Сила Жалобной книги 4

ПОКУПКА МАГНИТОФОНА

Времена были трудные, однако. Времена дефицита всего и вся. Привилегированным классом были работники торговли, уважаемые люди: директора магазинов, товароведы, завскладами и, наконец, простые продавцы. В зависимости от ранга каждый имел свою долю.

Единственно чего опасалась эта каста – огласки. Нет, это всё критиковалось и клеймилось весьма широко – в газетах, фильмах, карикатура, на эстраде… Но, только вообще. Как явление. «В отдельных магазинах нет отдельной колбасы». Конкретные фамилии… боже упаси! Потому так и не любили работники торговли выдавать гражданам Жалобные книги. Сейчас деньги любят тишину, а тогда тишину любил дефицит.

Моей подруге Юле стукнуло 18 и родители по этому случаю подарили ей деньги на магнитофон. Первое кассетное чудо под названием «Воронеж-404» делалось у нас на заводе… запамятовал каком. Сейчас этого завода, как и десятков других больше нет. Все жаждали этот магнитофон иметь. Первый парень на деревне теперь был не обладатель транзиторного приёмника «ВЭФ», а парень, который небрежно нёс в руках лёгонький «Воронеж-404». Конечно, это изделие не лежало на всех прилавках, но его можно было «поймать». И мы с Юлей с утра стали обходить магазин за магазином и часа через три, наверное, в десятом обнаружили стоящий на витрине вожделенное изделие.

Радостная моя девушка показала своим прелестным пальчиком на товар:

– Нам вот этот магнитофончик, пожалуйста.

Продавец, парень с наглым лицом, не переплёвывая через губу пробасил:

– Нету.

– Извините за беспокойство, – пропел я. – Как это нету, если товар на витрине находится?

– С витрины не продаётся! – отрезал чувак с видом военного, познавшего все статьи Устава.

Ха-ха, три раза. Не продаётся. Во время нашего вояжа, я рассказывал Юле свои приключения с Жалобной книгой и цитировал Священные правила советской торговли. Схема понятная. Если бы мы предложили продавцу мзду, то он, конечно, нашел бы в себе силы опустить нам товар, который «не продаётся».

Юля, надо сказать, была большая умница. Мы в общении с другими людьми мгновенно понимали друг друга и, что называется, «подхватывали». Однажды мы ехали на такси. Таксисткой была неприятная бабища, которая нагло нам хамила, ибо мы утверждали, что путь до дому может быть гораздо короче. Не, выдержав тона, моя девушка неожиданно властно и грубо отрезала:

– Остановите, немедленно.

Ошарашенная водила дала по тормозам. Помню, что на счётчике был один рубль и четыре копейки. Пока я очень медленно отсчитывал четыре копеечки, ошибался и начинал сначала, Юля переписывала ФИО таксистки и номер машины. Мадам что-то начала подозревать и промямлила:

– Ребят, может не надо…

Не обращая на неё ни малейшего внимания, мы вышли из машины и начали диалог:

– Прямо сейчас позвоним?

– Нет, пожалуй. Полковник ещё спит. Утром.

И мы быстро скрылись в тёмной арке, где предались поцелуям сквозь смех. Юля заявила, что видела лицо этой бабищи, и описала его словом «уссалась».

Но вернёмся к магнитофону. После заявления продавца о непродающемся товаре, моя умная спутница «расстроенно» вздохнула:

– Ну, тогда мы пошли.

Мы поплелись к выходу. Продавец был равнодушен. Не получив от нас мзды, он, конечно, получит её с других… Но, что-то пошло не так. Он получил. Но не мзды ... Мы, не дойдя до выхода, неожиданно свернули в кабинет Заведующей. В нём сидели две женщины, одна по виду была явной Начальницей. Я расцвёл чарующей улыбкой, а Юля изобразила заплаканность.

– Здравствуйте, – сказал я. – Не вы ли заведуете этим прекрасным магазином, призванным согласно последним решениям съездов и пленумов всё полнее удовлетворять потребности трудящихся?

– Да... А что случилось?

Я толкнул Юлию в бок и та плаксиво выдавила:

– У вас на витрине стоит магнитофон «Воронеж-404». Умоляю, продайте его нам! Умоляю!

– Стоит? Ну, так покупайте.

И тут я понёс традиционную пургу:

– Видите ли. Мы просим, чтобы вы лично нам его продали. Это будет для нас большая честь. Конечно, ваш продавец – наидостойнейший, хорошо воспитанный – вами – молодой человек, свято выполняющий свой долг работника советской торговли, чтящий её Правила… Но всё же нам очень хочется, чтоб нас обслужила такая приятная женщина как вы.

– А уж мы напишем на вас большую благодарность в Книге предложений, – добавила Юля.

– Да, – подхватил я. – И отметим ваш благородный поступок, звонком вашему начальству.

Заведующая была явно не глупая баба. Она поднялась и направилась в торговый зал, мы – за ней. Начальница приближалась к прилавку совершенно молча, не говоря худого слова. Парень-продавец, завидя её издалека, стал шустро снимать с полки пресловутый кассетник и готовить его к продаже. Неглупая баба продолжала молчать. Когда товар был упакован, оплачен и оказался в моих руках, она тихо произнесла:

– Пожалуйста, не нужно никуда писать и звонить.

Юля со слезами – теперь уже умиления – прошептала:

– Вы удивительная женщина.

– Бескорыстная, – восхищённо добавил я.

– Святая, – поставила точку моя подруга.

Мы ушли, оставив парня получать не мзды. Традиционно целуясь под аркой, мы старались склонять это прекрасное слово. «Мзда», «мзды», «мзду»… Есть ещё истории про рестораны и кафе. Читатель, вам это надо?


Рецензии