Разные разности Часть III Глава XIV

Ни для кого не секрет, что характер с возрастом меняется. А почему бы ему не меняться, если и сама жизнь с возрастом меняется, отсюда и изменения характера. Сам характер, как явление, можно определить как реакцию на внешние раздражители. На этом можно бы было и закончить с изменениями характера, замешанными на возрастных изменениях, но так будет не интересно, поэтому беру на себя смелость немного «побрюзжать» на эту тему.

Как бы считается, что молодым людям присущ жизнерадостный, в силу возраста, легкомысленный и веселый характер. С течением лет, с возрастом, характер у человека становится сварливым, критически настроенным ко всему, что есть и существует, но существует не благодаря и вопреки этому человеку, а как бы само по себе, вне его желаний.

Вряд ли кто–то озаботился тем, чтобы наблюдать изменение характера ближнего на бытовом уровне. Скорее всего это происходит не специально, а как бы само собой. Но вот какая штука. Для того, чтобы наблюдение, в данном случае, изменения характера, было с потугами на объективность (беспристрастность отметается), в подавляющем большинстве случаев надо всего–то на всего, самому оставаться таким же, как в начале наблюдения, и оставаться таким на протяжении не дней или месяцев, а на протяжении лет, что просто невозможно. С годами меняется наблюдающий, меняется наблюдаемый, соответственно меняется результат наблюдения. Оно и понятно, подобные наблюдения – штука  субъективная и является ни чем иным как отношениями между двумя людьми и их изменениями с течением времени.

***

На изменение характера могут повлиять какие–то события внезапно меняющие жизнь человека как в положительную, так и в отрицательную сторону. Человек, изобретя вечный двигатель, на волне изобретения и признания его изобретения способен натворить черти чего, потому что его характер будет определяться и базироваться на энергетическом подъеме присущем изобретению. А кто–то потерпел полное фиаско в своих делах или попал в ситуацию из которой еле–еле выпутался и остался цел. О таких говорят: «сдулся». Он энергетически опустошен, сил на созидательную реакцию на происходящее просто нет, отсюда нытье и глубокий сплин. Произойти это, как первое, так и второе, может в любом возрасте и как бы изменением характера, определить дальнейший ход жизни.

Но всё–таки в большинстве случаев жизнь человеческая протекает без резких взлетов и падений, это удел единиц, как талантливых так и не очень, и течёт подобно реке без водопадов и горных порогов.

***

Если подслушать, ну или прислушаться к разговорам молодых людей и людей пожилых, то можно заметить одну из главных составляющих их разговоров. В разговорах молодых людей на первом месте всегда стоит какое–либо действие, конкретная тема разговора особого значения не имеет. Действие в теме разговора присутствует всегда и является определяющим: будь то поход в ночной клуб или переживания по поводу предстоящей сессии. Это могут быть взаимоотношения с девушкой или парнем, происходящее на работе. Во всех случаях рассказывающий является если уж не главным действующим лицом, то одним из главных участников рассказываемого. Оно и понятно, жизнь крутится вокруг молодого человека, он всегда в центре происходящего, потому что его в первую очередь интересует именного его собственная жизнь, хотя бы в силу своей возрастной динамичности. Трубы трубят, жизнь цветёт невероятным буйством красок и бьёт ключом, в смысле фонтанирует, а не по голове.

***

Я не завидую тем, у кого этот «ключ» фонтана жизненной энергии, превращается в этакую тяжелую железную штуку, которая так и норовит время от времени ударить по башке её обладателя. Самое замечательное в этом то, что превращение источника в железяку происходит добровольно и как правило остаётся этот ключ с его обладателем на всю жизнь, иногда начиная с молодости. И невдомек этому горемыке, что пессимизм в том или ином объеме заранее приготовлен и ожидает его в преклонном возрасте и в старости, хотя нетрудно бы и догадаться. А если говорить без словесных выкрутасов, человек смолоду превращает свою жизнь в кошмар. В этом случае характер практически не меняется, а на протяжении всей жизни остается просто–напросто неприятным.

 Обладателями такого типа характера являются люди слабые. Слабые не в плане физического развития, можно хоть сто раз, и не вспотев, выжимать десятипудовую гирю и быть непособным на маломальский поступок. От слабости зависть и как следствие, злость. Слабость не в состоянии позволить себе такой роскоши как добро, подлость и еже с ней – пожалуйста, добро ни за что и никогда. Соответственно всё вокруг плохо и в двадцать лет, и в сорок, и в семьдесят, и с каждым годом все хуже и хуже – красота да и только.

Но это к счастью частность, к сожалению имеющая место быть. Характер обусловлен в первую очередь нашей жизнью, её характером и насыщенностью. Это очень похоже на движение автомобиля, сейчас я имею ввиду взрослую жизнь, у детства несколько другое. Врубив первую скорость лет этак в двадцать – поехали. Затем вторая скорость, третья, четвертая, а если есть, то и пятая. Автоматическая коробка передач конечно же предпочтительнее, ехать проще, но имеет свои минусы. Если заглох, с толкача завести очень и очень проблематично.

***

Итак, к сорока годам включена четвертая или пятая скорости, то есть максимально возможные, всё хорошо, остается только рулить и наслаждаться поездкой. Настроение, а соответственно и характер, соответствующие. А дальше возникает довольно таки большой соблазн ехать накатом: переключатель скоростей в нейтральное положение и порядок. Автомобиль едет по накатанной, можно слегка расслабиться, двигатель подскажет в случае чего. Вот только не советую выключать зажигание: как в автомобиле, так и в жизни, двигатель должен продолжать работать иначе хана, без альтернатив.

Ну а поскольку можно расслабиться, к человеку приходит состояние созерцательности происходящего вокруг и с годами это состояние подменяет состояние  динамичности присущее молодости.

Жизнь построена и устроена так, что движется, крутится–вертится как бы сама по себе. Что–то менять не то чтобы лень и не то, чтобы боязно, а просто незачем. Пусть всё остается так, как есть. Жив–здоров, обут–одет, не голоден, семья по добрым людям с сумой не ходит, чего еще желать, нечего больше желать, можно и дух перевести.

***

Психологи рекомендуют время от времени переставлять в квартире мебель и точно также советуют менять что–то в своей жизни, причём не по мелочам, а более–менее кардинально. Но знают об этом не все, а отваживаются на подобное вообще единицы, потому что человек, как и «великий лентяй» – электрический ток, течёт по пути наименьшего сопротивления.

Смена места жительства, имеется ввиду смена региона проживания, и смена места работы только для того, чтобы сменить внешнюю обстановку, а не потому что приспичило, крайне непопулярны в народе и рассматриваются как меры вынужденные. Это как в случае с белыми акулами. Воды вокруг много, хочешь пей, не хочешь – не пей, а морские котики, основная пища акул, водятся в строго определенных местах, определяемых котиками, а не акулами. Так и у нас, земли, сел и городов вокруг полным–полно, а работа в бОльших количествах «водится» в больших городах, тем они и привлекательны, а вовсе не наличием Эрмитажа или Мавзолея.

***

А жизнь продолжается, счетчик в виде дней рождения  (кстати, по моему мнению, ну разве что за исключением детства, отмечать дни рождения – занятие сверхидиотичное), неумолимо отсчитывает прожитые годы и ничего не говорит о годах, которые ещё предстоит прожить. Остается или догадываться, или не задумываться над этим, предпочитаем не задумываться.

Поскольку работа в жизни, как и Пушкин в культуре  –  наше всё, однажды человек вынужден осознать, что при просмотре объявлений о вакансиях ему уже надо обращать внимание на «до 45 лет» или «не старше 45 лет». Оптимизма и жизнерадостности это отнюдь не прибавляет. Значит надо держаться за свою работу, глядишь и протяну до пенсии.

Опять же, на улице, где же еще, услышал разговор о том, что где–то просто жуткая обстановка в коллективе. Как я понял из разговора, большинству сотрудников за сорок, время от времени предприятие сотрясают реорганизации и сокращения. Вот и устроили работники про меж собой «дуэль по–американски» (В отличии от дуэли классической, американские дуэлянты расходились в лесу,  теряя друг друга из вида, а потом выслеживали. И тот, кто первым увидел своего соперника, с чистой совестью его пристреливал), понятно по какому поводу. Характер от этого если измениться не изменится, то уж точно не станет ни жизнерадостнее, ни благороднее «Требуется … до 45 лет» – крепко  сидит в голове.

На тот случай, если это будет читать кто–то из руководителей или начальников вообще. Рекомендую обратить внимание на интриганов и подлянщиков во вверенном вам коллективе. Успехи в «подковерной возне» красноречиво говорят о том, что человек, как профессионал, не на своем месте и его в первую очередь надо сокращать и увольнять к едреней матери, и не для того, чтобы улучшить психологический климат в коллективе. Профессионал всегда в первую очередь рассчитывает на свой профессионализм, а интриган на этот самый профессионализм не рассчитывает, то есть, сам себе не доверяет, как профессионалу, и говорит об этом своим коллегам таким оригинальным и нелицеприятным способом.

***

Но если бы только в этом было дело, то можно было бы как–то смириться, притерпеться и дождаться пенсии, а там гуляй, не хочу. Не тут то было! Одолевающая созерцательность на самом деле говорит человеку о том, что он в своей жизни уже сделал больше, чем предстоит сделать, прошёл больше, чем осталось. И даже если осталось пройти столько же, это будет уже совсем другая «прогулка», с другими попутчиками и пейзажами по сторонам.

Поскольку основные дела сделаны, ничего судьбоносного и эпохального в жизни человека не предвидится, да и не отважится он на такое, остается: суетиться по мелочам на бытовом и околобытовом уровнях в виде гаража, дачи или подсобного хозяйства. Причина этому довольно–таки проста. Пусть это и прозвучит кощунственно, но на самом деле так оно и есть. Подавляющее большинство из подавляющего большинства народонаселения являются по своей сути исполнителями, мало того, исполнителями чужой воли. Любая работа, даже самая высокооплачиваемая, есть реализация планов и задумок, как государства, так и группы людей или какого–то отдельно взятого олигарха–кровопивца. Малый процент тех, кто способен и генерирует идеи, и является личностью творческой, на картину в целом не влияют, а лишь обеспечивает ход существующего процесса.

Для наемного работника, а все мы и всех мастей, являемся работниками наемными, в первую очередь необходима и важна широта кругозора в рамках выбранной профессии и выполняемой работы. Инженер металлург может и не знать, кто такой Шопенгауэр, мужчина или женщина, за это его никто премии не лишит и не уволит, но он обязан до мельчайших подробностей знать процесс выплавки стали, например. От него в первую и последнюю очередь требуется именно это, слишком обширные знания в профессии если и приветствуются, то на уровне общего отношения профессионала к профессионалу. А если начальник является не совсем профессионалом, и такое случается, широта кругозора может и навредить на процесс выплавки этой самой стали она вообще никакого влияния не окажет, для этого существуют другие профессионалы, их учили именно этому.

***

По своей сути современный взрослый человек, в своей профессиональной деятельности, является этаким приложением к процессу, безостановочное движение которого он обеспечивает. Дело не в том, что кнопку нажал и пряники посыпались, всё гораздо сложнее. Человека, так сказать, узко специализируют, зарплату платят, а он и рад стараться не подозревая о том, что впоследствии за эту узкую специализацию ему же и расплачиваться.

Еще Ленин провозгласил, что важнейшим из искусств являются кино и цирк, а сам–то от классической музыки балдел, вот в чём дело. Но фильмы: «Покровские ворота» или «В бой идут одни старики» могут в своем жанре существовать только в единственном экземпляре. Любое нечто подобное не то чтобы смотреться не будет, а существовать не сможет. А детективные сериалы можно «штамповать» десятками названий и сотнями серий, и неважно что один похож на другой, какой–то сериал перестали смотреть, ему на смену сразу же предлагается другой. А ведь это тоже процесс и процесс без остановки.

Вот и наемный работник очень похож на сериал, который рано или поздно «выдыхается» и ему на смену приходит другой, хоть слегка и отличающийся, но по сути как близнец похожий на предыдущий. На работе «сериал», и после работы сериал, только уже по телевизору. Не жизнь, а «малина»! Это всё я веду к тому, что рано или поздно человек выходит на пенсию, происходит замена «сериала», одного на другой, приехали.

***

Но разумеется это не всё. У человека в жизни есть две основные вещи, которыми он живёт и ради которых он живёт, это семья и работа. С работой всё понятно, вышел на пенсию, пусть она и небольшая, но жить можно. Да и запросы уже не те: машина, квартира есть, за модой следить не обязательно, да и вообще не надо. Дети выросли и женившись, выйдя замуж, создали свои семьи, где своя жизнь, не требующая пристального внимания и опеки старшего поколения. И радостно и обидно сразу. Радостно потому, что детей вырастил и воспитал не оболтусами и шалопаями, а нормальными людьми. Обидно потому, что они ушли в свою взрослую жизнь и у них уже свои дети и повлиять на их жизнь ты уже если и способен, то гораздо в меньшей степени. Не здесь ли лежит вечный конфликт между тёщей и зятем? Женщина по своей природе более эмоциональна чем мужчина и гораздо острее реагирует на то, что пришел какой–то и увел за собой кровиночку.

Вот и получается, пенсия с двух сторон и сразу. С одной стороны, в виде пенсии как таковой, от государства, а с другой, от детей, в виде внуков. В обоих случаях можно просто радоваться и ничего не делать. Конечно, в отношении внуков полное равнодушие к их судьбе со стороны дедушек, бабушек возможно лишь в единичных случаях.


Рецензии