Трусливый герой

В  мастерской трудились мальчишки, кто выпиливал лобзиком, кто строгал рейки, кто старательно вычерчивал на листе миллиметровки контуры будущей модели.  В сегодняшний вечер народу собралось много, некоторым даже ни хватало стульев,  и они работали стоя, временно меняясь  местами с товарищами.  Такое скопление случалось в зимние каникулы, когда на улице непогодилось и уроки делать не надо, мальчишки собирались тут в мастерской.  Сюда приходили и взрослые мужчины - которые,  ни как, не могли расстаться с увлечением детства, и наравне с мальчишками что ни  будь - мастерили.  Ближе к концу занятий, компанию авиамоделистов пополнил, бывший руководитель кружка,  пенсионер, постоянный гость и наставник ребят – Григорий Григорьевич.
 Вернувшись с войны инвалидом, он организовал в пустующем помещении – мастерскую для занятия с детьми, и был бессменным руководителем двадцать лет.    Военный лётчик – фронтовик, он  пользовался заслуженным авторитетом среди детей и взрослых.  Григорий Григорьевич потерял на войне ногу, вернувшись в родной город, он решил посвятить себя детям, тем более, что в тридцатые годы,  подростком, он занимался авиамоделизмом.  Не изменив своему увлечению он,  стал военным лётчиком.
  Теперь объединением моделистов руководит его ученик, а он как почётный гость, приходит на занятия пообщаться с людьми - близкими по духу.  Мальчишки знали способности Григория Григорьевича красочно рассказывать различные истории о войне, все бросали свою работу, садились вокруг ветерана, и - затаив дыхание - слушали его повествования.  На этот раз, мальчишки обсуждали поступок одного мальчика, который струсил скатиться с крутой горы.  Григорий Григорьевич невзначай услышал этот разговор и предложил мальчишкам послушать одну историю.
  – Было это летом  «сорок второго» - начал рассказ Григорий Григорьевич  - нас послали в тыл врага доставить груз в партизанский отряд.  Полёт проходил ночью, мы за линию фронта, пролетели удачно, быстро разгрузились, и должны были тут же вернуться обратно, но немного задержались.  Когда мы стали взлетать уже рассвело и нас засекли - прямо на взлёте.  При первой же  атаке наш - Ил  подбили,  и мы вынуждены были покинуть горящий самолет.  Спустившись на парашютах, мы сначала заблудились в лесу, и долго не могли найти друг дружку.  Потом встретившись, решили идти на ту поляну, откуда взлетали и чуть не напоролись на немцев. На третий день столкнулись с группой разведчиков, они нас привели  в местоположение  партизан.  Всю дорогу пока бродили по лесу, в поисках отряда, мой штурман - незамолкая  признавался, что он трус с самого детства, об этом знали все мальчишки в их дворе и ему стыдно за этот порок.
 - Не могу ничего с собой поделать.  Читаю в книжках о настоящих героях и думаю;  - Смогу ли я поступить как герой, если придется? – и сомневаюсь…
  Я его успокаиваю; - Каждый  человек боится и боли и смерти, это естественно для любого живого существа.  – Инстинкт самосохранения;  - слышал такое?   – Я, вот тоже боюсь, но виду не подаю, думаешь,  мне - жизнь не дорога?
  Только в отряде он успокоился и перестал, откровенничать о своем патологическом страхе.    У партизан мы задержались почти на два месяца.  Нам приходилось участвовать в боевых операциях вместе со всеми. Там наравне с мужчинами в сопротивлении участвовали женщины и подростки.  Однажды  когда группа  диверсантов готовилась на очередную вылазку, мой штурман попросил командира отряда взять его с собой на задание. Ему сначала отказали, а потом, узнав, что он знает немецкий язык - согласились. Его переодели в крестьянские лохмотья и послали в село - занятое немцами. Целую неделю дожидались его возвращения.    Когда он вернулся с  важными сведениями, не только для партизанского отряда, но и для контрразведки фронта.  Командир отряда был поражен - смелостью и находчивостью летчика.   В сентябре - очередным рейсом нас вывезли от партизан, и мы вернулись в свой полк, пополненный новой техникой, и молодыми лётчиками.    Нас распределили в разные экипажи,  и мы с другом расстались.  Лишь в ноябре мы случайно встретились на торжественном построении.    За геройский поступок, моего друга наградили - медалью «за отвагу».   Я искренне обрадовался и бросился обнимать его.
 – Я сам не верю, что  сумел побороть в себе этот недостаток; -  признавался всем - «трусливый» - герой.     Так в полку и прилипло ему прозвище: - « Трусливый герой».
 Однажды успешно выполнив боевое задание, командир представил экипаж к награде.  Тут  как раз приехал военный корреспондент.  Он попросил моего друга рассказать, как им удалось за один вылет уничтожить такое огромное скопление вражеской техники?  Штурман и говорит; - Ничего героического мы не делали, просто правильно всё рассчитали.
  Героизм – это не только бесстрашие, это - целеустремленность, трудолюбие, дисциплина.  Иной – лихо съедет с крутой горы, но не сможет решить - простой  арифметической задачи, а это не менее важно.  Еще одна - очень важная черта.   Чувство сострадания, сопереживания главная черта человека, которая на протяжении всей  жизни формирует человека - как личность.       
Дети внимательно слушали своего наставника и стремились быть похожими на него.


Рецензии