Гиляровский и парадоксы брачного законодательства

     Брачное законодательство Российской империи поражает особой тщательностью подготовки к венчанию.
До XVII века всё было просто и ясно, брачно-семейные отношения регулировались на основе Домостроя, без каких-либо указов и законов, по совести и справедливости.

     В петровскую эпоху поняли, что брак и семья непочатый источник доходов власти, в том числе и церковной и со всей тщательностью принялись развивать семейное право, а точнее, вводить запреты и ограничения, порой вызывающие улыбку.

     В 1714 г. царь Петр пробует ввести образовательный ценз для дворян, вступающих в брак, требуя при венчании справки о знании арифметики и геометрии. А в 1722 г. эта идея облачается в форму Устава, суть которого: запрещать женить "дураков, которые ни в науку, ни в службу не годятся.
Синод не отстаёт от государя и своим Указом запрещает браки лиц старше 80 лет."Брак от бога установлен для продолжения рода человеческого, чего от шлющего за 80 надеяться весьма отчаянно".

     Все официальные документы, касающиеся семейно-брачных отношений, со временем составляют свод гражданских Законов. Вот, например, что гласят статьи 106 и 107: "Муж обязан любить свою жену, как собственное тело, жить с нею в согласии, уважать, защищать, извинять ее недостать и облегчать ей немощи", "жена обязана повиноваться мужу своему как главе семейства, пребывать к нему в любви и неограниченном послушании, оказывать ему всяческое угождение и привязанность как хозяйка дома."

Заключению брака предшествовала процедура брачного обыска, в результате которого появлялся официальный документ, подтверждающий, что жених и невеста имеют право пожениться, так как всё происходит «по полюбовному на то друг друга согласию, а не принужденно, с воли и благословения родителей и позволения начальства». "Родства между ними не имеется". На исповедь и к Святому Причастию ходят и "возраст для брака совершенный".

     Официальный документ брачного обыска составлялся на основе соответствующих справок, священник на каждой ставил свою подпись и резолюцию. Таким образом, вступление в брак в Российском государстве было делом серьезным и полным бюрократических пунктов. Хотя именно благодаря такому количеству отчетов и информации о брачующихся, современный исследователь родословной может успешно составить историю своей семьи.

     Так, запись в книге обыска Сямской Покровской церкви от 12 сентября 1854 года многое рассказывает о женихе Алексее Гиляровском и его невесте Надежде Мусатовой: о возрасте, месте проживания, роде деятельности и многое другое.
По ряду записей обыска появляется недоумение, возникают вопросы. В частности, почему Алексею Гиляровскому потребовалось письменное дозволение на вступление в брак от земского суда и письменная характеристика его духовного отца, тогда как Надежде Мусатовой таковые документы были не нужны.
     При всей тщательности поиска в интернете аналогичных требований к жениху или невесте найти не удалось, соответствующих законоположений тоже нет. Возможно ли предполагать, что дополнительные документы жених собирал из-за отсутствия родительского согласия на брак? Родители жениха не присутствовали на брачной церемонии и, видимо, не было их письменного благословления. Очевидно они были против этого брака. Но почему?
Почему Гиляровский нигде ни одной строчкой не вспоминает своих дедушку и бабушку со стороны отца, наоборот с гордостью и неоднократно выпячивает казацкие корни по линии матери? С удовольствием носит казацкую одежду. Обзавёлся лихими казацкими усами.
     Размышления над этим парадоксом привели к интересным далеко идущим предположениям и выводам.


Рецензии