Три землетрясения. 1990 год

Землетрясение 1990 года было третьим и последним послевоенным сильным (более 7 баллов по шкале Рихтера) землетрясением в Молдавии. Его мы тоже застали, к великому нашему сожалению. Случилось оно днем, мы были на работе, как раз вернулись с обеда все трое, открыли дверь в наш кабинет - и тут на Зинулю, первую из нас, которая дверь открывала, посыпались книги из шкафа, счетные машинки, папки, скоросшиватели...  Мы среагировали мгновенно: тут же выскочили на улицу - наш кабинет был на первом этаже. Встали у самого толстого дерева, обняли его и так стояли, пока все не закончилось. Два более тонких, но довольно высоких дерева рядом вырвало с корнем, одно из них упало на здание нашего ВЦ, разбило стекло на тртьем этаже, но больше ничего ужасного не произошло.
 
Я сразу кинулась домой - это было 30 мая, конец учебного года, у меня дома осталась мама с младшим сыном, который к моменту землетрясения должен был вернуться из школы. Старший был в Ленинграде, он уже учился в институте. За сына я переживала, конечно, но не так, как за маму - у нее же депрессия, проблемы с психикой, мы только месяц как папу похоронили, я ее к себе забрала, а тут такое! Про землетрясения она знала только по наслышке, кто знает, как она могла отреагировать на реальное землетрясение, у нее панические атаки и без того бывали.

Навстречу мне попался начальник моего отдела. Крикнул:

 - Ты куда, вернись, рабочий день еще не кончился (как будто после такого землетрясения кто-нибудь у нас на ВЦ еще мог работать!), все равно не сможешь уехать, там столпотворение на Ленина, и вообще - не у тебя одной дети!

 - У всех дети, а у меня особый случай, у меня больная мама! - ответила я.

Автобусы действительно шли набитые битком - все стремились попасть домой. Некоторые даже не останавливались, не открывали двери... Я была в панике, не знала, что делать. Но, видимо, я вела себя совсем уж неадекватно, хуже, чем другие, потому что один из автобусов вдруг остановился прямо рядом со мной, и водитель открыл мне переднюю дверь. Там места практически не было, но я смогла втиснуться. Как я была ему благодарна, этому водителю, до сих пор помню его лицо, в память врезалось!

Мама с ребенком были на улице, в дом заходить боялись - а вдруг второй толчок будет. Но, слава богу, мама была в относительном порядке, держалась. Второй толчок действительно произошел, но значительно позже - уже ночью. Чуть слабее первого, но страху мы всё равно натерпелись, опять пересидели его в ванной. Дом наш вел себя хорошо - и третье мощное землетрясение выдержал тоже.

Когда-то у нас был выбор - ехать в Америку или в Германию. Нам одновременно пришло приглашение в американское посольство в Москве на интервью (подошла наша очередь в компьютере) и пришли наши бумаги из немецкого посольства с разрешением на въезд в Германию. Если муж еще колебался - может, стоит все же поехать в Америку, там все друзья, там родня и вообще для программистов рай, то я была категорически против: помимо прочего, немалую роль тут сыграло то обстоятельство, что в Германии нет землетрясений (а в Лос-Анджелесе - есть!). Если б выбора не было, то, конечно, поехали бы в Америку, а так - оказались в Германии.


Рецензии