Строй отряд 80-х

       Студенты нашего института разъезжались по стройотрядам.   На следующий год после «Олимпиады 80» нас бросили в торговлю.
- Что это и зачем? – спросил я в Комитете Комсомола. Мне объяснили, что это - борьба с очередями, обеспечение комфортного обслуживания граждан.  Вроде, всё так, и это было похоже на правду.
      В 80-е годы наш отряд, человек 40, распределили по известному в те годы магазину «Новоарбатский» - гастроном на Калининском проспекте. Кто-то работал грузчиками, девчонки – фасовщицами, а я работал Старшим продавцом в винном отделе. Было интересно, я никогда не был за той стороной прилавка.
Для полноты картины могу вспомнить несколько эпизодов. Например. Водка с винтовой пробкой стоила тогда 5 руб. 25 коп. На кассе, когда человек брал не одну бутылку, а две, или, скажем, 10, наверное, для удобства подсчёта пробивали всё равно по одной. И в чеке это выглядело так:
  5.25
  5.25
  5.25
  5.25
  5.25
  5.25
  5.25
Я беру чек, отсчитываю 7 бутылок, накалываю чек и выдаю товар.
СТОП! - резко останавливает меня местная продавщица. - Посмотри, что ты выдаёшь?
Берёт чек и протягивает мне.
Господи, а там:
  5.25
  0.25
  0.25
  0.25
  0.25
  0.25
  5.25
Согласитесь, не опытный в этом деле человек сразу и не сообразит. От этих чеков аж в глазах рябит. И я просто механически отсчитываю количество, по окончанию видя, что товар один и то же.  Жулик, конечно, ведёт себя индифферентно, виду не подаёт, и продавщица выдаёт ему 2 бутылки водки и 5 бутылок «Лимонада». А я узнаю, как работают жулики, пользуясь элементарной психологией и невнимательностью.
Я не сказал сразу, я был не простым бойцом студенческого отряда,а командиром.  Периодически я обходил владения универмага и смотрел за тем, как работают мои бойцы. Здесь надо сказать, что торговая площадь занимала один этаж, а на самом деле этажей было 4 или даже 5. Над залом были административные службы, Дирекция, а под – были склады, холодильники и цеха для фасовки товара.
В одном из просторных складов я видел батоны колбасы, выложенные до потолка сплошной стеной.  И несколько девочек, одетых в одни халаты, зачем-то отрезали хвостики у этих батонов.  То, что в халатах на голое тело, было понятно – жарко невыносимо, а вот зачем хвосты обрезать, это же адский труд. Администратор, с которым я ходил, спокойно объяснил, что одна фура привозит 20 тонн колбасы.
Показывая на одну стену колбасы он сопровождая слова жестом руки говорит:
– Это «Краковская»
Таким же жестом, показывая на другую стену:
– Это «Полтавская». Одна стоит 3.70, другая 4.20! А если отрезать хвостики, то никто не отличит, где какая. В день приходит 4 фуры. Вот и считай! 50 коп. с килограмма. А в фуре 20 тонн! Две фуры уходили за день.
Да и отоваривались в магазине в основном приезжие, которые различали колбасу только по названию. А распознать подмену могли только уже дома, и возвращаться, скандалить из-за рубля, двух, никто не станет.
- Мама дорогая! Это же бешеные деньги! Как администрация не боится это делать?
Парень спокойно ответил, что магазин приносит такую прибыль для Москвы, что его не закрывают даже на санитарный день.
- Да и кто осмелится? Ведь к директору за «заказами» стоит очередь. - продолжил свой рассказ парень. Мы уже оказались на 2-м этаже.
– Видишь –  продолжил он своё повествование. – Сидят люди с авоськами и коробками - это люди по-проще. А вот там, видишь, стоит очередь с чёрными кожаными папками – это министры - ответил он указав пальцем вверх.
– Странно! - сказал я. - Как же они заказы понесут домой?
– Глупый! – ответил парень, – им заказы домой привезут!
– Интересно – сказал я. - Кто же стоит в этих очередях?
– Разные люди – ответил мой собеседник, – артисты, певцы, деятели культуры, генералы, даже Райкина здесь видели с авоськой.
       Приходили, конечно, и местные алкаши, они заговорчески протягивали «трёшку», и местные продавщицы доставали им из-под прилавка какой-нибудь портвейн. Всё было просто - для удобства покупателей можно было при покупке доплатить наличными и взять что-нибудь помимо чека, этим и объяснялась «наличка» у продавцов.
А иногда подходили лица с характерными усами и характерным профилем носа. Они протягивали полтинник и на ухо произносили заветную фразу:
– Коньяк! Французский!
Я не знал. Что с этим делать. Я подошёл к местной продавщице, она спокойно объяснила:
– Идёшь к Зав. отделом, даёшь ей 32 руб. (лучше без сдачи – она этого не любит), она говорит, где взять. Выносишь клиенту в бумажном пакете флакон, потом в кассу пробиваешь 16 руб. Разницу берёшь себе. Всё просто.
- Боже мой! Оказывается, бутылка Французского коньяка стоила-то всего 16 руб.
Теперь я начал понимать, почему у каждой продавщицы был свой водитель такси, который забирал её после смены и вёз домой.
       После Олимпиады началась оттепель, стали появляться импортные товары: сигареты «Мальборо», «Ньюпорт», появился Финский «Клюквенный» ликёр. Это теперь мы понимаем, что это гадость и «химия», а тогда за ним ломились.
Появились маленькие стеклянные бутылочки «Пепси». Они разлетались как горячие пирожки. Было жарко, и люди просили открыть. Мы стали открывать всем желающим. А потом выяснилось, что бутылку-то бросить некуда. И мы стали выставлять ящик на прилавок, и люди, выпив залпом, просто ставили бутылочку в ящик. Когда ящик наполнялся, мы тут же ставили новый.
Я и не понял даже, но к концу смены этих ящиков было штук 20. Девчонка-продавец в конце смены подошла к нам, всего нас было трое.
– Короче, получилось 80 руб. - прошептала она.
– Возьмём по 25, а 5-ку оставим на «недостачу», на всякий случай.
Во, как!
И уже потом, когда мне протягивали бутылочку со словами:
– Откройте пожалуйста!
Мне слышалось:
–  ВОЗЬМИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, 12 КОП.!
Вот это да! 
Из моей группы двое парней вообще попали на работу в палатку по продаже «Перси».
Так в институте они появились только в конце сентября. Мы уже думали, что их это затянет совсем. Но жара спала, и спрос упал.
   Это был мой первый опыт, и тогда я ещё не понимал, как под красивыми лозунгами можно скатиться на банальное стяжательство.
   Тогда я думал, что это издержки, атавизмы социализма, которые со временем отойдут в небытие. Я и подумать не мог тогда, что теперь это будет смыслом и основной движущей силой современного строя.
Сейчас много спорят о необходимости «национальной идеи». 
А получается, что идея современного строя - это СПИХНУТЬ БЛИЖНЕГО И ОБОБРАТЬ НИЖНЕГО! Как это не прискорбно. 


Рецензии