О Смерти В Венеции

Прочла недавно Томаса Манн "Смерть в Венеции" 
и  посмотрела обсуждение интеллектуалов
передача "Игра В Биссер", где профессора Ашенбаха- главного героя новеллы
  обвинили в буржуазности. Совсем нет в нём буржуазности, вот его характеристика, данная автором:
“Густав Ашенбах был поэтом тех, кто работает на грани изнеможения, перегруженных, уже износившихся, но еще не рухнувших под бременем, всех этих моралистов действия, недоростков со скудными средствами, которые благодаря сосредоточенной воле и мудрому хозяйствованию умеют, пусть на время, обрядиться в величие. Их много, и они герои эпохи".
Как бы в подтверждение этого Томас Манн начинает свой рассказ с рутинного дня Ашенбаха, когда профессор "....отправился на дальнюю прогулку."  “Возбужденный дневным трудом (тяжким, опасным и как раз теперь потребовавшим от него максимальной тщательности, осмотрительности, проникновения и точности воли), писатель и после обеда не в силах был приостановить в себе работу продуцирующего механизма, того «totus animi continuus»[1], в котором, по словам Цицерона, заключается сущность красноречия; спасительный дневной сон, остро необходимый при все возраставшем упадке его сил, не шел к  нему .                Totus animi continuus- беспрерывное движение души.
Творческим людям знакомо это, когда уже не ты пишешь,  а как будто какой-то дух логики и красоты материализуется в словах и предложениях движет твоим пером. Некоторые философы утверждают, что художник создаёт вдохновение, а к поэтам
 оно приходит , но и писатель бывает художником и создаёт при помощи слов картины поражающие наше воображение, питающие и заставляющие работать нашу фантазию. Знаменитый Пикассо утверждал что живопись-это поэзия, которая молчит и поэзия -это живопись, которая говорит.   В  Пире Платона Эрос 1 - совершенная  красота которого рождает Логос  и несёт знание, а Эрос-2 - похоть и вожделение и именно Эрос 1,воплотившийся в юного польского аристократа задел профессора Ашенбаха.  Профессор вовсе не был буржуазный, а достиг высочайших вершин творчества  и судя по всему он даже обогнал своих современников на которых жизнь уже наложила печать уродства клише и сделала их безразличными к красоте, поскольку они жили мелкими материальными интересами, а не стремлением к духовному обогащению, кто-то в силу жадности, продиктованной эгоизмом или беспокойством за своих детей и близких, кто- то задавленный нищетой силой обстоятельств, а большинству ничего не досталось даже честности, опять же из-за жадности других, а точнее из-за капиталистических отношений,когда каждый может рассчитывать только на себя  и в Венеции как в символе отразился современный мир окружающий профессора.
В отличии от многих профессор так отточил и развил своё восприятие, что Эрос номер 1 стал контактировать с ним и мальчик в Венеции,  к которому у профессора вспыхивает любовная  страсть и есть материальное воплощение Эроса номер 1 Именно там нет вожделения,  там не Эрос 2- плодитесь и размножайтесь, там наслаждение созерцания совершенной красоты, любование каждым жестом, движением стройного гибкого юного тела, прелестью лица, мимике, улыбке и серьёзности. Прекраснейший образ юного поляка полностью захватывает воображение профессора занимает всё  внимание Ашенбаха,  покоряет и властвует над профессором  Ашенбахом с такой силой притяжения, что буквально как у Толстого в романе Война и Мир, когда князь Андрей влюбляется в Наташу  он вдруг ясно понимает, что там где она -там жизнь, а всё остальное безжизненное мёртвое царство теней имитирующих жизнь. И как контраст божественной прелести польского мальчика Томас Манн описывает фальшиво бутофорную уродливую обстановку Венеции,  даже вначале его нелюбезный, упрямый гребец, которому  он собирается не дать чаевых убегает, не взяв никакой платы, потому что лодку он украл и опасается  полиции. Ещё в начале своего прибытия в Венецию профессор чувствует, что что-то здесь не так, что весь окружающий социум сошёл с рельсов,  всё дальнейшее развитие событий усиливает это ощущение, он узнаёт что в Венеции уже свирепствует Холера, но местные коррумпированные власти скрывают это от населени, потому что тогда надо закрывать отели, рестораны, пляжи, кафе, туристы срочно покинут Венецию торгаши лишатся своих барышей, а многие куска хлеба.  И среди этого маскарада уродов, жадности и убогости этот чистый прекрасный образ юного божественного Эроса, как в фильме Кабаре в Веймаровской республике кругом бордели, злодеи, грязь, чахотка, разврат, пьяные похабные  рожи  и вдруг встаёт юный прекрасный мальчик и поёт Tomorrow поднимая руку в фашистском приветствии и очарованные люди, потрясённые его красотой,  молодостью, пением встают как один и тоже приветствуют его фашистским приветствием.  Через несколько дней после прибытия Ашенбах   пытается уехать из Венеции, но его вещи отправляют не в ту сторону и ему невольно приходиться вернуться в свой  отель Венеции прямо как в песне "Отель Калифорния", в который можно поселиться, но это "One Way Ticket". Томас Манн пишет Смерть В Венеции в 1912 за два года до начала Первой Мировой Войны как писал Лермонтов в предисловии к Герою Нашего Времени, цель писателя указать на болезнь общества, а как его лечить, это уж пусть решают другие. Позже анализируя причины возникновения фашизма, многие обвиняли в этом интеллектуалов в том числе и Томаса Мана, но Первая Мировая Война тоже не отличалась гуманностью и гибли миллионы людей, одни газовые атаки, чего стоили, которой кстати подвергся и Гитлер, пробывший в окопах на передовой шесть лет без перерывов на отдых, единственное яркое впечатление, когда он раненный контуженный посещает прифронтовой лазарет и юная медсестра делает ему перевязку, после которой он немедленно возвращается в свои окопы, за шесть лет он впервые видит женщину. И этот больной человек, подвергшейся газовой атаке после отравления которой он теряет хорошее зрение и его мечта стать архитектором становится несбыточной, контуженный на голову, явно что вся его нервная система сильно травмирована, почему его выступления похожи на истерику, перед вами нервный психопат и попробуй такому не подчинится, когда у него припадок и он становится лидером общества,  потому что общество больно.


Рецензии