С. Шевырев. История Рус. Словесности - 16

ИСТОРИЯ РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ
ЛЕКЦИИ
СТЕПАНА ШЕВЫРЕВА,
Ординарного Академика и Профессора.
ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ,
СОДЕРЖАЩАЯ XV-Е СТОЛЕТИЕ И НАЧАЛО XVI-ГО.


ЛЕКЦИЯ ШЕСТНАДЦАТАЯ
Содержание

Характер духовно-словесной деятельности в России XV века. - Черты жизни духовных деятелей. - Святитель Иона. - Митрополиты: Феодосий, Филипп, Геронтий, Симон. - Архиепископ Ростовский Вассиан Рыло. - Другой Архиепископ Ростовский, Вассиан. - Общее содержание Посланий. - Послания, имеющие предметом: 1) единство Церкви Вселенской, 2) единство Церкви Русской, 3) устроение единодержавия, 4) освобождение отечества, 5) действие на власти и князей, 6) действие на народ, 7) действие на семью и дом, 8) на внутреннее состояние церкви и ее священнослужителей. - Заключение.


Пятнадцатый век мы назвали веком по преимуществу Святителя Алексия, который соединял в себе образец пастыря Церкви с мужем государственным. Алексиевы заслуги перед государством перешли на целые поколения наших церковных пастырей в XV веке. Их мыслию, их словом, их делами сохранено единство Церкви, создано единодержавное государство, сокрушена чуждая варварская власть и водворена отечественная. Словесная деятельность наших пастырей, принесшая такие благотворные плоды для жизни отечества, обнаруживается в этом столетии обилием церковных посланий, изучение которых будет предметом нашего шестнадцатого чтения. Здесь каждое слово является плодом жизни и переходит в дело.
Но прежде чем ознакомимся с словесными подвигами духовных деятелей этого века, узнаем хотя главные черты их жизни, потому что только из жизни, оправдываемой делами, может истечь и слово, действующее на пользу ближним и отечеству.
Здесь первое место занимают Московские митрополиты: Иона, Феодосий, Филипп, Геронтий, Симон и два Вассиана, архиепископы Ростовские.
Святитель Фотий посетил однажды Симонов монастырь. Помолившись в храме и благословив архимандрита с братиею, он пошел по монастырским службам, чтобы видеть и благословить в них меньшую труждающуюся братию. Вошедши в хлебню, Фотий увидел инока, который, будучи утомлен воздержанием, трудом и молитвою, спал крепким сном; правую руку держал он на голове согнутую, как будто на благословение. Вид спящего инока поразил Фотия удивлением: он не велел будить его и прозрел в нем великого себе преемника. Этот спящий инок был после Святитель Иона. Так говорит о нем предание, записанное в его житии.
Родом он был из Галича; родился на реке Святице, в селении Одноушеве, которое было так названо по имени благочестивого отца его, Федора Одноуша, и подарено им в соборный дом Успения, в Московскую митрополию. Двенадцати лет Иона был уже на родине своей иноком; воспитал же себя для иноческой жизни в Москве, на Симонове, где сохранялись живые предания Феодора, племянника Сергиева, и Кирилла Белозерского. Товарищами его в этой жизни были Варфоломей, эконом обители, Иоанн Златый и Игнатий иконник. Первые подвиги его для церкви начались в Рязанской и Муромской областях, куда назначен он был епископом. Многих язычников из Финских племен: Муромы, Мещеры и Мордвы, обратил он в христианство. По смерти Фотия он был избран на Московскую митрополию в 1433 г. Замечательно, что в этом избрании, по свидетельству самого В. Князя, в его думе участвовали и Великая Княгиня его мать, и братья Русские великие Князья и Князья поместные, и Литовской земли Осподарь с великим Князем, и все Святители земли Русской, и все священники и духовные люди, общежители и пустынные отходники со святыми старцами, и бояре наши, и вся земля Русская со всем православным христианством. Но пятнадцать лет прошло до 1448 года, когда Иона возмог, по новому избранию Русских епископов, самостоятельно взойти на престол митрополии Русской. Причиною тому были церковные смуты: сначала самозванство Смоленского епископа Герасима, утвержденное по настоянию Литвы Царьградским патриархом, а потом коварная измена Исидорова и известное покушение его на Флорентинском Соборе.
Во время сей последней смуты Церковь Русская имела достойного поборника и защитника в своем Великом Князе, Василии Темном. «Сам Господь Бог, - как выражается летопись, - даровал тогда слово разума и премудрости святопомазанному Царю и рабу Своему».
Когда для самого Василия настали тяжкие времена испытания от коварных гонений Дмитрия Шемяки, Святитель Иона явился ему светлым утешителем и твердым помощником, и сохранил двух сыновей их несчастному отцу, a Иоанна, будущего основателя и освободителя государства, отечеству.
Со времени Св. Ионы митрополия Русская перестала уже зависеть от утверждения Константинополя. Не желание самовольно отторгнуться от иерархического единения с колыбелью нашей веры, но зависимое положение Царьграда и происшедшие отсюда церковные смуты на Востоке послужили основательными причинами к утверждению Русской независимости в иерархическом отношении.
Когда Святитель Иона, в 1448 году, уже самостоятельно вступил на престол митрополии, он прежде всего стал твердою опорою у престола великокняжеского. Неутомимо действовал он словом против притязаний Шемяки, воздвигавшего смуты и кровопролитие, против Новгорода и Вятки, которые помогали беспокойному Князю. Между тем на Западе, в борьбе с Литвою и ее Князьями, Иона восстановил и, сколько мог, поддерживал единство Русской митрополии. Во время двух нашествий Ногайского Хана, Мазовши, сына Седиахметова, в Москве, оставленной В. Князем, под тучами Татарских стрел, в дыму, при зареве пожаров совершал Святитель молитвенные крестные ходы по стенам осажденного города. Во время одного из таких всенародных шествий Чудовской инок, Антоний Кловыня, пал от Татарской стрелы и, умирая, предсказал соотчичам избавление от варваров. Между тем народ, изнемогший от великой истомы и дыму, но подкрепленный духом молитвы Святителя и верою мученика Антония, смело выходил из города на битву и отражал неприятеля.
Летопись говорит, что два Святителя, соименных друг другу: митрополит Московский и архиепископ Новгородский, испросив у Князя Василия милость для Новгорода, обещались ему испросить у Бога свободу Русской державе от Татарского владычества и предсказали, вместе с самодержавным царствованием Русских Князей в отечестве, великой Орде разорение, а Русскому царству распространение.
В 1453 году пал Константинополь от руки Магомета. Из Святителей Русских Св. Иона, последний, видел Царьград еще в его славе и в нем принял благословение на свою митрополию. После страшного и громкого падения колыбели нашего православия прискорбный Святитель заботился о выкупе Греческих пленных и помогал, сколько мог, патриарху Геннадию.
Последним предсмертным подвигом Св. Ионы была борьба с Григорием, учеником Исидоровым, которого поставил митрополитом на Литву лжепатриарх Царьградский, Григорий Мамма. Твердо и грозно защищал престарелый Святитель единство Русской церкви и православие. Но разделение митрополии уже окончательно совершилось по смерти Григория. Конечно, предчувствие этого события тяжким горем легло на сердце архипастыря и ускорило кончину его в 1461 году.
События времени, междоусобные распри Князей, достигавшие самых ужасных размеров, измены, смуты и разрыв в самой Церкви, которая должна была бы служить образцом единства для мipa, положили резкую печать неумолимой строгости на характере Святителя. Отсутствие любви и вражда между сильными мipa отзывались и в народе, проникали даже в сердца близких к Пастырю церкви. Ключник его жестко отогнал убогую вдовицу, которая просила у него испить немного меду немощи ради. Другой слуга Владыки отказал другой вдовице в милостыне, которую обязан был именем Святителя раздавать убогим. Грозный приговор из уст Ионы поразил жестоких сердцем. И по отшествии его из этого мipa, в преданиях о чудесах, им совершенных, мы видим ту же самую строгость. Маловерие он наказывал так же грозно, как отсутствие любви. Народное предание 1812 года говорит, что Святитель поднял из гроба грозящую руку на нечестивых врагов, когда они, вешая серебро икон во храме, оскверняли храм Божий своим корыстолюбием. И здесь тот же строгий характер! Так, видно, нужны были по времени и кротость Святителя Петра, когда он полагал духовное основание Москве, и строгость Святителя Ионы, когда бури внутренние угрожали новорожденной столице  .
Преемником Святителя Ионы, по его собственному назначению, утвержденному собором духовенства, был митрополит Феодосий. Неизвестными остались его происхождение и первый иноческий искус. Одно только прозвание Бывальцева уцелело из этих известий. История застает его уже архимандритом Чудовской обители. Здесь, конечно, хранившиеся предания митрополита Алексия и близость к Святителю Ионе могли благотворно действовать на его духовное воспитание и приготовить в нем достойного вождя для всей Русской паствы. В 1454 году Иона возвел его на кафедру Ростовскую. В первый год своего служения, на чреде этой паствы сам подвергшись гневу Святителя Московского за нарушение церковного устава, впоследствии он сделался осторожен и взыскателен к самому себе и к своим подчиненным. Духовенство его епархии должно было к нему являться отвсюду для принятия его наставлений. Собор в Белозерске для всего духовенства, ему подведомого, был им собран в 1459 году. Разрешение третьих и четвертых браков особенно было предметом строгих запрещений Феодосия. На престоле митрополии Феодосий старался быть посредником мира между Москвою и Новгородом в отношении к духовной иерархии, так как нельзя уже было сохранить его в мiре политическом; он же привел и Псков в должное повиновение к Новгородскому архипастырю.
Строгость, наследованная Феодосием от предместника, побуждала его сзывать каждую неделю священников со всей Москвы для духовных наставлений. Вдовые попы и дьяконы подвергались сильным его укоризнам. Такая настойчивая бдительность архипастыря показалась слишком тяжелою и духовенству и мiрянам. Услышав всеобщий ропот, Феодосий оставил свой престол и удалился в келью Чудова монастыря; народ не пожелал его строгого надзора; святитель взял к себе расслабленного, ходил за ним и омывал его струпы. Последнее время жизни своей он провел в Сергиевой лавре и здесь скончался.
Уже будучи митрополитом, он передал письму одно воспоминание из своей жизни в Чудовской обители: это было чудо исцеления, совершенное у раки мощей святителя Алексия над одним хромым монахом Наумом, уроженцем села Филиппова, у которого скорчена была нога. Предмет рассказа и подробности переносят нас в пятнадцатый век. Исцеление совершилось ночью, во время самых сильных страданий больного, которые он побеждал молитвою; весь монастырь пришел в движение и ночью же благодарными духовными песнями праздновал это чудо. Автор рассказа передает событие не без примеси риторических цветов, как например: «не презрех украсити настоящим измарагдом слова венец»; «омочих мою трость в светящееся смирение». Сказание вставлено было в летопись и встречается в Софийском Временнике под 1462 годом, т.е. вскоре после того, как Феодосий был поставлен митрополитом на Москве  .
Феодосию, отрекшемуся от митрополии, соборным избранием наследовал в 1464 году Филипп, из епископов Суздальских. Он управлял своею паствою в духе кротости. В делах Псковских граждан с Новгородским владыкою он принял сторону архиепископа против распоряжений паствы, впрочем не без законных прав прилагавшей заботы свои о нравственности вдовых попов и диаконов. В решительной войне Иоанна с Новгородом, положившей конец его гражданской свободе, Филипп старался действовать миротворно: он отклонял Новгород от измены православному отечеству и смягчал гнев Государя, когда Иоанн послал грозу свою и меч свой на землю Новгородскую. Когда София Фоминишна Палеолог, невеста Иоанна III, готовилась к въезду в Москву, и папский легат Антоний, ей сопутствовавший, хотел торжественно вступить в столицу в преднесении Латинского креста, - митрополит Филипп на вопрос Государя: дозволить ли это легату? - твердо отвечал: «Легат войдет в одни врата, а я выйду в другие. Кто хвалит чужую веру, тот недруг своей». Легат был принужден при вступлении в Москву спрятать свой крыж. Объявлены были прения между нашим митрополитом и Папским легатом о различиях между церковью Греческою и Римскою. Филипп к ним изготовился. У нас были тогда известны писания патриархов Константинопольских: Фотия, Михаила Керуллария и Германа, Антиохийского Петра и Никиты Стифата, в которых опровергалось все учение Римской церкви, противное нашей. К прению с легатом приглашен был один Русский книжник, Никита Поповичь, хорошо знакомый с литературою славного спора. Митрополит восторжествовал над легатом, который, вызвавшись сам на прение, должен был отказаться от него за неимением книг. При митрополите Филиппе начато было строение нового Успенского собора, и по этому случаю совершено перенесение мощей Святителей Петра, Киприяна, Фотия и Ионы. Филипп скончался в 1473 году, вскоре после страшного Московского пожара, истребившего дом его и имущество. Он оставил пять посланий. Преосвященный Филарет полагает, что история похода Иоанна III на Новгород писана если не самим митрополитом Филиппом, то, по крайней мере, под личным его наблюдением  .
Филиппу наследовал на митрополии Геронтий, при митрополите Ионе бывший архимандритом на Симонове и рукоположенный им в епископа на Коломну. Мысль о построении нового соборного храма была последним заветом умиравшего Святителя Филиппа Государю Иоанну. Геронтий продолжал дело строения; но церковь, едва складенная до сводов, рушилась по неискусству зодчих. Призваны лучшие каменщики из Пскова и новый зодчий из Италии, Фиоравенти Аристотель. Храм, довершенный в четыре года, был освящен в 1479 году митрополитом Геронтием. В 1480-м, во время последней борьбы Иоанна с Ордою и Ханом ее, Ахматом, Геронтий участвовал в примирении Государя с его единокровными братьями и благословил его на подвиг освобождения отечества такими словами: «Бог да сохранит твое Царство и даст тебе победу, якоже древле Давиду и Константину. Мужайся и крепися, о сын духовный! как истинный воин Христов. Добрый пастырь полагает душу свою за овцы; ты не наемник! Избави врученное тебе Богом словесное стадо от грядущаго ныне зверя. Господь нам поборник!». Все духовные примолвили: «Аминь! буди тако». Духовенство и митрополит во главе его, одушевленные истинною любовью к отечеству, торжествовали над коварством и малодушием ложных советников Государя. Славное в нашей Истории послание Вассианово подкрепил и Геронтий своею грамотою. В память освобождения отечества от Моголов и прекращения позорного рабства, он установил праздник и крестный ход 23 Июня. Митрополит Геронтий скончался в 1490 году.
Зосима, преемник Геронтия из архимандритов Симоновских, четыре года занимал кафедру митрополии и запятнал свою память ересью и отступничеством. В 1494 году Иоанн повелел ему удалиться сначала в Симонов, а потом в Троицкий монастырь. Симон, игумен Троицкий, был преемником Зосимы. При возведении его на престол Московской митрополии, в первый раз упоминается в летописи священный обряд сего поставления, введенный Иоанном III. В символах сего обряда, во взаимных приветствиях государя и митрополита знаменуется ясно то согласие власти духовной и светской, которое составляет отличительную черту нашей Истории.
Симон являлся несколько раз ходатаем за опальных слуг Иоанна: он просил за Татищева, чтобы не отрезали ему языка; в первой несчастно-знаменитой опале царской - за дворян Патрикеевых, чтобы не отсекали им головы. Симону приносил слезное покаяние Иоанн III в том, что брат его Андрей окончил жизнь свою в душ-ной темнице. Симон благословил на царство внука Иоаннова, Димитрия, которому не суждено было однако царствовать. При Симоне осуждена была и совершенно истреблена Жидовская ересь. Три собора совершилось при этом митрополите: первый для составления нового Пасхального круга на осьмое тысячелетие; второй для суждения об имениях церкви, тяготу которых для духовного существа ее начала сознавать власть светская; третий против вдовых попов. Год кончины митрополита был 1511-й.
За митрополитами следуют архиепископы, участвовавшие также в посланиях церковных. Здесь первое место занимает Вассиан, по прозванию Рыло, архиепископ Ростовский и Ярославский. Происхождение его, первоначальное воспитание, иноческий искус остались неизвестны. История застает его игумном Троицкой обители, осьмым после Преподобного Сергия, от которого, конечно, мог он наследовать ту любовь к отечеству, какая одушевила его в главном подвиге его жизни. Отсюда м. Иона посылал его в Киев к супруге Князя Киевского Александра Владимировича, Анастасии, и детям ее с увещанием, чтобы укрепить их в православии против наветов Латинского духовенства. Десять лет игуменствовал он у Троицы, потом был архимандритом Новоспасской обители в Москве и вскоре рукоположен в архиепископа Ростова и Ярославля.
Из всех обстоятельств его жизни видно, что он, как духовный отец, был близок к Великому Князю и пользовался большою от него доверенностью. В ссоре Иоанна III с братьями Вассиан был миротворным посредником. Он воспринял от купели сына Иоаннова, Василия. Он удержал в своей епархии монастырь Кирилло-Белозерский, против воли самого митрополита Геронтия, преклонив в этом споре на свою сторону Великого Князя.
Главный подвиг, которым он увенчал жизнь свою, было участие в освобождении отечества от Татарского ига. Когда Иоанн, осторожный и нерешительный, бежал от берегов Оки, занятых войском Ахмата, и колебался в Красном Селе около Москвы - идти на врага или нет, тогда Вассиан побудил его к действию словами горького упрека, которые записала история: «Вся кровь Христиан падет на тебя за то, что ты, выдав их, бежишь прочь и не бьешься с Татарами. А почему? боишься смерти! Не безсмертен человек, а смертен. Без рока нет смерти ни человеку, ни птице, ни зверю: дай мне в руки твоих воинов; я, хотя и старик, но не утулю (закрою) лица против Татар». Послание Вассианово, с которым мы познакомимся после, довершило великое дело избавления отечества. Из этого славного примера мы видим, как духовный отец в древней Руси силою веры мог действовать на Государя и какое благо отсюда было отечеству. Не долго жил Вассиан после освобождения России: он скончался в 1480, а по другим летописям, в 1481 году  .
С этим Вассианом смешивают другого Вассиана, который был также архиепископом Ростовским и Ярославским. Вместе с родным братом своим, Иосифом Волоколамским, он был пострижеником и учеником Пафнутия Боровского и написал житие своего учителя по преданиям, какие сохранил сам и принял от брата своего и от товарищей по обители. Это житие ученые приписывали до сих пор ошибочно первому Вассиану, который, судя по летам своим, не мог быть учеником Пафнутия. Вассиан второй из архимандрита Симоновского был рукоположен на кафедру Ростова и Ярославля после Иоасафа и Тихона, которые наследовали Вассиану первому. Он скончался в 1515 году. В библиотеке монастыря, основанного братом его Иосифом, хранится ненапечатанное послание его о Латинской церкви и православной литургии, написанное против Папского легата Николая Шомберга, или Немчина, как у нас его звали.
Узнав хотя главные черты жизни Святителей наших в XV веке, мы перейдем теперь к словам их, которые можно назвать также их делами. Все они писаны Славяно-Русским языком, в котором народная стихия, нередко, довольно сильно выдается над Славяно-церковною. В некоторых словах есть признаки обычая, что послания Святителей к народу читались в церквах, что священники в духе послания Святительского должны были повсюду продолжать поучение. Церковь в этих посланиях заботилась об утверждении своего вселенского единства во всем православии и единства местного в России, об устроении единодержавия и освобождении отечества от ига иноземных варваров, действовала словом на власть Князей, умягчая ее своими советами, на народ, уничтожая в нем предрассудки и суеверия, на семьи и домы, водворяя согласие между членами семьи и защищая иногда меньшую братию, и наконец на внутреннее свое благоустройство, поучая священнослужителей и заботясь о их образовании. По порядку сказанного мы познакомимся с их содержанием.
Посланий числом сохранилось более пятидесяти: это, без всякого сомнения, малая часть из того, что было написано, что истребили пожары и разгромы, что таится еще в древних книгохранилищах.
Мы откроем ряд этих посланий теми, которые касаются единства вселенской церкви и нашей связи с нею. Князь Василий Темный, жертва последних смут удельного периода, пишет послания к Царьградскому Патриарху Митрофану (1441) и к Царю Греческому Константину Палеологу (1448). Духовное воспитание наших В. Князей, в древней Руси принадлежавшее Церкви, здесь обнаружило всю свою силу и принесло плод самый зрелый в лице такого Князя, который в делах государства обличил вредную слабость. Василий сознает начало единой веры в единосущную и нераздельную Троицу от времен Владимира, когда посланные им мужи увидели истинную веру Греческую, как свечу на свещнице, многосветло светящую, и поведали ему об ней. Через четыреста пятьдесят и три лета сохранилась она в земле Русской. Хладнокровно, но с резкими подробностями, рассказывает Василий измену Исидорову. «Принеси к нам древнее наше благочестие и православную веру», - говорил он ему, неохотно отпуская его на собор в Феррару. Писание, присланное с Исидором от Папы, прочтено было в присутствии Русских епископов и отвергнуто ими. «Свободно нам сътворите в нашей земли поставление Митрополита», - так просит Василий свободы Русской иерархии. Он указывает на причину внешнюю, что невозможно государю совещаться с митрополитом о делах государственных через молодых толмачей, которым вверяются тайны самые важные. Но настояла потребность свободы и для той цели, чтобы в России вернее сохранить единство вселенского православия. Послание заключается мыслию о единстве с Греческою церковию: «Земля наша доколе имет стояти, а никакоже разлучно от вас имать быти наше православное христианство до века» .

В послании к Царю Константину Василий рассказывает, как Святитель Иона был избран на митрополию Русскую советом семейным Князя, советом всей церкви Русской от святителей до пустынных старцев и всею землею Русскою. За великую нужду это они сотворили, а не кичением и не дерзостию, чтобы Русская земля не страдала без Пастыря церкви: ибо «церковь Русская всегда святой Божией вселенской соборной апостольской церкви Премудрости Божией святой Софии Цареградской благословения требует и ищет». Тяжкое чувство неизвестности, есть ли в Царьграде патриарх, заключает послание и обнаруживает причину соборного избрания митрополита в России без благословения от Царьграда  .
Митрополит Феодосий пишет послание Новгородцам и Псковичам (1464) «от Архиепископа и вельмож даже до меньших людей, всему народу истинного православия», и просит о милостыне на искупление гроба Господня. Свод Иерусалимского храма, этого древнего Сиона, сокрушился. Египетский Султан хотел поставить на месте его мечеть и требовал дорогого окупа. Земли Болгарская и Сербская, помогавшие святому Христову гробу, стали уже бессильны. Патриарх Иерусалимский Иоаким, наслышавшись о нашем православии, сам двинулся к нам с молением о гробе Господнем и умер на дороге в Кафе. М. Феодосий приглашает всех по силе приносить жертву на созидание святого храма, еже есть Сион, всем церквам глава и мати, Сион, от негоже изыде радость и свет Христос. - «Взыщите узреть лице Господне, - говорит Святитель, - как оныя святыя жены мvроносицы любовию сердца Христа взыскали, и рано притекли к святому Христову Гробу, желая мvром помазать святое Его тело, и не обретши тела, когда Ангел своим глаголом огласил их, принявши милость от Бога, возвратились. Так и вы, уподобясь оным святым женам, любезно притеките, прося от Бога прощения своим согрешениям, и вместо мvра подайте милостыню на искупление Христова гроба и на созидание святой Божией церкви». Сам Господь глаголет о милостыни: «Блажени милостиви, яко тии помиловани будут…», «Милостыни хощу, а не жертвы…», «Даяй милостыню, Богу взаймы дает…». Сия же милостыня не к нищему, но к самому вышнему Творцу Христу, и к его пречестному храму Христова Воскресения, и к его живодавному Христову гробу... Пространнее бы писал к вам, но знаю, что «божественая писаниа знати добре разумны есте», и того ради, сыны, мы послали к вам сию грамоту... Подающий такую милостыню друг Божий наречется и в страшный оный грозный день великого Божия суда, неизмолимого Судию Христа умилостивит  .
Подобные грамоты, кроме Новгорода и Пскова, конечно, были посыланы в другие области Русской земли и читались во всех храмах, подвигая народ на благочестивый подвиг искупления Гроба Господня. Другие святыни Востока привлекали также участие Святителей и православной их паствы. Есть окружное послание митрополита Симона (1495 - 1505) ко всем князьям, архиепископам, боярам, вельможам, в городах наместникам, воеводам, волостелям, гостям, купцам и всем людям земским, далее всем духовным, о том, чтобы сотворили милостыню Ксиропотамской обители горы Афона, ограбленной Турками. Грамота послана была с иноком старцем Герасимом, который сам был пленен Татарами, продан в Астрахань, оттуда в Казань и из Казани выкуплен в Москву . Замечательно в этих грамотах соединение всех сословий, всех людей Русской земли во имя одной святой мысли, во имя доброго подвига.
М. Иона (1452 - 1453) посылает патриарху Геннадию дары и говорит: «Твоя великыя святыни за тые наши малые поминкы на нас не помолви, занеже, господине, по грехом, и наша земля от поганьства и междособных браней велми истощала и потомилася». Он просит у патриарха грамоты к В. Князю в утешение, припоминая со скорбью, сколько таких сокровищ, свидетельствовавших об исконной связи Русской церкви с ее православною колыбелью, погибло: «Занеже, господине, колькое у нас было прежних святых Патриарх честных грамот, держали есмы за земьскую честь, к своей душевней ползе, поминая тых святых Патриархов, да тыя все грамоты, по грехом, за наша земьская неустроения в пожары истерялися» .
На другой год (1454) по взятии Царьграда Турками, Грек Димитрий, потерявший все и плененный с своим семейством в этом разорении, убежав из плена, явился к м. Ионе и рассказал ему об ужасах гибели своего отечества. Святитель снабдил несчастного окружным посланием ко всем православным, прося их сотворить милостыню единоверцу для искупления жены и детей его из плена  .
Так этими посланиями и светская и духовная власть действовали в пользу вселенского единства нашей церкви. С другой стороны Запад, опираясь на неправду Флорентинского собора, простирал свои притязания на нас и в Пскове и в Москве. Сюда относятся послания, в которых обнаруживается уже полемическая деятельность нашего духовенства, переходящая более в следующее столетие.
Филипп Петров, вероятно, посадник Пскова, извещает Новгородского архиепископа Геннадия (1491), что серые чернецы Немецкие приходили в Псков спорить о вере, опираясь на осьмой собор, бывший во Флоренции, и что священники Псковские отстояли против них православие. Замечательно, как соединяли тогда понятие о семи соборах с современною мыслию о семи веках, или тысящелетиях, предназначенных для человечества: «Премудрость созда себе храм и утверди столпов седмь, явеж есть седмь Собор святых Отец и седмь век до буду-щаго века, по Богослову Иоанну». «Сиа, государь, - пишет посадник, - твоим благословением и ина многа от божественных писаний Господни священники к тем студным Латиняном отмолвили». Грамота писана около 1491 года, незадолго до того времени, когда у нас ожидали кончины мipa  .
Другое рукописное послание  , полемическое, писано уже в начале XVI века, вероятно, Вассианом, архиепископом Ростовским, в ответ папскому легату, Николаю Шонбергу, который известен был в Москве под именем Николая Немчина и действовал силою римской пропаганды, употребляя все к тому средства. Ответ Вассианов представляет две части, одну положительную, православную, другую отрицательную, полемическую. В первой он строго и твердо исповедует веру вселенской Церкви, начиная ее изложение словами Апостола Павла. В этой части особенно замечательно объяснение православной литургии по Григорию Богослову, как соединенного служения Богу Ангелов и человеков. Здесь раскрывается незримое присутствие Ангелов, слетающих с неба во храм в известные мгновения литургии. Ясно, что эти таинственные видения напечатлевались в сердцах и воображении нашего народа под руководством духовных учителей! - Вторая часть послания, полемическая, направленная против Латинской церкви, исполнена раздражения, объясняемого временем. Она гораздо слабее первой. Сравнения Латинской церкви с птицей зогзулей и с рыбой амуромой нисколько не могли быть назидательны для защитников православия, и, конечно, еще менее для его противников.
У нас дома была тогда и своя забота об удержании иерархического единства. Отделение Киевской митрополии от Московской сильнее чем когда-нибудь возбуждало опасение Московских иерархов. В Киев же был прислан из Рима митрополит Григорий , поставленный в Царьграде лжепатриархом Григорием Маммою. Многие послания и грамоты относятся к этому событию. Святитель Иона писал послания к Литовским боярам и панам, к Князю Киевскому Александру Владимировичу о единстве митрополии, к Смоленскому епископу Мисаилу, к Черниговскому Евфимию, к епископам Литовским о том, чтобы не признавали Киевского митрополита Григория, к Новгородскому архиепископу Ионе о том, чтобы ограждал паству свою от наветов лжемитрополита, к Литовским князьям, сановникам и мiрянам об единстве в православной вере и об удалении от Исидоровых единомышленников . - Русские епископы (1458) сходятся в соборную церковь Успения в Москве, у гроба Святого Петра митрополита, чудотворца Русского, и соборною грамотою утверждают единство Русской митрополии в лице святителя Ионы, отрекаясь от Григория. Те же епископы пишут послание (1459) к епископам Литовским против Григория за Иону  . - Митрополит Феодосий, наследник Ионы (1461), продолжает те же убеждения к Новгородскому святителю Ионе  . Иоанн III сам пишет подобную грамоту тому же святителю . В Новгороде вольные граждане, противившиеся властолюбию Иоаннову, грозили отпадением от православия: сильно убеждениями и словом послание митрополита Филиппа к вольным мужам Новгорода и к священникам всех семи соборов Новгородской земли  .
Русская Церковь была опорою Русского государства в устроении единодержавия, положившего конец губительным уделам. Многие послания духовенства посвящены этой мысли, - и здесь ярче, чем где-нибудь, убедительное слово обратилось в очевидное дело. Первое место между памятниками этого благотворного красноречия нашей Церкви занимает Послание Русского духовенства к Углицкому Князю Димитрию Юрьевичу. Карамзин назвал его достопамятным - и привел значительный из него отрывок в своей Истории  . Димитрий Шемяка представляет последнее нравственное безобразие удельных междоусобиц России. Память его неправд и беззаконий осталась в народной пословице о Шемякином суде, дожившей и до нашего времени. Сильно и смело укоряют Русские святители этого гордого противника власти Великокняжеской. Изложим главные их упреки.
Душегубный враг рода человеческого, диавол, позавидел праотцу нашему Адаму и положил в сердце ему равнобожество, и восхотел праотец наш обожитися и равен Богу быти в разуменьи, но за то осужден был и самомнетельством обожения пострадал. Так и отец твой, Князь Юрий Дмитриевичь, покушался на великое княжение, как древний наш праотец Адам к обожению! И в Орду отец ваш к Царю ходил, и всему православному Христианству была от него в начале истома и великие убытки, а княжения великого не досягнул, потому что ему Богом не дано, ни земскою из начала пошлиною. Что же вышло? Великого Князя Василия Васильевича согнал, а потом сам с Великого Княжения в пяти человеках съехал. Так и брат твой, Князь Василий, восхотел того же не от Божией помощи и воли, но от гордости и высокомыслия: сколько христианской крови пролилося, а Бог ему не попустил. Воспомянем и тебя самого. Когда безбожный Царь Махмет приходил к Москве, - Великий Князь Василий Васильевичь сколько послов по тебя посылал, и сколько писал к тебе грамот, а ты к нему не пошел, - и много крови христианской пролилося, и какое множество Христианства в поганый полон пошло, и сколько святых Божиих церквей разрушилось, и сколько девиц растленено, а все то в твоем небреженьи, и видится нам, что все то всесильный Бог от твоих рук взыщет. Потом безбожный Царевичь Мамотяк приходил к городу Суздалю: и Великий Князь Василий Васильевичь с своею братиею, боярами, детьми боярскими, воинством, вышел на поганых - и братья его сколько ран понесли! Князь Михаил в полон уведен! и сколько за веру православную в том бою бояр и детей боярских и иных людей побито: они мученически к Богу отошли, им же вечная память! а по тебя Великий Князь сорок послов посылал, зовучи за христианство помогати: и ты ни сам к нему не поехал, ни воевод своих с своими людьми не послал, - и сколько тут крови христианской пролилося, и сколько в по-лон уведено, за все то Бог от твоих рук взыщет.
Потом, когда Бог милостию своею Великого Князя от поганых освободил, - диавол снова вооружил тебя желанием самоначальства, и ты замыслил разбойнически, нощетатством изгнать его, и сотворил над ним не менее Каина и Святополка. Рассуди сам в себе: какое благо сотворил ты православному христианству? чем сам себя попользовал? сколько погосподарствовал? в какой тишине пожил? не все ли в суете и в прескаканьи от места до места, во дню томимый мыслями, в ночи мечтами сновидения? Ища и желая большаго, и меньшее изгубил. А Божиею милостию Князь Великий опять на своем государстве: кому дано что от Бога, того не может у него отнять никто.
Или ослепила тебя душевная слепота, и возлюбил ты временную и преходящую честь и славу княженья и начальства, и захотелось тебе слышать, как зовут тебя и именуют Великим Князем? Или златолюбием ты объят, или женовнимателен и женопокорен, как Ирод?.. А святые епитрахили наши сквернишь неподобными своими богомерзкими речами; а надеемся, что и сам знаешь, что суть те святые епитрахили: оне воображение муки Господа нашего Иисуса Христа при спасительном его распятии, а ты сквернишь их злыми речами, не как христианин, но и поганых горше. Епитрахили наши твоими речами не могут скверниться никак, но только сам ты свою душу губишь.
Следует исчисление условий, которые сделаны были между Великим Князем и Углицким Димитрием, и утверждены крестным целованием: ими сей последний обещался - держать своего брата старейшего Великого Князя Василия Васильевича честно и грозно, везде за один, до своего живота; друзьям его быть другом, а недругам недругом; о добре его и лихе поведать ему вправду; Орду управливать и знать Великому Князю, а ему Углицкому давать только выход, и проч.
Но все эти условия были им нарушены, и крестное целование ни во что вменено. «Мы, - так продолжают духовные слово своего наказания, - о прежних твоих делах уж не много говорим, но скажем теперь о нынешнем твоем преступлении. Ты обещал с Великим Князем быть везде за один, а сам ссылаешься с иноверцами, с поганством, с другими землями. Посылаешь к Новгороду просить его о помощи, как будто на Татар, что изневолили нашу отчину Москву, а сам злохитрствуешь на брата своего старейшего, на Великого Князя, - и если Татары во христианстве живут, то чинится ради твоего с братом старейшим Великим Князем неуправленья, и те слезы христианския все на тебе же... Не ты ли обещал держать брата твоего честно и грозно; поведать ему о добре его и лихе? и что же? где его честь и его гроза? Как ты блюдешь под ним его отчину, все его Великое Княжение? А ты сам посылаешь везде на его лихо, на его кровь, как всюду во христианство, так и в бесерменство, к Новугороду к Великому посылаешь, ко Князю Ивану Андреевичу посылаешь, к Вятчаном посылаешь, а в Вятку тебе по крестному целованью и не должно вступаться».
От упреков переходит Церковь к умилительным просьбам и увещаниям: «О том тобе своему господину и вспоминаем, и челом бьем, и благословляем, и по своему долгу Бога молим: пожалуй, господине, поберези своей души и своего христианства и крестного своего целованья, а перед своим, господине, братом перед старейшим, перед Великим Князем, исправися во всем чисто». - Держась не одной стороны Великого Князя, а наблюдая выгоды и права Князей удельных, Церковь является беспристрастною и примиряющею посредницею между обеими сторонами, как видно из следующих слов: «А мы, господине, ваши богомольци, по своему долгу, били есмы за тобе челом своим господину, а твоему брату старейшему Великому Князю, и господин наш, брат твой старейший Великий Князь, как ему Бог положил на сердци, нашего слова своих богомолцев послушал, а тобе своего брата жаловати хочет и в братстве и в любви держати по старине; и о всем тобе управливатися срок, по Крещеньи две недели».
В заключение повторенных несколько раз кротких убеждений, Церковь заключает угрозою в случае неисполнения… «Ино то не мы тобе учиним, но сам на себе наложиш тягость церковную духовную, по Господню глаголющему словеси: «Егоже аще разрешите на земли, и будет разрешен на небесех; и его же аще свяжете на земли, и будет связан на небесех», и паки: «Слушая вас мене слушает, а отметаяйся вас мене ся отмещет, а отметаяйся мене отмещется и пославшаго мя».
И если ты не обратишься к Богу и к своему брату старейшему к Великому Князю с чистым покаянием, - тогда чужд будешь Бога и Церкви Божией, и не будет на тебе милости Божией и Пречистыя его Богоматери и силы того честнаго и животворящаго креста, который ecu к своему брату старейшему, к Великому Князю Василью Васильевичу целовал, «и по святым правилом проклят да будешь от Св. Апостол и от Св. богоносных Отец, от всех седми Вселенских Соборов, и в конечную погибель да пойдеши… Також и нашего смирения, святительского и священнического не будет на тобе благословения и молитвы, ни в си век ни в будущий, ни на тех на всех, кто имеет тобе думати, и нашу кровь к тобе приставати и побърати или спешьствовати, или словом, или делом, или иною какою хитростью, на Великого Князя лихо и на его кровь и его детей, и всего православнаго христианства на неустроение и на нетишину. А в том твоем неисправленьи какова, по грехом, кровь християнская прольется, и та християнская кровь вся на тобе же будет» .
Митрополит Иона (1448) окружною грамотою, сановникам и народу объявляя о поставлении своем, обнаруживает измену Князя Дмитрия Юриевича, нарушившего крестное целование перед Великим Князем, и убеждает всех отложиться от изменника и покориться Василию Васильевичу, если не хотят, чтобы кровь христианская на них от Бога взыскалась; в противном случае, угрожает отлучением церковным. «Коли вашим ожесточеньем еще кровь христианская прольется, тогда ни христианин кто будет именуяся в вашей земли, ни священник священствуя, но вси Божьи церкви в вашей земли затворятся от нашего смирения».
В посланиях, писанных между 1448 и 1458 годами , митрополит Иона обращает внимание Новгородского архиепископа на междоусобные распри, убийства и кровопролития, совершаемые в Новгороде; дает ему, как пастырю, наставления, почерпнутые из Пророков и Святых Отцев, особенно же из Иоанна Златоуста. За тем следует особое увещание к посаднику степенному и старым посадникам, тысяцкому степенному и старым тысяцким, к боярам, купцам, житым людям и всему великому Новгороду: здесь главный пастырь Церкви, словами Писания, убедительно говорит против гнева и ярости и призывает людей к покаянию, именуя его корнем жизни. Из этих обоих посланий узнаем мы некоторые любопытные подробности. Видно, что они читались всенародно, по всему вероятию, в церкви; что архиепископы обязаны были сами в этих случаях наставлять проповедию народ и власти; что, кроме того, наставления подобного рода поручались от архиепископов священникам. Вот места из посланий, подтверждающие нами сказанное: «И того ради, сынове, и вашему отцу, а нашему о Святем Дусе сыну и сослужебнику нашего смирения, Архиепископу Великаго Новгорода Владыце Евфимию, нечто есмы малое въкратце от божественнаго писания написали в вашу душевную ползу; и то, Бог дасть, сынове, писание наше грубое послышите, и от своего отца, а нашего сына, и святителя нашего и учителя словеса и наказание услышите же, чиим его Бог милосердый человеколюбец и святый всесильный его Дух божественный наставит; а вас, наших духовных детей, Бог вразумит и писания и наказания отца вашего послушати, и внимати, и повиноватися, за свою духовную ползу». - В послании же к самому архиепископу митрополит так выражается: «И благословляю тебя, своего сына и брата, яко да и сам наказуеши и научаеши своими словесы, и священником всем заповеси, яко киждый от них наказует и учит своих детей духовных отступити и отлучитися всякого зла дела».
 Тот же святитель Иона пишет (1451 - 1452) в Тверь к епископу Илие, чтобы говорил Тверскому Великому Князю Борису Александровичу, бил челом и докучал твердо, по своему святительскому долгу, об отсылке своих воевод к В. Князю Василию Васильевичу на безбожных Татар, с своими со многими людьми, за святыя Божии церкви и за все православное xpucmианство... «Занеже, сыну, ведомо тебе, что тамо учинится, великим Божиим милосердием, тому Великому Государю Великому Князю которое что добро, к строение христианскому и тишине, и то обеих тех Великих Государей и всего нашего православного христианства общее добро... И о том, сыну, Богу ведущу, по Пророку: «исчезосте ми очи от слез» и непрестанное моление имею к Богу, по своему святительскому долгу, о любви и о соединении Великим Государем нашим православным, и о благостроении и тишине нашему всему великому православию; а тобя, своего сына, благословляю, чтобы еси о том великом деле великое попечение имел» …
В послании к Новгородскому архиепископу Евфимию (1452 - 1453), отличающемся чрезвычайно простым, сильным Русским слогом, митрополит Иона является благоразумным и великодушным посредником между властию Великого Князя Московского и Великим Новгородом. Такое же место посредника занимает он между тою же властию и Псковом, как свидетельствует послание ко Псковичам, писанное между 1455 и 1461 годами . - Нельзя не заметить, как в первом из сих посланий выдаются из форм грамматики полу-славянской обороты и выражения чисто Русские, как например: «Великий Новгород и Псков прислали своих послов (послов, так и есть, прислали людей великих), но прислали ни с чем»... Или: «Чтобы и то могло быти, Князь бы Велики свое сердце облегчил, грубость бы его к себе отложил, а и пожаловал бы его потому». - Или еще: «Чтобы дал Бог, свелося все добро, как бы милостию Божиею всему православному Христианьству в прок лучше было».
Послание митрополита Ионы (1454) Смоленскому епископу Мисаилу о измене и бегстве в Литву Можайского Князя Иоанна Андреевича и о наблюдении, чтобы он не учинил вреда отчинам Великокняжеским, показывает еще раз, как Церковь участвовала деятельно в устроении единодержавия Русского и преследовала строго всех тех, которые противились сосредоточению власти, в новом от Бога назначенном центре Русского Государства, в Москве .  Грамота митрополита Филиппа к Новгородцам (1471) и Послания митрополита Геронтия к Вятчанам (1486 - 1489)   смиряли буйную вольность вечевого города и его колонии.
Новгород тянул к Литве и колебался в православии. Митрополит Филипп пишет к Новгороду: «А и то, сынове, разумейте: царьствующий град и церкви Божия Константинополь доколе непоколебимо стоял, не как ли солнце сияло в благочестии? а как оставя истину, да съединился Царь и Патриарх Иосиф с Латиною, да и подписал Папе злата деля, и безгодне скончал живот свой Иосиф Патриарх, не впал ли в руки Царьград поганым, не в Турьцких ли руках и ныне? Вы пак так ли не чаете Божия гнева? Колико лет прапращури ваши и пращури, и прадеди и деди, и отьци ваши, от коликых лет и до сего времени, а своея старины держалися неотступно от своея господы от Великих Князей Рускых; а как до вас дошло, на конци последняго времени, как бы надобе душа своея человеку спасти в православьи, и вы, в то время все оставя, да за Латинскаго Господаря хотите закладыватися?».
Посмотрим теперь, как наше церковное слово в XV веке участвовало в освобождении отечества от варварского ига, которое тяготело над ним два века с половиною. Церковь сочувствовала народной власти и давно уже в важных случаях подкрепляла Князей в мыслях о независимости. Устроив единодержавие в государстве, она сознала и необходимость и возможность вполне возвратить ему свободу.
В 1480 году хан Ахмат, подкрепляемый советами Литвы, покрыл своими полчищами берега Угры и Оки, которая, как пояс Богоматери, по народному выражению того времени, охраняла север России от Татар. Иоанн послал часть войск своих на берега обеих рек, а сам оставался в Коломне. Оттуда он приехал в Москву за советом и думою. Его мать, Великая Княгиня Марфа, митрополит Геронтий, духовник его Вассиан, архиепископ Ростовский, молили Иоанна подвизаться за православное христианство. Иоанн снова поехал на Угру; но там мнения колебались. Одни хотели упорно драться, другие советовали бежать. Малодушные бояре, Ошера и Григорий Мамон, близкие к Иоанну, нашептывали ему о постыдном мире. В это время Церковь своим словом подкрепила Государя.
К событию относятся два послания к Иоанну. Одно соборное от 13-го Ноября 1480 года, писано от всего Русского духовенства и митрополита Геронтия во главе его к В. Князю на Угру . «Добре стойте, - говорит Церковь ему вместе с его князьями, боярами и воеводами, - за дом святыя и живоначальныя Троица, Отца и Сына и Святаго Духа, и за дом Пречистые Богородици и великаго чюдотворца Петра Митрополита, и за вся Божия святыя церкви всеа Русския земля, и за свою святую чистую нашу пречестнейшую веру, яже во всей поднебесней, якоже солнце, сияше»... Да пошлет тебе Господь свыше, на помощь вашу, скораго своего Архистратига Михаила, Воеводу небесных сил, бывшаго древле помощника Гедеону на Мадиамы... А ежели, господин и сын, во ополчении вашего пречестнаго подвига и благочестия, случится кому от православных на той брани убьену быти, за дом Пресвятыя Богородицы и за святыя церкви, и за все множество народа людей православных, их же Христос искупил честною своею кровию, - тот, по реченному Господню словеси, второе святое крещение, мученическое приимет и пролитием своей крови очистится... Вам за оружие и за благострадание телесное вечных благ восприятие, и за мечное усечение с мучениками радование.
Второе послание , написанное духовником Иоанна, старцем Вассианом, и отправленное также на Угру, может быть названо истинным перлом в памятниках отечественного красноречия. Мы приведем его в извлечении.
Напомнив государю слова, сказанные в Москве м. Геронтием и подтвержденные всем предстоявшим духовенством в то время, когда он приезжал в столицу, добраго ради совета и думы, так продолжает Вассиан: «Как добрый пастырь, взем Бога на помощь и пречистую Его Матерь и святых Его, и святительское благословение, и всенародную молитву, крепко вооружась силою честнаго креста, ты исходишь против окаяннаго волка Ахмата, желающаго исхитить словесное стадо христовых овец. По твоем отшествии, мы со всеми христианами по всем церквам непрестанно совершаем молитвы. Ныне же слышим: когда бесерменин Ахмат приближается, губя Христиан и хвалясь на тебя и на твое отечество, ты смиряешься, молишь о мире, посылаешь к нему, дышушему одним гневом и хотящему до конца разорить христианство. Дошло до нашего слуха, что прежние твои развратники не перестают шептать тебе на ухо льстивыя слова и советуют не противиться супостатам, но отступить... Внимай не им, а себе и всему стаду, в нем же Дух Святый поставил тебя. Боголюбивый царь вседержавный! послушай Павла, обещающаго таким гнев Божий; послушай самого Господа глаголющаго: аще око твое соблажняет тя, исткни е, или рука или нога, отсецы ю. Бог разумеет не чувственное око, руку или ногу, а ближних наших, предлагающих неблагое. Они, мнимые христиане, советуют тебе, повергнув щит свой и оставив христианство и отечество, бегуном скитаться в иных странах. Помысли, велемудрый Государь! от такой славы в такое безчестие сводят твое величество, толиким тьмам народа погибшим и церквам Божиим разоренным и оскверненным, - и кто, каменносердечен, не восплачется о сей погибели? Убойся и ты, о пастырь! не от твоих ли рук тех кровь взыщет Бог по пророческому слову, - и куда хочешь убежать или где воцариться, погубив врученное тебе от Бога стадо? Слыши, что Пророк глаголет: аще взыграешися яко орел и аще посреди звезд гнездо свое сотвориши, то и оттуду тя свергу, рече Господь... Куда отходишь, пастырь добрый! кому оставляешь нас, как овец неимущих пастыря?.. Не слушай тех, что хотят твою честь ввести в безчестие, славу твою преложить в безславие, и бегуном тебе явиться, и предателем христианским. Отложи весь страх: возмогай о Господе. Един поженет тысящу, и два двигнета тьмы. Их боги не наш Бог. Лук сильных изнеможет; немощные препояшутся силою. Внемли, что говорит Демокрит философ: Князю подобает иметь ум ко всему временному, на сопостатов крепость и храбрость, а к своей дружине любовь и сладкий привет. Вспомни слова Христовы: блажен человек, иже положит душу свою за други своя. Поревнуй прародителям твоим: не только обороняли они Русскую землю от поганых, но и другия страны под себя принимали. Припомни Игоря, Святослава, Владимира, бравших дань с царей Греческих. Припомни Владимира Мономаха, как бился он с окаянными Половцами за Русскую землю, и иных многих. Припомни Димитрия, какое мужество показал он над окаянными сыроядцами, как не убоялся Татарского множества, но забыв жену и детей и не усомнясь, решился на подвиг, желая исхитить из волчьих уст Мамая словесное стадо овец Христовых. И Господь помог ему - и он ныне похваляем и славим, не только от человек, но и от Бога: Ангелов удивил и людей возвеселил своим мужеством, а воины его, как первые мученики, прияли венцы мучения. Если ты поревнуешь ему, Бог поможет и тебе, и покорит врагов под ноги твои, а воины твои, крестясь вторым крещением, как святые мученики своею кровию, восприимут от Вседержителя венцы нетленные и радость неизреченную, какой ни око не видело, ни ухо не слышало, и какая на сердце человеку не взошла.
Если же ты вопреки сему скажешь: мы под клятвою от прародителей - не поднимать руки против царя - послушай, Боголюбивый царь! - когда клятва дана по нужде, прощать и разрешать от нея повелено нам. Так святейший митрополит, и мы, и весь Боголюбивый собор, прощаем и разрешаем и благословляем тебя, не яко на царя, но яко на разбойника и хищника и богоборца. Лучше солгавши живот получить, нежели истинствуя погибнуть, пуская тех в землю на разрушение и потребление всего христианства. Который пророк пророчествовал, который апостол или святитель научил тебя, великаго Русских стран христианскаго царя, повиноваться сему богостудному и самозванному царю? - Ради согрешений наших, и еще более ради отчаяния, ради того, что мы не уповали на Бога, попустил он Батыя поработить наших прародителей, и попленить землю нашу, и воцариться над нами, ему не царю и не от царскаго рода. Мы прогневали тогда Бога, и Бог наказал нас, как чадолюбивый отец, по словам Апостола: кого Бог любит, того наказует как сына. Но Он простит, если ты покаешься, Государь, от всего сердца и, прибегнув под его крепкую руку, обещаешься всем умом и всею душою не согрешать более: ибо человеческое дело падать грехом и возставать покаянием, ангельское не падать, бесовское не вставать и отчаяваться, - если сотворишь суд и правду посреди земли, не будешь никому насиловать и покажешь милость к согрешающим. Кайся не словом, а сердцем, как благоразумный разбойник на кресте покаялся. Истинное покаяние - перестать от греха. Если так покаешься, Господь освободит нас от Ахмата, как Израильтян избавил от Фараона. Вспомни, как Господь посылал им Моисея, Иисуса Навина, Гедеона, Сампсона: так и тебя пошлет освободителем нам, новому Израилю. И так, Богом утвержденный Царь, царствуй ради истины, кротости и правды; престол твой да будет совершен правдою, крепостью и судом, и жезл силы пошлет тебе Господь от Сиона. Так глаголет Господь: «Аз воздвигох тя Царя правды, призвах тя правдою, и приях тя за руку десную, и укрепих тя да послушают тебе языцы, и крепость царем разрушу, отворю ти двери, и гради не затворятся. Аз пред тобою пойду, и горы поровняю, и двери медныя сокрушу, и затворы железные сломлю». Се твердое и честное и крепкое царство да даст тебе Господь Бог в руце твои, Богом утвержденный владыка, и сынам сынов твоих, в род и род в веки. - Мы не престанем от чистой веры молить о тебе, да одолеешь врагов, да разсыплются они поганые, омраченные молниею Бога, да лижут землю как голодные псы, и Ангел Господень да гонит их. Мы радуемся и веселимся твоим подвигам, но помни слова: «Претерпевый до конца, той спасен будет»».
Есть летописное сказание, что Иоанн исполнился веселия, мужества и крепости, прочитав это письмо; что единодушно, вместе с Государем, охрабрилось и все Русское воинство и с тех пор часто билось с Татарами, стоя все лето и всю осень на берегах Угры и Оки.
В этом послании в первый раз так крепко сознается отечественная власть в лице народного Русского властителя и отвергается позор власти чуждой и варварской. Хотя некоторые летописи говорят, что В. Князь не вдруг еще послушал послания владычнего, и следовал малодушным внушениям бояр своих любимцев; но слово уже было сказано - и запало в душу, и принесло свой плод довольно скоро.
Власть единодержавная в христианском властителе здесь отличена от власти грубой и безотчетной Ордынского Хана тем, что соединяется с глубоким, искренним, сердечным покаянием, как залогом совершенствования человеческого в государе. Одною из сил, помогающих в освобождении отечества, признана и всенародная молитва.
Отношения духовной власти к светской обозначились уже для нас в простодушных назидательных посланиях Кирилла Белозерского к В. Князю Московскому Василию Дмитриевичу и брату его, Андрею Дмитриевичу Можайскому  . Кирилл указывает на великие нравственные обязанности князей в отношении к народу, умеряет власть любовью, вносит мир в междоусобную вражду века, уничтожает преграды взаимного общения людей во внутренних таможнях, направляет внимание властителей на пороки народные, на пьянство и на грубую брань, внушает благоговение, страх и трепет при стоянии в храме Господнем.
Когда Иоанн III послал грозу свою и меч свой на мятежный Новгород, и сам сел на конь, хотя его добре показнити, митрополит Филипп (1471) явился ходатаем за покоренных Новгородцев перед государем, уже торжествовавшим победу  . Вот слова его: «О них же много моля и прося челом бью, твоему великому благородию, чтобы, господине, пожаловал, смиловался над ними: пошлют к тебе, к своему Господарю, люди твои, отчина твоя, Великый Новгород, а тебе имут челом бити, и ты бы, господине, пожаловал, не презрел сего нашего к тебе моления и челобитья, гнева бы своего утолил еси, а их челобитья пожаловал еси принял, а меча бы еси своего поудержал, чтобы ся в твоей земли многое крови христианскыя не пролило промежду твоих людей»... Напоминаю тебе Господних уст глаголющее слово: «Будите, рече, милостивии, якоже Отец ваш небесный милостив есть; аще оставите человеком съгрешения их, и Отец ваш небесный оставит вам съгрешения ваша», и паки рече: «Блажени милостиви, яко тии помиловани будут»... Бог мира да будет с твоим господьством».
В Дмитрове народ погибал от голода. Иосиф Волоцкий (1512) пишет о том к Дмитровскому Князю Юрию Ивановичу. Напоминая ему из истории Греческих императоров попечения их об народе в тяжкие времена голода и указывая ему на пример брата его, Василия Ивановича, он говорит: «Аще подобно тому и ты, государь, сътвориши в своем государъстве, оживиши нищиа и убогиа человеки: занеже, государь, уже многиа ныне люди мрут гладом, а кроме тебя, государь, некому той беде пособити»  .
Не так много находим мы грамот и посланий, которыми Церковь действовала бы на народ, прямо или через духовенство. Есть послания м. Ионы в Вятку к воеводам ее и жителям (1452 - 1456), чтобы не воевали и не грабили Сысола, Выми и Вычегды, не жгли и не мучили зверски старцев, мужей и младенцев. Святитель грозит мучителям: та кровь христианская вам отольется, и напоминает близость кончины мipa и страшного суда. При этом есть грамота с упреками и угрозами к Вятскому духовенству. «Не знаем, называть ли вас священниками, - говорит святитель. - Вы забыли, какову подобает священнику быти, якоже речеся: «Идеже желают Ангели приникнути у страшнаго престола Христова». - Тамошния ваши духовныя дети незаконно живут, понимая жен до пяти, до шести, до семи, а вы их благословляете и приношения от них приемлете, что Богу мерзко». - Те же упреки и угрозы повторил м. Геронтий в двух своих посланиях в Вятку к духовенству и народу (1486 - 1489), прибавляя, что он священникам велел, если не послушает их народ, чтобы церкви Божьи затворили и пошли из земли все вон .
Замечательна грамота м. Филиппа (1471), которою он благословляет Псковичей учредить шестой собор во имя святого Божия входа в Иерусалим, со ста и двумя священниками  . Новгород имел уже тогда семь таких соборов. - В Псковском народе жили еще в начале XVI века остатки обрядов языческих, которые преследовала Церковь. Игумен Елеазарова монастыря, Памфил, писал наместнику и властям Пскова, чтобы прекратили языческие игрища в день рождества Иоанна Предтечи, развалину от праздника Купалы, в которой участвовал весь народ   .
Есть послания, из которых видно, что Церковь действовала на семьи Князей и на отношения господ к рабам. М. Иона (после 1448 г.) утешал Новгородского князя Юрия Семеновича Лугвениева, по случаю кончины супруги его Княгини Софии, воспоминая добрый нрав ея и благое покорение к Богу и к церкви Божией и говоря о смерти, что она един мост общий, обиновения не имущ, велику же и малу, нищу и богату, праведному и грешному  . - М. Иона обращает строгое послание (после 1455 г.) к детям  , не повинующимся матери, говоря словами из Священного Писания: «Всем сердцем прослави отца твоего, и рождения матерня не забуди, вспомяни, яко от того родился еси: что воздашь им за то, что они дале тебе?». И паки: «Как раб послужи родившему тебя: чем ты воздашь за дар их? они тебя родили, можешь ли ты также родить их?». Приточник сказал: «Чтущий отца и мать свою сам возвеселится о чадах».
Но особенно замечательно прекрасное послание Иосифа Волоцкого к вельможе о миловании рабов (1479 - 1515)  . Приведем его в извлечении. «Слух дошел до меня, господин, про твое благородство, что немилосердие твое велико к твоим рабам и сиротам домашним, теснота и скудость великая телесных потреб, пищею и одеждою не только недовольны, но и гладом тают и наготою страждут. Я грешный о том напоминаю тебе, помянув твою веру. Не лепо бы было мне писать: сам я грешен; как же восхищать сан учительский? Но пишу не мои мысли, а что сам слышал от божественных писаний, как повелевают они не рабов в них иметь, но как братию миловать, питать и одевать довольно, пещись о спасении душ их, наставлять их на все благия дела и от своих избытков творить милостыню нищим, чтобы души их поставить перед Богом чистыми и непорочными. А до меня, сын, грешнаго доходит такой слух про твое благородство, что твои рабы и сироты живут у тебя в такой тесноте, что им не только нельзя делать добрыя дела и творить другим милостыню, а сами гладом тают и от злых обычаев удержаться не могут, не имея одежды, или пищи телу, и ощущая скудость во всех нужных потребах. Страшно, господин, говорит о том Божественное писание: беда великая, мучение безконечное тем, кто не печется и не имеет печали о домашних своих сиротах, не только делом их насилует, но ранами казнит, не дает одежды и пищи, и морит голодом; не печется о спасении душ их, но гордяся житием суетным и тщетным, прелестями света сего, не помышляет о том и не помнит, что мы все создание Господне, все плоть едина, все мvром единым помазаны, все в руках Господних, кого хочет Он обнищевает, и что всем нам стать перед единым Царем страшным на Суде его необъименном…
Господин, Бог на тебе Свою милость показал и государь тебя князь великий пожаловал: так и тебе, господин, подобает своих клевретов пожаловать и милость показать к ним... я же писал к тебе не от слуха, а сам их нужду видел».
Заключим изучение церковных посланий XV века теми, которые касаются собственно самой Церкви и ее внутреннего устроения. Их довольно . В одном из посланий Ростовский архиепископ Феодосий сам осуждает себя перед лицом всего духовенства в нарушении поста в богоявленский сочельник и проклинает свой проступок. В другом он строго требует, чтобы все духовенство его епархии съехалось в Белозерск для исправления церковных потреб и злоупотреблений. М. Феодосий жалуется Псковичам на них самих, что обижают Софийскую отчину владык Новгородских; м. Филипп приносит те же самые жалобы Новгородцам. Новгородский святитель Геннадий пишет м. Симону о необходимости устроить училища для просвещения народа грамотою, без чего он из народа ставить священников не может .
Особенно замечательны Поучения священнослужителям (1499). Постоянно, в течение всех веков древней нашей жизни от самого начала у нас христианства, мы слышим глаголы Церкви, заботящейся о достоинстве пастырей народа, своих служителей. В поучениях 1499 года, которыми повершается пятнадцатый век, нельзя лучше сознать и поставить высокое звание священника. «Потщись, пресвитер, - говорит поучение, - представить себя делателем, непостыдно правящим слово истины… Никого не прощай мзды ради: благодать Святаго Духа не продается на сребре; не убойся человека, на грех тебя ведущаго, хотя бы и угрожал смертию; не предай сына Божия в руки недостойных; не устыдись никого от славных земли, но стань как добрый воин Христов... Хранись от пьянства: оно оскверняет молитвы твои и помрачает ум; не кощунай - ты Богу советник, и тело чистое блюди - ты Богу ходатай о людях; хождение имей кроткое - ты стоишь на святом месте; руки блюди от нечистоты - ими подъемлешь тело Христово; чист имей язык от осуждения и злословия - им славишь Бога; не обязуйся куплями житейскими, да всем сердцем печалуешь о порученном тебе стаде; читай книги часто, чтобы ими научать неразумных... Служитель таин Христовых, серафим ты плотяный, служишь Христову телу... Не приноси приноса на Божий жертвенник от неверных, от грабителя и властеля немилосердаго, от злобника, или кто томит челядь свою гладом и ранами и наготою... Явися во всем по имени твоему, а имена твои многи и велики, по Господню словеси и Святых его: свет мipy, соль земли, врачь больных, вождь слепых, наставник блудящим, учитель и светильник, око телу церковному, столп премудрости, уста Божия, дающий мир мipy, ангел Господень, труба небесная, отец братии твоей, к Богу нудитель, мipy молитвенник, подражатель Господень и Апостольский подобник, источник воды, несущей в источнике не свое имя» ...
Можно ли глубже и яснее сознать, даже и в более просвещенное время, высокое назначение священнослужителей Церкви, как сознавала его Церковь Русская в XV столетии, когда словом своим укрепляла свое единство с Церковью вселенскою, поддерживала свое единство внутреннее против наветов внешних, скрепляла силы государства единодержавием, благословляла свержение позорного ига власти чуждой, воспитывала сознание власти отечественной, смягчала ее грозу перед народом, внушала народу любовь к ней и повиновение, устроивала узы семьи и в доме учила сильных миловать слабых и пещись об них.
Может быть, не совсем некстати будет и в наше время напомнить о той нравственной силе, которую имело Русское духовенство у нас в XV столетии. Думаем, что эта сила, как бы ни ослабляли ее посторонние влияния, всегда в нем присуща и готова к пробуждению. Нельзя без сочувствия видеть, как современно нам оно сознает свое призвание, и со всех сторон раздаются голоса его в нашем новом общественном движении. Государство пускай вспомнит теперь, что духовенству оно обязано было своим единством и своею независимостью. Сословию, назначенному для воспитания и укрепления высших духовных сил в народе, не место стоять на низших ступенях лестницы сословий. Конечно, не награды, не почести светские могут восстановить нравственную силу в тех людях, которые должны бы от людей восходить к небу и начинать собою между нами чин ангельский. Поражена была много духовная сила в этом сословии, как и во всем народе Русском, со времен Петровых: теперь настало время сознать и восстановить ее. Прежде всего само духовенство должно тому содействовать; но тогда только оно достигнет высшей своей цели, когда сознает вполне свои духовные силы, возненавидит лесть и ложь в среде своей, и полюбит одну животворную истину.


ПРИМЕЧАНИЯ С.П. ШЕВЫРЁВА:

  Источники для изучения жизни митрополита Ионы: Степенная книга. Т. 2. стран. 69 - 97. Сказание от части жития, иже во святых, отца нашего Ионы Митрополита всея Русии. То же самое Сказание встречается и в рукописях: Библиот. В.М. Ундольского № 322. Но должно заметить, что здесь, в заключительной похвале Святому, нет упоминания о митрополите Макарии, которое читаем в Степенной Книге, а именно отсутствуют слова: «Пресвященнаго же господина нашего Архиепископа Макария Митрополита всея Росии, правящаго престол твой, в мире житие исправити, и учительство Божия проповеди исполнити, поспеши ему, яко да будут и молитвы его действенны и приятны Богу». - Творения Св. Отцев. 1846. Год IV. Кн. 2. Прибавления. Святый Иона Митрополит Киевский и всея России, стран. 222. - Жития Святых Российской Церкви. СПб. 1858. Месяц Июнь, число 15-е. Житие Святителя Ионы, Митрополита всея Руси, стран. 153. Послания Митрополита Ионы в числе 12-ти напечатаны в Актах Исторических Т. I. № 44, 46, 47, 51. 53, 60, 62, 63, 64, 65, 66. - Об избрании его всею землею Русскою см. 41 № в Актах Исторических. Т. 1.
  Творения Св. Отцев. Год 15-й кн. 2. 1857. Прибавления. Митрополиты Московские: Феодосий и Филипп. - Труды митрополита Феодосия. Статья в Известиях И. Академии наук. Т. II. Лист 21. Послания М. Феодосия приведены будут ниже. - Сказание о бывшем чудеси у гроба иже во св. отца нашего Алексея митрополита всея Руссии чюдотворца, о изцелевшем хромце в Софийском Врем. II. 81 - 89. Слово на Рождество Богородицы обозначено в вышепомянутой статье в Творениях Св. Отцев стран. 213. Слово похвальное Апостолам Петру и Павлу есть не что иное, как сокращение похвального Слова Григория Цамблака тем же Апостолам.
  См. Обзор Русск. духовн. литературы. стран. 102.
  Вассиан, современник Иоанна. Записка М.И. Сухомлинова. Напечатана в Известиях Академии наук. Т. 2. Л. 12 и 13. Здесь в возможной полноте собраны из летописей все известия об Вассиане, но не упомянуто о том, что он посылан был митрополитом Ионою в Киев в 1458 году. Также напрасно приписано ему сочинение Жития Пафнутия Боровского.
  Акты Историч. Т. I. № 39.
  Другая грамота к тому же Царю Константину о поставлении митрополита Ионы (1452) не была отправлена, может быть, потому, что здесь слишком резко говорилось об измене Исидоровой (№ 262).
  № 78.
  № 103.
  № 263.
  № 264.
   № 286.
12 Находится в Сборнике библиотеки Иосифова Волоколамского монастыря за № 551, л. 261 на обор. под заглавием: Послание от некоего доктора и великаго риторьства именем Николаа от Немецкиа области. - Пишеть же некоему г;ну великия области Васьяну Архиепископу Ростовскому... Может быть, это послание лишь приписано Вассиану, а писано кем-нибудь другим.
  Этого Григория смешивают с Григорием Цамблаком, который скончался в 1419 году. Тот же был в России в 1460-х годах. Первая ошибка была сделана в заглавии грамоты Иоанна III к Новгор. архиеп. Ионе (1465 - 1470), напечатанной в 1-м т. Актов Археограф. экспед. под № 80. Отсюда она перешла и в другие ученые сочинения.
  1449 - 1459. № 45, 47, 62, 63, 65, 66, 273.
   № 61 и 272.
  № 275.
  1465 - 1470. Акты Археографич. Экспед. Т. I. № 80.
  Акты Историч. Т. I. 281.
  Т. 5. 1819. стран. 335.
  № 40.
  № 43.
  № 44.
  № 51.
  № 53 и 60.
  № 56.
  №№ 98 и 280.
  № 90.
  Степенная книга. Ч. 2. стран. 140. - Полное собрание Русских летописей. Т 6. стран. 225.
  См. Ч. 3. Истор. Русск. Слов., стран. 246 - 251.
  Акт. Историч. Т. I. № 282.
  Дополн. к акт. истор. Т. I. № 216.
  №№ 261, 267, 97, 98.
  № 283.
  Дополн. к акт. историч. Т. 1. № 22.
  Акты историч. Т. 1. № 46.
  Дополн. к акт. ист. Т. 1. № 11.
  Дополн. к акт. историч. Т. I. № 213.
  №№ 57, 64, 82, 104, 109, 265, 276, 277, 278, 283.
  1496 - 1504. Эту грамоту противники древней Руси приводят обыкновенно в укор невежеству и безграмотности, опираясь на недоразумение, к которому подает повод незнание дела. В древние времена духовенство не образовывало у нас касты. В Новгороде народ избирал священников на ставление - и приводил иногда к архиепископу таких людей, которые едва знали грамоту. Вот на что жалуется Геннадий, и вот для какой цели предлагает завести училища. Конечно, грамота была распространена преимущественно в духовенстве. С самых древних времен у нас безграмотные сыновья попов попадали в изгои, т.е. изгоняемы были из своего сословия.
  То же самое поучение вставлялось в ставленные грамоты священникам, как нашел я в рукописях Иосифова монастыря.


Рецензии