Освобождение

Часть1
25–26 июля 1919 года войсками пятой армии под командованием М.Н. Тухачевского был взят город Челябинск. Развивая наступление, четвёртого августа Красная армия захватила город Троицк, главную базу обеспечения Южной армии, а 19 августа красные вступили в оставленный без боя Кустанай. Таким образом Южная армия под командованием генерала Белова П.А.,изрядно потрёпанная в Челябинской операции,оказалась отрезанной от основных колчаковских частей,лишилась базы и связи с железной дорогой. Кроме того в армии вспыхнула эпидемия тифа. Главные её силы теперь отступали на юг. Только некоторым частям, в том числе штабу Южной армии вместе с генералом Беловым, удалось прорваться на восток. По приказу Верховного правителя в Кокчетаве из оставшихся частей Южной армии началось формирование Оренбургской армии: ее дополняли запасными воинскими частями, разрозненными казачьими отрядами и мобилизованными рабочими и крестьянами. Командиром этой армии был назначен казачий атаман генерал-лейтенант А.И. Дутов. Но это уже была деморализованная армия, утратившая веру в победу. Проведённые неоднократно насильственные колчаковские мобилизации пополняли численность действующей армии, но качество воинских частей ухудшалось. Много мужиков призывного возраста, укрываясь от мобилизации, скрывались в лесах, организовывались в партизанские отряды. По призыву большевиков часть бывших фронтовиков не стали избегать мобилизации а, попадая в белогвардейскую армию, разлагали её изнутри, рассказывая о зверствах колчаковцев на подконтрольных им территориях. В то же время в отвоёванных красными рай онах их армия пополнялась добровольцами, укрывающимися от колчаковской мобилизации. Ослабленные морально,белогвардейские части уже не оказывали особого сопротивления набирающей силу Красной армии и при случае сдавались. По всему Восточному фронту участились случаи перехода на сторону красных как отдельных солдат, так и воинских подразделений. В Оренбургской армии наиболее дисциплинированы были казачьи части. Конные казачьи отряды выполняли карательные функции в колчаковской армии, и поэтому на помилование при сдаче в плен им не приходилось рассчитывать.
В начале сентября в освобождённых от белых Троицке и Кустанае началось формирование Отдельной Степной бригады из числа партизан и добровольцев. В состав бригады вошли Первый кавалерийский полк, Первый Акмолинский и Второй Кустанайский стрелковые полки. Возглавил её Нейман Г.Ю.12 ноября эта бригада, в составе вновь образованной Кокчетавской группы войск при 5-армии, начала наступление на позиции Оренбургской армии . К этому времени колчаковские полки из состава 4-го армейского корпуса генерала Бакича закрепились по почтовой дороге между Кокчетавом и Атбасаром, в селах Владимировке, Максимовке, Петровке, Балкашино, станице Сандыктавской, селе Викторовке, станице Зерендинской и городе Кокчетаве. Резервы армии Дутова стояли в Каменке и Приображенке, в станицах Щучинской и Котургульской. Вторая Сызранская дивизия численностью свыше трёх тысяч человек почти в полном составе расположилась в Каменке, одном из крупнейших сёл в округе, насчитывающем около 700 дворов.
Начиная с сентября 1919 года в село стали свозить награбленное по соседним населённым пунктам: зимнюю одежду, шапки, валенки, продукты,пригонять лошадей и крупнорогатый скот . Кроме того с каждого двора брали по комплекту нижнего белья, так как, в борьбе с тифом, своё бельё пришлось сжечь. Здесь же организовали мастерские по пошиву обмундирования для солдат и изготовлению амуниции для лошадей.
Была объявлена всеобщая мобилизация мужчин не старше 45 лет. Каменка же стала сборным пунктом для соседних деревень. К середине ноября в селе было собрано около тысячи призывников. С новобранцами проводили занятия офицеры, но оружия им не выдавали, так как опасались, и не без основания, вооружённого бунта и рассчитывали рассредоточить мобилизованных по разным воинским частям.
Часть2
Первый Акмолинский полк под командованием Юрия Юрасова, двумя батальонами, выступил в ночь с 13-го на 14-е ноября из Михайловки на Балкашино. Проводником в первом батальоне был один из организаторов партизанского движения в Акмолинском уезде Горланов К.П.
Балкашино, крупнейшее село по тракту Кокчетав – Атбасар, планировали брать с двух сторон: первым батальоном, зайдя со стороны Максимовки, захватить Петровку и выходить на Балкашино,вторым батальоном рассчитывали войти в Балкашино со стороны станицы Сандыктавской. В Петровке стоял один кавалерийский отряд из 150 человек. Наступления красных здесь не ожидали, как не ожидали и в Балкашино. Белогвардейский отряд в Петровке разоружили с помощью местных жителей, тихо и без боя. А в Балкашино уже началась стрельба. Поднятые с постели белые, отстреливаясь, отступали на Петровку. Оставив охрану для пленных, первый батальон закрепился на краю села со стороны Балкашино. Стояла кромешная тьма, и только беспорядочная стрельба, грохот телег и ржание лошадей приближались к позициям красных. Вот на этот шум и ударил первый батальон из пулемётов. Сзади напирал второй батальон. Паника и поголовная сдача в плен. Только казачья сотня и артиллерия с двумя орудиями смогли уйти, переправившись вброд через реку Джабай. А около полутора тысяч человек сдалось в плен. Разоружён целый полк
В Петровке у кавалерийского отряда оказался обоз с оружием. Нераспечатанные ящики со снарядами, пулемётами, пулемётными лентами, винтовками и патронами. Винтовки новенькие. « Эх нам бы это оружие, в Мариинском , во время восстания....»- сокрушался Горланов.
Красноармейцы меняли свои винтовки на новые, а старые сдавали. Сданное оружие вместе с пленными отправили в Кокчетав в сопровождении одной роты второго батальона на реквизированных лошадях. В то же утро 14 ноября Кокчетав был взят войсками 59 стрелковой и 13 кавалерийской дивизиями.
Часть3
Полк устроился на отдых в селе Зиновеевке ,в15 верстах от Каменки. Надо было дождаться Второй Кустанайский полк, который после взятия Максимовки и Викторовки должен соединится с Первым Акмолинским. Кустанайцы подошли только к вечеру. Посовещавшись, оба полка после часу ночи выступили на Каменку. Акмолинский полк двумя батальонами должен был охватить село с юго-запада, а Кустанайский полк - с северо-запада. Выехать из Каменки с обозом на левый берег речки можно было только по единственному мосту,расположенному на юго-восточной окраине села. Этот мост проходил в самом узком месте реки, между двумя крутыми скалистыми берегами. Сразу за мостом, вниз по течению реки, водопад, а за ним глубокий омут. Это место, из-за постоянного громкого шума водопада, местные называют "бурчало".И если свалиться с моста в сторону бурчала, то,считай,покойник. За мостом - густой лес и большие камни в обе стороны от дороги. Мост стратегический, его нужно было перекрыть до начала атаки . С юга села, перед мостом,круглое болото диаметром метров сто, с плотной сельской застройкой по окружности и кольцевой дорогой, с тремя выходами от болота: к центру села, к мосту и на южный выезд из села. С запада на восток село разрезает глубокий лог, проходящий вплотную к центральной площади. Всё это прекрасно знал Горланов,бывавший в Каменке неоднократно
Не доходя двух вёрст до села, полк разделился. Второй батальон стал обходить его с юга, а первый батальон спустился в лог. Батальон построили, и Горланов разъяснил расположение села и лога. Вперёд выслали четверых всадников полковой разведки, предварительно сняв красные ленты с шапок. Повозки оставили в логу. Горланов с командиром полка и командиром батальона повели бойцов, логом, в Каменку. На подходе к селу разведку, следовавшую впереди, окрикнул часовой , который без труда был разоружён и взят в плен. Часовой сообщил пароль и отзыв . Решили дальше не рисковать всем батальоном и дожидаться разведку в логу на краю села. Четверо разведчиков, зная пароль, выехали на дорогу и добрались до центральной площади. Возвратившийся из села разведчик сообщил командирам следующую информацию: « На площади много людей и подвод . Белые спешно эвакуируются. Подводы растянуты по всему селу и движутся к выезду. Второй батальон может не успеть перекрыть мост».
Юрасову пришла в голову дерзкая мысль:«Захватить мост и остановить этот поток людей с подводами». Поставив задачу командиру первого батальона:-рассредоточиться по логу и при первом же залпе со стороны моста начать наступление на колчаковский обоз широким фронтом,-командир полка с Горлановым и прибывшим разведчиком на конях поспешили в село. На площади встретились с оставшимися там разведчиками и,смешавшись с конвоем обоза,спешно двинулись к мосту. Начинало светать. У моста уже скапливались подводы, но на левый берег пока никто не переезжал. Обогнав конвой, отряд из шести человек переехал по мосту на другой берег, спешился и залёг за большие камни, по трое в разные стороны от дороги. По сигналу командира бойцы дали залп по мосту. Что тут началось?! Крики: « Красные обошли!... Красные обошли!» Суматоха. Лошади рвутся вперёд, возницы их тянут назад. Давка на мосту. Ещё залп, и одна подвода вместе с лошадью полетела с моста в бурчало. Оставляя повозки на мосту, вместе с неуправляемыми лошадьми, возницы спасались бегством. Перед въездом на мост огромного роста бородатый мужик, стоя на санях,гружёных полушубками, разворачивал подводу и хлестал кнутом всех подряд, освобождая дорогу. Вся эта масса: и на санях, и конные, и пешие - разворачивалась и,огибая с обеих сторон болото, направлялась на южный выход из села. На этом выходе бежавшую в беспорядке толпу встретили плотным огнём бойцы второго батальона Акмолинского полка. Окончательно растерявшиеся отступающие бросали оружие и сдавались в плен. Первый батальон в это время разоружал сдающихся белогвардейцев по всему маршруту движения колонны, от площади до моста; а с северо-западной стороны села, со взгорья, от сопки до сопки, с криками «Ура!"надвигалась на Каменку цепь Второго Кустанайского полка. Две конных казачьих сотни,не вступая в бой,рвались из села на север в сторону Сосновки. Вдогонку им свистели пули.
Большую помощь в пленении белогвардейцев оказали новобранцы последней колчаковской мобилизации. Когда они услышали стрельбу, то, как по отработанному сценарию, разбежались группами: на площадь и по селу. Будучи местными жителями, новобранцы хорошо ориентировались в Каменке и,зная,где квартируются офицеры, повязали их, не дав им возможности организовать сопротивление красным. Арестовали целую роту офицеров, большая часть из которых были пьяными. Командующий Второй Сызранской дивизии генерал Вишневский, в санях на тройке лошадей, бежал в сопровождении казаков.
Уже совсем развиднелось , и только теперь поняли белогвардейцы, как глупо и позорно они сдались противнику, уступающему им по численности в три раза. В плену оказались 5, 6 и 7 полки пехоты, дивизион кавалерии, артиллерия и казаки. Сдавшихся в плен набралось около трёх тысяч человек, при численности четырёх батальонов красных не более тысячи бойцов.
Заключение
Здесь же, на площади, новобранцы вступали в Красную армию и получали оружие.
В этот день, 15 ноября, из лесов вышли в Каменку до 50 человек повстанцев. Все они вступили в Красную армию и пополнили полки Степной бригады. Запасы зимней одежды и обуви в обозе Сызранской дивизии были столь значительны, что хватило одеть оба полка красноармейцев вместе с пополнением и создать хороший обоз при бригаде. Особенно много было новых,больших,с заломленными верхами, чёрных барашковых шапок, шитых в каменских мастерских, которыми красноармейцы Степной бригады щеголяли, а в дальнейшем выгодно выделялись среди других полков Красной армии. Усилилась и артиллерия бригады. Достаточное количество лошадей позволило организовать две роты конников. Во второй половине дня, 15 ноября, трёхтысячная колонна военнопленных, в сопровождении двухсот конников конвоя, двинулась на Балкашино и далее в Кокчетав, В Кокчетаве, после персонального разбора, специальной комиссией, каждого военнопленного, большинство из них было отпущено по домам. В ночь на 16 ноября полки Степной бригады выступили на Васильевку, далее на Добровольное. Красные уже практически не встречали сопротивления белых. Оренбургская армия Дутова бежала. Из села Добровольного Акмолинский полк пошёл на Новобратское, а Кустанайский на Новый Колутон. Части Степной бригады входили в селения весеннего Мариинского восстания. Население с искренней радостью и со слезами на глазах встречало славную Красную армию. Уцелевшие повстанцы вливались в ряды Степной бригады.

Иллюстрация: Так выглядет в наше время "Болото" села Каменки. Картина маслом выпускницы Каменской средней школы Шипиловой Татьяны Алексеевны. Размещено с разрешения автора.

Литература
1.Путешествие в историю «Крах Оренбургской армии атамана Дутова» Safe-rgs.ru
2. Коллекция воспоминаний партархива Кокчетавского обкома Кп Казахстана(ОК КПК)«Воспоминания Горланова К.П. о революционных событиях  в Кокчетавском и Акмолинском уездах »


Рецензии
Борис, я почему-то со школы помню про Кустанайское восстание и бои с дивизиями Колчака. Ты раз так подробно все материалы читал, черкни мне, Кустанай в те годы был уже Казахстан? Или границы так же во времена Хрущёва, просто нарисовали как им захотелось? Кстати, ты же в тех краях вырос, с кем-нибудь общаешься? Для меня этой осенью большая загадка, почему Казахстан решил разорвать всегда бывшие хорошими, отношения с Россией?

Лариса Гулимова   09.12.2022 10:13     Заявить о нарушении
Спасибо, Лариса, за здоровый интерес! Отвечу в личку.
С уважением,

Борис Киселёв   09.12.2022 22:07   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.