Вот такие они пароходы

Как-то мне попалась на глаза книга И.А.Шубина «Волга и волжское судоходство». Издан этот капитальный многостраничный фолиант в 1927г. Как человек неравнодушный к речному флоту и путешествиям по Волге, я, что называется с головой погрузился в эту книгу. Удивительно, как автору удалось столь подробно и достоверно воссоздать историю судоходства с древнейших времён до двадцатых годов прошлого столетия, собрать стихи и бурлацкие песни, записать живые рассказы о жизни людей, связанных с рекой. Взяв за основу материалы книги, я попытался объединить их в небольшой очерк о развитии на Волге пассажирских пароходов и теплоходов. Круизы на теплоходах по рекам России с каждым годом становятся популярнее. Поэтому я предположил, что многим будет интересно узнать на каких пароходах ходили по Волге наши прадедушки прабабушки.  Кроме того, в очерке кратко рассказано о том, как развивался пассажирский и туристический речной флот в советский период.
                Первые пассажирские пароходы на Волге
Пароходы на Волге появились задолго до первых паровозов. Так первая железная дорога в России была построена в 1837 г. между Санкт-Петербургом, Царским селом и Павловском. А за двадцать лет до этого русский князь Всеволод Всеволжский уже гонял два парохода. Первое на Волге пароходное общество под названием «Компания парового судоходства по р.р. Волге, Каме и Каспийскому морю» было образовано в 1823 г. Правда, из-за того, что акции общества раскупались слабо, общество распалось, не успев приступить к практической деятельности. Основатель общества и фактически первый пароходчик Евреинов разорился.

 Спустя почти 20 лет, в 1842 г. группа предпринимателей из Петербурга основала пароходное общество «По Волге». Первый пароход общества был построен в Роттердаме и доставлен на Волгу в разобранном виде в 1846 г., а в мае этого же года он приступил к работе и получил название «Волга». Пароход мог тащить против течения баржи с грузом почти 5000 т. со скоростью около 5 км. Пароход показал свою эффективность уже с первых навигаций и в 1848 г. там же в Голландии были построены и доставлены на Волгу её два судна «Геркулес» и «Самсон».  Для безопасности пароходы двигались только днём, а ночью стояли на приколе.  В результате каждый рейс длился довольно долго. Так от Самары до Рыбинска путь занимал 25 дней.
 
Первых пассажиров, как и грузы перевозили на баржах. Пассажирские баржи имели каюты для мужчин и женщин, были оснащены кубом с горячей водой и печью для общего пользования. На этих печах для пассажиров готовили еду. Поварами были как правило жены шкиперов. Обслуживали работу первых пароходов иностранцы, которые «по-русски правильно только ругаться могли». Со временем их заменили местные волгари.
 Уже первые навигации пароходов показали их большое преимущество в сравнении с теми судами, которые тянули бурлаки.
 
Успех общества «По Волге» способствовал образованию в 1848 г. пароходного общество «Меркурий». Пароходы общества начали ходить между Рыбинском и Астраханью, перевозя грузы и пассажиров. Кают для пассажиров на пароходах не было, люди ютились как могли на палубе. Пассажиры мёрзли, мокли под дождём. Большие проблемы создавали искры, летящие из труб парохода. Они портили одежду, воздух и создавали угрозу возгорания.
 
Удобства для пассажиров были спартанские, а отношение экипажа пренебрежительное. «Капитаны первых пассажирских пароходов, - говорится в одном из старинных путеводителей, - изображали из себя очень важных особ и с пассажирами не церемонились. О расписании рейсов не было и помину. Бывало пароход причалит где-нибудь и стоит час, другой, а иногда и целый день: это капитан отправился на охоту или пошел в гости к знакомому помещику».
 
Назрела необходимость создания специальных пассажирских пароходов. Решение этой задачи взял на себя отставной контр- адмирал русского императорского флота Владимир Александрович фон Глазенал. В 1852 г. он подал прошение главнокомандующему путей сообщения о дозволении открыть «специально-пассажирское пароходство» для перевозки пассажиров между городами Тверью, Рыбинском и Ярославлем. Разрешение было получено в феврале 1853 года. Так было образовано пароходное товарищество «Самолёт», одно из ведущих в России по пассажирским переврзкам.

Первые три парохода «Товарищ», «Дриада», «Курьер», заказанные товариществом в Бельгии, уже в 1854 году были доставлены в г.Тверь. В сущности, это были длинные (примерно 46 м) железные лодки с огромными лопастными колёсами по бокам и высокими трубами. Пассажирские каюты первого и второго класса располагались в носовой и кормовой частях трюма. В каютах были мягкие диваны. Отапливались каюты чугунными печами, освещались керосиновыми лампами. Пассажиры третьего класса размещались на палубе под открытым небом.
Массовое строительство пассажирских пароходов
С каждым годом увеличивалось число пассажирских пароходов, повышалось качество обслуживания пассажиров, расширялась акватория движения. В 1857году пароходы товарищества работали также на Каме и Оке.
Общее количество пароходов, работавших в Волжском бассейне к началу шестидесятых годов составляло 220 единиц, из которых 130 судов принадлежало акционерным обществам, а остальные 90 частным лицам.
 
Между владельцами судов зарождалась конкуренция. Она выражалась в здоровом стремлении превзойти друг друга в лучшем устройстве судов и качестве услуг. На пароходах стали создавать пассажирские надстройки, на палубах скамейки и столы. Появились семейные каюты, паровое отопление и прочие удобства. В 1859г. общество «Самолёт» открыло регулярное движение пассажирских пароходов по р.Каме. Берега реки были мало освоены людьми и путешествие по реке было довольно опасным. По рассказам современников даже были случаи, когда медведь нападал на пароход и требовалось много усилий , чтобы отогнать его прочь.
В 1862 г. на Волге и Каме работало 42 пассажирских парохода. Товарищество «Самолёт» открыло регулярное пароходное сообщение между Тверью и Астраханью. Стоимость билета в третьем классе составляла 20 р.50к., а в первом 70 рублей. По тем временам это была большая сумма. Так, зарплата приказчика ж/д станции в те годы составляла 25 руб.

В 1865 г. количество пассажирских пароходов увеличилось до 120 единиц. Интересный факт. С изменением характера пароходного судоходства и оживлением речных берегов сами собой постепенно прекратились разбои на Волге.
Своеобразным прорывом в области пароходного движения стал спуск на воду 1871г.  грузопассажирского парохода нового типа, созданного на Сормовском заводе в Нижнем Новгороде по американскому проекту. Внутренняя отделка парохода была роскошна: просторные и светлые каюты с водопроводом и паровым отоплением поражали чистотой и удобствами. Стены пассажирского салона были покрыты картинами из перламутровой инкрустации с фирменными вензелями. Такие же вензеля были на посуде в буфете корабля. Широкая крытая терраса, окружавшая всю пассажирскую палубу, представляла собой чудесное место для прогулок. Даже каюты третьего класса выгодно отличались от лучших кают других пароходов. Инициатором постройки парохода, который в народе называли «американцем», был купец, бывший шкипер судов балтйского коммерческого флота Альфонс Александрович Зевеке. Полагая, что появление такого парохода открывает новую эру в пассажирских перевозках назвал корабль был назван «Переворот». Под этим именем пароход ходил до 1876г., а потом был переименован в «Колорадо». В 1872 г. приступили к работе её два парохода – американца. Скорость хода пароходов составляла 15 верст в час вниз по течению и 12 вверх. Пароходы помимо пассажиров перевозили до 560 тонн груза.

Три этих парохода позволили Камско-Волжскому обществу открыть регулярное сообщение между Нижним Новгородом и Астраханью. Вниз по течению весь маршрут занимал 5 суток 22 часа, а вверх 7 суток 18 часов. Стоянки в Нижнем Новгороде и Астрахани длились по трое суток.
Инициативу постройки новых пароходов американского типа у Камско-Волжского общества оспаривало общество «Кавказ и Меркурий». Летом
1870 г. в России был построен теплоход «Александр II». Помимо роскошного внешнего вида и внутренней отделки кают и общих помещений пароход обладал скоростными качествами, которых не было ни у одного корабля волжской флотилии. Рекордной была и пассажировместимость судна – 1000 чел. Однако груза пароход мог взять на борт в два раза меньше американцев предшественников. Это значительно снижало рентабельность перевозок, и компания следующие суда выпустила типа «Переворота», но более быстроходные, лёгкие и с меньшей осадкой. В конце 70-х годов «Кавказ и Меркурий» имело уже четыре таких парохода.

Следующим этапом развития пассажирского речного флота стал выпуск в 1882 г. парохода с двигательными колёсами, расположенными в корме судна. Этот пароход также имел в основе американский проект, но модернизированный новатором и организатором судоходства в России А.А.Зевеке. При этом корпус судна был деревянный. Трехпалубный пароход имел длину около 60 м и ширину возле 11м. Осадка корабля без груза составляла всего   0,7 м, а с полной нагрузкой (380 т. груза и 400 пассажиров) 1,2 м.  Первая же навигация судна пришлась на период мелководья и пароход с такой маленькой осадкой проявил себя самым лучшим образом.
Убедившись в исправной работе парохода А.А.Зевке построил еще три таких судна, один из которых назывался «Вел. княгиня Мария».

В 80-е годы речной пассажирский флот активно обновлялся и пополнялся новыми пароходами. «Что касается пассажирского судоходства на Волге, - писал современник, -то в настоящее время все газеты переполнены сообщениями о рейсах пароходов с литературными именами: «Лермонтов», «Пушкин», «Жуковский». «Гоголь» … В самом деле, ожидания публики сбылись, и пароходы эти по своим удобствам и, водворившимся на них порядкам, не оставляют желать ничего лучшего…Тип новых пароходов о-ва «Самолёт» может быть признан незаменимым для Волги». Скорость хода этих кораблей достигала в среднем 22 вёрст в час. К водопроводу, паровому отоплению в каждой каюте добавилось электрическое освещение. Комфортабельно обставленные столовые салоны с пианино, зеркалами и стильной мебелью освещались многочисленными электрическими лампами.
 
Научно-технический прогресс в области речного судостроения к 90-м годам шагнул далеко вперёд. Для строительства корпусов кораблей применялись новые виды железа более легкого и прочного. Улучшались и двигательные аппараты. Усовершенствовалась конструкция машин, на смену дровяному пришло нефтяное отопление паровых котлов.
Повышалась комфортность пассажирских кают. В 1 и 2 классах вместо больших общих кают стали устраивать отдельные 2 и 3 местные каюты. На смену узким, прикреплённым к стенам в два яруса, диванов, начали устанавливать кровати с сетками и кожаными матрасами. Отдельные места для спанья появились в каютах 3 и 4классов.

Первые пассажирские теплоходы появились на Волге в 1911г. На Коломенском заводе А.Е.Струве  была запущена серия дизельных колесных винтовых теплоходов  типа «Бородино». Собственно, таких судов не было  ее даже в мире.
Заказчик теплохода старейшее на Валге общество «Кавказ и Меркурий» планировало выпустить 12 пассажирских  подобных теплоходов. На внутреннюю отделку теплоходов денег не жалели. Так, на теплоходе «Царьград» салон и гостиная 1 класса были отделаны карельской берёзой. Кушанья из кухни подавались на лифте. Для пассажиров 3 класса имелась столовая и двухместные каюты, а в 4 классе койки и ящики для одежды. К концу навигации 1915 г. на Волге насчитывалось 16 пассажирских и грузопассажирских теплоходов.

Особенность развития пассажирского судоходства на Волге заключается в том, что в отличие от железнодорожного транспорта, царское правительство не вкладывало средства в эту сферу и она финансировалась исключительно за счет частных предпринимателей. И все же темпы роста количества пароходов на реках России впечатляют. За период с1884 г. по 1912 г. паровой пассажирский флот вырос с 52 до 164 судов (в т ч 31 теплоход). В дальнейшем рост практически прекратился.

Полная версия очерка опубликована на сайте здесь https://riverflot.ru/info_Volga_.html


Рецензии