Духовная составляющая как движущая сила истории

В жизни любого народа есть несколько составляющих, зависящих одна от другой: духовная, идеологическая, социальная, экономическая, государственная.
Эти составляющие взаимозависимы в той или иной мере. Так, государство имеет влияние на остальные составляющие, духовное состояние людей влияет на все стороны жизни народа, экономика и социальные отношения так же. Однако влияние одной из составляющих на другие имеет разную степень и силу, что в конечном счете оказывает влияние на каждого члена общества в совокупности, и та составляющая, имеющая наибольшее значение для конкретного человека, влияет на него сильнее всего, и в какой-то мере становится доминантой его миропонимания и мотивации к деятельности.

Духовная составляющая вытекает изнутри человеческой души, из его сердца, из отношения к Богу, то есть, из любви к Богу и стремлении жить по законам Бога или из ненависти к Богу и стремлении жить по своим законам. Дух покорности Богу или дух мятежа против Бога - это и есть движущая сила всех действий конкретной души, изливающаяся в слова и дела, идеи, концепции, философии, идеологии, как правило жизни для носителя этого духа.

Так, государство в лице его главы, царя, короля, хана, императора, генсека или президента, правящей партии, в зависимости от личности главы, его духовного устроения сердца и личного отношения к Богу и к своему народу может позволить или не позволить той или иной религии или идеологии влиять на души подданных. Это влияние государства на духовную составляющую жизни народа.
В свою очередь воспитание членов правящих семейств в конкретной духовной традиции, религии влияет на личность главы государства и его деятельность, на законы и правила ведения производства и торговли.

Духовная составляющая определяет не только отношение к Богу, но и к человеку, кто свой, ближний, и кто чужой, неближний, кого считать человеком, и кого считать не человеком, вещью или животным. Если чужие считаются в духовной традиции вещами, то к ним и относятся, как к вещам: покупают, продают, имеют в собственности. Это рабовладение, работорговля. Рабовладение в свою очередь было социальным доказательством «избранности» своих и «проклятия» чужих. Для своих было удобно и выгодно воспроизводить подобные духовные скрепы, а пролитая своими кровь «чужих» вопила Богу об отмщении.

Язычество, по своей сущности, есть поклонение своему языку, народу, возведенному в ранг божества. Другие народы для народобога, самоназначившего себя быть божеством, имеют лишь прикладное значение вещей, рабочего скота, источника бесплатных ресурсов - имущества, недр территории проживания, денег, самих тел и даже душ чужих. Это мы наблюдали в противопоставление истинный ариец - неариец, еврей - гой, русичи - чурки, элита - быдло. Мораль проста: своих нельзя обманывать, чужих можно и нужно, ведь они источник богатства своих. А если они не отдают богатства сами, то позволительно и похвально грабить, убивать, брать в плен чужих и пользоваться ими как вещами или рабочим скотом. Бухенвальд,  Освенцим, Соловки, плантации - примеров множество.
Свои - друзья, чужие - враги. Вражда между народами, когда каждый народ мнит себя божеством, а остальных - скотиной, приводит только к кровавым войнам. Ошибка - в самообожествлении народа, в национальном эгоизме и гордости, доходящей до безумия вождей. Пример Гитлера показателен.
Не будь самообожествления, а признания народом самого себя человеческим народом и родом, и признав в других народах человеческий род и народ, мы становимся на одинаковый уровень сыновства Богу, сотворившему мир и человечество.
Искаженное человеческое сознание культом своих и превозношением над чужими, то есть, гордостью и завистью, порождает ту неправду и мерзости социальной и экономической жизни, которую не составит труда проследить в истории народов.

В социальной сфере государство в лице царей было сдерживающей  темные стихийные силы людей из народа, физической силой принуждая к нормам социального поведения, для обеспечения социального мира внутри своих народов, при этом оно же высвобождало эти темные стихии из своего народа по отношению к чужим народам, ведя постоянные захватнические войны. Убить врага и завладеть его имуществом, женщинами, рабами всегда считалось доблестью, и в то же время, когда другой народ нападал и убивал свой народ, захватывая имущество, насилуя женщин, уводя в рабство мужчин и детей, это оценивалось как агрессия чужих против своих, а доблесть чужих была бедой для своих

Стало быть, причиной этой вражды было духовное устроение людей всех народов без исключения, эта духовная поврежденность, выливаюшаяся в жажду крови, похоти, зависти, превозношения и власти, касалась всех людей, и эту стихию нужно было как-то сдерживать, чтобы люди не сожрали сами себя во взаимной вражде и зависти. А жестокость, с которой цари пресекали преступления лишь указывает на степень силы зла, влекущих одержимых ею людей на пролитие крови и прочие мерзости.

Эту длительную вражду одних людей против других, принцип «люби своих и ненавидь чужих, ненавидь врагов» невозможно искоренить силой,она внутри человека, в его сердце, в его поврежденной природе, которую может исправить лишь Творец человека, войдя в его сердце, внутрь природы человека Своей благодатью, которая и исцеляет природу человека.
Бог есть любовь, и Его благодать несет любовь Бога в сердце и природу человека, и вражда заменяется на любовь, дружбу, уважение к себе и другим людям.
А понять и принять любовь Бога, поверить Его Сыну, что Он для того и пришёл, чтобы исцелить человека от зла и его плода, смерти, нужно благоразумие, и опыт жизни, чтобы человек устал от внутренней вражды с собой, людьми, Богом и открыл свой ум и сердце для благой вести Христа.


Рецензии