Моя родословная-7

  Женщин, девушек и девочек погрузили в одни вагоны, плачущих и кричащих детей мужского пола – в другие. Оставляли мальчиков только грудничков. Где-то по дороге потерялся младший брат Левушка, ему было всего 6 лет. Полувековые поиски его ни к чему не привели и наша семья не знает, остался ли он хотя бы в живых…
«В основном депортируемые немцы перевозились железнодорожным транспортом. Типичный эшелон перевозил 2-2,5 тыс. немцев и состоял из 50-60 вагонов, каждый примерно на 40 человек. При этом обычно использовались так называемые пульмановские (“телячьи”) вагоны, снабженные деревянными нарами. На каждый эшелон выделялся начальник из начсостава войск НКВД, 21 человек караула и оперативный работник “для оперативного обслуживания переселяемых” (проще говоря, для слежки за ними) человек».
    Как назло, в 37-м снег выпал рано, в вагонах-теплушках было жутко холодно, почти не кормили, многие умирали прямо в дороге. На ближайших остановках  трупы куда-то выносили и есть большие сомнения, что они были похоронены по-человечески или хотя бы зарыты в уже подмерзшую ноябрьскую землю… На ночь на станциях людей почему-то выгоняли из вагонов на улицу, объясняя это необходимой дезинфекцией и профилактикой вшей. Люди ложились спать прямо на снежную землю, ни об одеялах, ни даже о каких-либо тряпках речи и не шло. Мой дед  с болью рассказывал, что люди закапывались прямо в снег, чтобы согреться. Наутро не все из них покидали эти сугробы…
     «По прибытии в пункт назначения депортируемых направляли, как правило, в сельскую местность, Первоначально предусматривалась такая форма расселения депортированных, как вселение их целыми колхозами в существующие колхозы и совхозы. На деле это было невозможно. Поэтому вскоре местным властям разрешили расселять немцев “группами семей”, что приводило к разрыву устоявшихся родственных и соседских связей. Депортированные чаще всего попадали на подселение к местным жителям, в условия, несравнимые с оставленными на родине».

   Прибыв на место поселения, выяснилось, что женщин, среди которых была и моя прабабушка, увезли в другое место. Зачем и почему разбили семьи, лишили уже оставшихся без отцов детей еще и матерей? Думается, это делалось со специальным изощренным садизмом, чтобы еще больше поиздеваться над людьми. Документов, якобы переправлявшихся в отдельных вагонах, тоже не было обнаружено. Людям сказали, что по пути вагоны с документами вспыхнули и сгорели дотла. Мало того, что людей сорвали с насиженных мест, все забрали , осиротили, вдобавок их сделали бесправными и лишили истории…Без документов не прописывали, не брали на работу, без работы объявляли тунеядцами, давали статьи…Последовательная логика унижений имела место…Новые документы выдавали с ошибками, которые потом приходилось исправлять самим, теряли буквы в трудных немецких фамилиях и именах. Я даже не могу сейчас сосчитать, сколько денег и нервов мне пришлось потратить на исправление грубейших ошибок в моих документах, которые тянулись еще со времен документов моего деда и отца. Некоторые не удалось исправить и до сих пор.            Продолжение следует...


Рецензии