Страна Оз

       

Страна Оз
Режиссёр Василий Сигарев



     Более смешного и пробирающего до печёнок фильма, ядовито справедливого и одновременно тёплого, полного непечатностей и скабрезностей  от начала до конца, но при этом целомудренного, я не видела. 

     Вот уже пять лет этот смычок играет на струнах моих нервов, потому что невозможно удержаться, чтобы не пересмотреть его хоть разок в год, - например, как альтернативу, потому что он вызывает яркие эмоции и поток новых мыслей,  в то время как мир вокруг наполнен зрелищами, цель которых вовсе не вызывать чувства. Современное кино редко трогает меня, поэтому я редко пишу о нем, а если случается, то зачастую с досадой.   Но вот набьёшь оскомину какой-нибудь модной новинкой, - лечись сигаревской «Страной Оз».  Какая радость, что это доступно.

     Пока это единственный фильм, где я признаю и считаю обязательным элементом мат и все до единой неприличности. Собственно, об их присутствии я вспоминаю лишь сейчас,  но не замечаю, упиваясь фильмом, столь органично они спаяны с историей (во всех смыслах).

     Заявлена абсурдная новогодняя катавасия, а по сути - притча о не умеющих жить соотечественниках.  Удивительные все таки балбесы со своими фейерверками, КСП, пьянством,  инфантильностью, примитивной романтикой, подлостью, кротостью, звериными манерами и нравами, мистикой и заторможенностью.  Едкая, правдивая и талантливая картина: русские женщины и мужчины разных калибров в их обычной среде обитания. Есть даже в эпизоде настоящий мэр Екатеринбурга - не знаю, можно ли назвать неактера камео?
Есть даже сгорающий дом, как у российского классика мирового кино. И правильно, что это ларёк, а не шведская вилла.
     Столь же правильно, как куплеты про возомнившего о себе Юре - шкурке от х..я  - с его космосом, как предчувствием, за которое другой Юра ему бы в бубен дал.

     Меткие портреты, отличные диалоги, - конечно,  но разбирать фильм по элементам нет смысла: он целен и воздействует напряжением таланта от каждой мелочи и аллюзии до глобальных смыслов.  С первой минуты, когда захватывает тоска чужеземной песни. На апулийском диалекте она клянётся сердце отдать своей любви, жить вообще без сердца.  Кружит и кружит в припеве ласточка.   

     Наступает предфинал, словно перевёрнутый гибрид: Алые паруса плюс индийское кино, - карикатурная квинтэссенция российской сентиментальности. Ну ведь в точку!  И наконец  все погружается в знакомый российский обломовский сон под хриплую колыбельную Гоши Куценко (какая удача, что эта роль осталась за ним, а не теми, кто тоже на нее пробовался):

И мне воскреснуть надо,
       Но лень...


Рецензии