Рождённая в пурпуре 22

Мне претили церемонии и официальные визиты. Поэтому с удовольствием открыла свой салон по примеру старших подруг. Теперь имела возможность принимать гостей, не входя со всей серьёзностью в роль хозяйки дома, как при визитах, где каждому гостю требовалось уделить достаточно внимания. В салон обычно приходило куда больше гостей, и всем уделить равное внимание просто невозможно.

В «салонные» дни гости приходят к хозяйкам без приглашения ради общения. Главная забота хозяйки, чтобы всем хватило мест. Для этого нужны диваны, кресла, стулья и маленькие приставные столики – ставить чашки и блюдца. Следуя обычаю, гостям предлагают чай, кофе, печенье, мужчинам – шерри.

Признаюсь, меня всегда забавляло правило — к назначенному часу хозяйке салона надо свободно расположиться на диване и взять в руки книгу, или рукоделие, чтобы затем отложить их, когда начинают приходить первые гости. Демонстрация не формальной обстановки. Рукоделием я не занималась — вязание и вышивание не для меня, а книга - мой лучший друг. Только читать перед приходом гостей не представлялось возможности. Какое там чтение, когда надо успеть подготовиться и отдать распоряжение прислуге, а в голове прокрутить всё и попытаться вспомнить, что из мелочей было упущено! По началу очень волновалась, затем привыкла. И уже точно знала по какому сценарию пройдёт вечер.

Обсуждалось все и вся. Вначале передавались новости о матримониальных событиях. После того как заканчивалось обсуждение возможных брачных комбинаций и предстоящих помолвок, гости принимались за другие темы: театр, опера, торжества при дворе, предстоящие балы. Излюбленная тема сплетни о других аристократах, разумеется, в основном о тех из них, кто в данный момент отсутствовал (О! Представляю, как мне перемывают косточки в салоне графини Честерфилд). Гости спешат обменяться свежими новостями, а каждая новость становится источником следующего потока слухов и сплетен. Думаете только дамы любят сплетничать? Самые пикантные подробности, касаемые личной жизни обсуждаемой особы, особо смаковали джентльмены.

И это избранный круг, высшее общество! Ведь двери аристократических салонов открыты только аристократам «по праву рождения». Доступ в аристократические салоны своеобразное мерило положения в обществе, поэтому тщательно фильтруется. Как в «Олмакс» не может попасть всякий, так и в аристократический салон тоже самое. Если в часы приема подъезжает какой-то богатый банкир или купец в надежде быть принятым, то он вначале представляется швейцару. Тот удаляется, якобы посмотреть, дома ли хозяйка (а на самом деле проверить списки «достойных»). Через четверть часа швейцар возвращается и, не найдя этого имени в списке, говорит: «Приношу извинения. Ее милости нет дома».

Между тем посетитель точно знает, что в приёмные часы хозяйка всегда дома. Да ещё в придачу к собственному унижению, пока он ожидал ответа, пропустили других визитёров.

Не стоит лезть туда, где тебя не ждут. И всё же «отвергнутые» плебеи не оставляют попыток попытать счастья снова и снова. Напрасен сей труд. Будь ты хоть Родшильдом, то если тебя и станут принимать те, кто зависит финансово, то равным для них всё равно не станешь. С тобой ещё заговорят, удостоив чести сказать пару фраз, но твою супругу и дочерей станут игнорировать.

Хотя лично я к Натану Ротшильду отношусь с некоторым уважением, пусть он и выскочка, зато хитроумный и смекалистый. Герцог Веллингтон рассказывал о помощи Ротшильдов во время войны с Наполеоном. Эта афера меня восхитила. Братья Ротшильд пустили слух, что Натан - крупный лондонский финансист хочет вывезти из Англии во Францию огромные запасы золота, поскольку чувствует, что победа будет за Наполеоном. Лягушатники проглотили наживку и распорядились не чинить никаких препятствий действиям Ротшильдов. За считаные дни из Лондона во Францию было доставлено золота на сумму в восемьсот тысяч фунтов стерлингов. Груз принимал младший из братьев, Джеймс. В Париже он обратил золото в чеки французских банков. Стараниями брата Карла чеки обратились в золото уже в банках Испании, занятой Наполеоном. Французская казна не получила от золота Ротшильдов ни пенса, а герцог Веллингтон получил деньги для своей армии. И что самое обидное для Бонапарта - центральным перевалочным пунктом всей операции послужил Париж.

Обратная сторона салонов заключается в том, что дамы из привилегированного общества считают долгом открывать двери собственного дома (минимум раз в две-три недели). И если хозяйка назначала свои «салонные» дни, то могла быть абсолютно уверена, что и к ней обязательно придут гости, какой бы скучной она ни была. Нормы приличия не позволяют игнорировать салоны. Наносить визиты и посещать, хотя бы изредка, салоны полагалось этикетом, даже если хозяйка ужасно глупа и неприятна. Родные, подруги и соседки просто обязаны наносить ей визиты вежливости. Ни в коем случае нельзя даже виду подать, что хозяйка тебе неинтересна. И к сожалению, хозяйка салона не могла выбирать себе гостей и отказывать кому-то из своего круга.

Спросом пользовались те салоны, где было интересно и которые отражали индивидуальные вкусы собственных хозяек. Мы все окружаем себя людьми, разделявшими наши пристрастия. Те, кто увлекался политикой охотно посещают салон графини Ливен. В мой же стекались любители и знатоки лошадей — в основном молодые и не очень старые джентльмены, ведь я была признана искусной наездницей.

Поэтому они почему-то полагали, что «лошадиные темы» мне близки по духу.

«Дорогая Джейн! Как мотыльков их манит твоя цветущая юность, красота и весёлый нрав. А ещё — стройная фигура, нежное лицо, темно-синие глаза и светло-золотистые волосы. Каждый мечтает занять место Джорджа Энсона рядом с тобой. Ведь о лошадях, верховой езде, скачках, пари они могут поговорить и в клубе за стаканом бренди, или в другом месте», - с тонкой улыбкой как-то сказала мне Долли.

Джордж! Я совсем забыла о нём. Надо будет поделикатнее намекнуть ему, что между нами всё кончено. Если не поймёт намёков, то сказать в открытую.

Уверена, что князь Феликс Шварценберг будет моим. Смею предположить, что увижу его сегодня здесь у себя в свой «салонный день».

Книжка, которую я машинально взяла, забывая переворачивать страницы, упала на столик, отброшенная моею рукой.

Вот и первый гостья пожаловала - графиня Ливен.

После обмена поцелуев, она, присев рядом со мной, сообщила:

- Князь Шварценберг, узнав, что у тебя сегодня приёмный день, попросил графиню Эстерхази сопровождать её к тебе.

- Кто ему сказал о моих днях приёма?

- Это я сообщила князю. Тебе ведь надоел Джордж Энсон. Только учти, дорогая. Князь Феликис, несмотря на могущественного покровителя — австрийского канцлера Меттерниха, который считает его своим учеником, уже совершил несколько оплошностей в странах, где был прежде. В Петербурге он ради любопытства оказался на Сенатской площади среди восставших. Это не понравилось императору Николаю и князя Шварценберга отозвали из России. Затем уже в Португалии он слишком напористо проводил политику австрийского правительства. За это его в Лиссабоне чуть не растерзала толпа местных патриотов. Теперь князь в Англии, однако уже потерял голову от страсти. Будь осторожна. Не позволяй обществу судачить о тебе.

- Я пока не влюблена в князя, хотя признаю, что он и произвёл на меня сильное впечатление. Однако если кого-нибудь полюблю, то мнение окружающих меня не остановит.

- Этого и опасаюсь, Джейн. Ты слишком пылкая натура, чтобы держать себя в рамках, навязанных нам нашим положением в обществе. Но всё равно, постарайся не давать волю чувствам, пока не убедишься, что твой избранник этого стоит.

- Не могу обещать, однако постараюсь.

Гости начали прибывать и помешали нашему дальнейшему разговору с Долли.

Впрочем, я лишь обрадовалась этому, так как находилась в смятении. До этой минуты старалась не думать о князе, что мне почти удалось. Слова подруги вызвали сильный всплеск в душе.

И когда появилась графиня в сопровождении князя Феликса, я почувствовала, как вспыхнуло моё лицо, только вспышка внутри меня была в разы ярче. И всё же взяла себя в руки, не выдала собственного волнения. Мы обмолвились лишь несколькими подобающими фразами, а глаза наши говорили за нас.

Когда князь по просьбе графини Эстерхази, которая явно пыталась продемонстрировать все достоинства своего протеже, сел за рояль, присутствующие замерли в ожидании.

Князь Феликс, аккомпанируя себе, спел арию из оперы Моцарта «Так поступают все женщины». Его не сильный, хотя весьма приятный тенор заворожил меня. Стало безразлично, что Джордж дуется в углу, как и то, что нас окружают другие гости.

Я видела и слышала только его одного.


Рецензии
Света))) Ты так об этом пишешь))) Я просто зачитываюсь. Я далека от всего происходящего. Но с таким удовольствием читаю. Получается, что она будучи замужем, спокойненько ищет мужчину своего сердца. И это все так делают.

Алла Мындреску2   19.02.2020 20:31     Заявить о нарушении
Ты всё верно поняла. Джейн находится в поисках любимого человека.

Светлана Енгалычева 2   20.02.2020 00:31   Заявить о нарушении