Часть 1. Счастливая Стешка Гл. 1 Колодец

   Рисунок-Марины Виноградовой
      
         Счастливая Стешка
           1. Колодец


   - А? Что? - переспросила Анна, вытаскивая хлеба из печи, и поэтому не расслышав, что говорит ей дочь.
   - Мати, отпусти меня сегодня к Глаше ночевать, - попросила её Стешка.
   - Что-то ты зачастила к Глафире, небось опять на женихов гадать будете?Так прямо и говори,а не темни мне тут. И чего на них гадать-то? Кому что Господом суждено, тому то и будет-не отвертишься, от судьбы ещё никто не уходил, - слегка заворчала мать.
   - Ну, мати, ну отпусти,ну очень-очень тебя прошу! Вы же тоже раньше гадали,когда молодыми были, сама рассказывала, - законючила Стешка.
   - Гадали.-ответила она и словно задумалась на мгновение о чем-то своем.Потом,спохватившись сказала дочке:"Да толку-то от этих гаданий?" Она поставила духмяный, исходящий паром хлеб на чистый холст, и вытерла руки о передник.
   - Сначала сбегай на пастбище и напои Марту, а потом можешь идти ночевать у подружки. Да хорошо там себя ведите,весь дом у Глуши не перебудите!
   - Спасибо,мати! Хорошо! Я сейчас, я быстро Марту напою! - и Стеша чмокнула мать в щечку, оглядела приспешню*, не удержалась, отломила корочку горячего свежеиспеченного хлеба, откусила кусочек, схватила ведро, и помчалась на пастбище.
   - Вот егоза, минуты спокойно не посидит, - улыбнулась ей вслед Анна.
(приспешня - кухня)


   Девушка  быстро добежала до колодца, который был ближе всего к  пастбищу, опустила привязанное ведро в колодец, рядом на сруб поставила свое, чтобы быстрее перелить в него воду. Загромыхало падающее ведро, наклонился журавль. Стешка стала медленно крутить ворот, поднимая воду.  Торопится Стешка, уже видит как встречает её Глаша, как весело будут разговаривать,мечтать о будущей жизни,может и жениха увидеть удастся в зеркале. Вот и ведро подняла. Она взялась за ручку, чтобы перелить воду в свое ведёрко, да нечаянно локтем его задела, и столкнула в колодец. Девочка видела, как замедленно падает её ведро, резко рванулась поймать его, сильно нагнулась через край колодца, взмахнула руками, пытаясь на лету схватить, но потеряла равновесие и стала падать, но успела вовремя ухватиться за веревку, которая под её весом стала быстро раскручиваться, и девушка стремглав провалилась на дно колодца.


   "Вот невезуха, - подумала Стешка, - а мне все говорят, что я счастливая. Мама говорила, что когда я собиралась родиться раньше срока, а до города доехать не успевали, бабки повитухи в селе не было в этот день. Все нервничали, не знали, кого на помощь звать, маме было очень плохо. Но, оказалось, в их село из города доктор приехал к какому-то больному, его и привели к маме, и он помог мне на свет родиться. Мама говорила, что если б доктора не нашли, могло бы плохо все закончиться. Теперь зовет меня счастливой", - горько усмехнулась Стешка.
   И вдруг вспомнила, как совсем недавно она упала и разбила коленку, сильно, до крови. Стешка кое-как стала подниматься, упираясь ладонями в землю, и тут же  увидела, почти под своей рукой, валяющийся в пыли серебряный рубль. Как-будто судьба извинялась за коленку, и оставила взамен подарок - рубль.Вот радости то было!
   "Еще раз, видать, мне счастье привалило, сиди теперь в этом колодце неизвестно сколько."-вздохнула девушка
"Но хорошо все-таки, что не вниз головой  упала", -обдумывая ситуацию,начала подбадривать себя Стеша.
   Колодец был высокий и узкий, и так как стояло знойное лето, воды в нём было немного, Стешке до груди не доставало. Ну хоть и лето, а вода  студеная, колодец, все-таки.
   В который раз Стешка принялась кричать и звать на помощь, но сколько она не кричала, никто ей не отозвался.
   "Стадо далеко отсюда. Никто меня не услышит.Что же делать? - в отчаянии думала Стешка, - Дома меня не хватятся, мать думает, что я к Глаше пошла. Что же мне тут, всю ночь сидеть придется что-ли? Да я же тут от холода околею, - думала девушка, размазывая слезы по щекам, и уснуть нельзя, неровен час не заметишь, заснёшь, да и захлебнёшьсяв этом ужасном колодце. Ах, как же холодно тут и страшно"
   Она опять стала звать на помощь, кричала, что было сил, но все было бесполезно, голос надорвала, но никто ее не слышит. Нет здесь никого. Она много раз пыталась выбраться, поднималась, держась за верёвку, но все было безрезультатно. Солнце потихонечку стало садится, становилось всё холоднее, и дрожь пробирала и тело и душу девушки. Вдруг она услышала цокот копыт.
   - Тпрууу, - услышала она где-то в отдалении мужской голос. Заржала лошадь.
   - Помогите! Помогите! - заорала Стешка, что было сил.
   Она услышала, как кто-то стал подходить к колодцу.
   Вдруг над головой девушки появилось лицо Василия Долгова, вдовца, живущего в  другом конце села. Его жена, Агафья, померла от простуды, года два назад. Как-то зимой в речке белье полоскала, оступилась, упала в реку, сильно простыла, долго болела, раздирающе-надрывно кашляла, всё пыталась лечиться сама, когда же стало уже совсем плохо, привезли доктора, но опоздали, спасти Агафью не смогли. Осталось у Василия трое детей, самая взрослая, Наталья, была на год старше Стешки, ей было 15 лет.
   - Это как же тебя угораздило, Степанида? - спросил Василий.
   - Да вот, воду доставала, свое ведро уронила, попыталась его поймать, да сама в колодец упала. Помогите дядя Василь, вытащите меня скорее,а то я тут совсем замерзаю.
   Василий распрямился, хотел было идти за веревкой, но вдруг какая-то мысль пришла ему в голову, он на мгновение задумался, разглаживая свои усы,а потом передумал идти за веревкой.
   - Вытащите меня быстрей, дядя Василь! - не выдержав его молчания, взмолилась из колодца Стешка.
   - Вытащить-то оно, конечно, можно, только какой мне от этого прок выйдет?Правильно-никакого.-он пристально смотрел на Стешу.
   Потом немного подумал, улыбнулся в усы, лукаво глядя на Стешку, и сказал:
   - Вот если пойдёшь за меня замуж, тогда вытащу тебя.Так что решай сама.
   - Да вы же старый уже, дядь Василь!-ужаснулась Стеша.
   - Ну старый-не старый, это как посмотреть.-отмахнулся Василий.
   - Да вам же, наверное, боле тридцати годов будет!
   - Поболее. Тридцать пять, - ответил Василий.
   - Ну вот, а моему тяте тридцать шесть, - пытаясь его усовестить, с вызовом сказала девушка.
   - Я знаю, - резко оборвал её Василий, - Ну,а если не согласна,то мне нет никакого резону тебя вытаскивать.-сказал он и сделал вид,что собирается уходить.

   - Да что же вы меня бросите тут на погибель?- со страхом вскричала девушка.
   - Зачем же на погибель? Я сейчас сено нагружу на подводу, домой его отвезу, опять же дома разгрузить его надобно, да на сеновал спрятать от дождя,а там уже и поздно будет. А завтра с утра, чуть свет, мне опять сюда надо. А перед этим к твоему батюшке заеду, да и скажу ему, что ты здесь, пусть едет да тебя вызволяет, - усмехнулся Василий в усы, - А тебе вот хлеба оставлю краюшку, чтобы за ночь не оголодала. Я пока тут с сеном управляться буду, на подводу его загружу. А ты посиди,да подумай, если согласишься, так зови меня, я тебя сразу и вытащу.
   Василий ушел собирать сено. Он все прислушивался, не позовет ли его Стеша, не торопясь загребал сено недалеко возле колодца, а когда отошел с работой подальше, стал торопиться, боясь не расслышать зов девушки.
   "Ушел, -думала Стешка,-а ведь и правда сейчас возьмет и домой уедет, и оставит меня здесь на всю ночь одну-одинешеньку, в воде ледянющей.", -дрожа от страха и от холода,думала Стеша.
   
   Уже начало смеркаться, где-то далеко послышался собачий вой, а может волчий? Или это мне от страха уже так кажется, неужели это волки? А вдруг и правда здесь волки? Но волки меня в колодце не достанут. А вдруг перехилится какой-нибудь волк, так же, как и я, и упадет  мне на голову, будем тут вдвоем с волком сидеть. Ужас!" - затряслась от страха девушка. Мысли блуждали в Стешкиной голове, одна страшнее другой.


   - Ну что, надумала? - склонился над колодцем Василий, поглаживая свои черные усы. Либо соглашаешься замуж за меня идти, либо бери хлеб, да сиди тут до рассвета, батюшки своего дожидайся. Некогда мне, - сказал этот бесстыжий мужик.
   Стешка в растерянности  молчала, ей не верилось, что он может вот так просто бросить её, и не помочь выбраться из колодца.
   - Ну держи хлеб, -раздался его голос и Василий метко бросил ей в руки горбушку хлеба.
   Мужчина отстранился от колодца, и направился к лошади, груженной сеном.
   - Но! Но!Но! - нарочно громко крикнул Василий, и замахнулся вожжами.
   У Стешки замерло сердце: “Уезжает! Бросает меня здесь одну!”- ужаснулась девушка.
   - Стой! Стой! Дядь Васиилиииий! Я согласна!
   Василий это хотел услышать, и услышал. Нужные речи даже глухой услышит.
   Он достал веревку, один конец сбросил девушке, объяснил, как ей нужно обмотаться этой веревкой, другой конец закрепил за ворот колодца, и потихоньку закручивая,  вытащил девушку. Затем Василий снял свою рубаху, и подал её Стешке:
   - Переодевайся в рубаху, а сарафан сними, а то замерзнешь, смотри, мокрая совсем.
   - Отвернитесь, - буркнула дрожащая  Стешка.
   Василий отвернулся, а девушка быстро переоделась в его рубашку. Сразу стало значительно уютнее, приятное тепло разлилось по телу.
   - Забирайся в сено, там согреешься. 
   В сене, и правда, сразу стало  тепло. Василий хорошо выжал сарафан, нацепил  его на подводу,  так, чтобы он хорошо обдувался  ветром, и быстрее высыхал, пока они будут ехать.
   Подъехав к селу, Василий остановил лошадь, снял уже почти сухой сарафан, подал его Стешке:
   - Переодевайся, уже почти высох.
   Девушка быстро влезла в сарафан, и  вернула рубашку Василию.
   Он довез её почти до самого дома, помог слезть с подводы:
   - Ну, до свидания, невестушка. Жди сватов! - сказал Василий, широко улыбнувшись, и отвернув лицо, тронул поводья.
   Стешка смотрела невесело на отъезжающего Василия, и не могла понять, шутит ли он, или говорит серьезно. “Хотелось бы верить, что шутит. Ведь  улыбается же", - думала Стешка.
   - Спасибо, - сказала девушка, и помчалась к своей хате.


   - Что так быстро? Ты же хотела с ночевкой у подружки остаться?
   - Передумала, - сказала Стешка, и забралась на теплую печь, которую мать протопила для бани.

Глава 2 здесь:


http://proza.ru/2020/02/07/1813



 


Рецензии
Неожиданный поворот событий. Интрига привлекает.
Спасибо.
Иван

Иван Цуприков   15.12.2023 04:23     Заявить о нарушении
Рада,что вам понравилось,Иван.
Удачи,

Алла Гиркая   16.12.2023 23:34   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 43 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.