в детстве. Низкий поклон Тебе! Сердечная благодарность создателям и хранителям сайта «Назад в ГСВГ»! И глубокая признательность сверстникам, делящимся бесценными воспоминаниями, фотографиями и открытиями! Сегодня такие подробности дороги только нашему кругу. Но пройдёт время, они станут достоверным свидетельством огромного пласта истории. Пишите, друзья! Пишите!

Валентина Унковская   17.02.2020 12:50   Заявить о нарушении