Аленький Цветочек - сказка о безусловной любви

Не помню сколько мне лет было, может три, а может быть четыре. Вы помните, когда весной и ранним летом ждешь первые ягоды? Первую клубнику, потом смородину. Так ждешь, аж скулы сводит. И у маленьких детей тоже сводит. И вот ягоды появились. А своего сада у нас тогда еще не было. Звонкое летнее утро. Мама выдала мне новые шортики, мою любимую рубашку и пилотку-испанку с кисточкой. Сандалии на босу ногу. Лето. Мы идем на рынок за ягодами. Ира взрослая, она бежит сама по себе. То вперед убежит, то отстанет. Я тоже взрослый, но мама почему-то крепко держит мою руку.  Рука у мамы мягкая, теплая и сильная. Мы пришли на рынок, мама выпустила мою руку, и я побежал по рядам. Волшебный запах зеленого лука, укропа и огурцов. Вот какая-то тетя протягивает мне огурец. Мама бежит ко мне. Знаю, что сейчас она скажет, чтобы я не брал. Но тетя такая добрая, говорит маме:
- Не переживайте, мытые огурчики, чистые.
Я успел откусить, пока мама бежала ко мне. Теперь огурец мой. Иду и жую. Подходим к рядам с ягодами, и я вижу красную, белую и черную смородину. У меня сводит скулы. Я хочу попросить маму купить эту смородину, поднимаю глаза и о ужас, я вижу, что ягоды продает Баба Яга! Самая настоящая, страшная, сморщенная, с клюкой в руках, с огромным нависающим носом, в каком-то черном балахоне. И о боже, она протягивает ко мне свою морщинистую руку с крючковатыми пальцами и говорит страшным хриплым голосом:
- Мальчик, возьми, попробуй смородинку.
Я хочу сказать, что пробовать не буду, что ягоды, наверное, отравленные, но меня душит крик. Этот крик прорывается независимо от меня, и все, что я могу вымолвить, это:
- Мама! Это же Баба Яга! Бежим!
Слезы сами текут по моим щекам. Мне страшно настолько, что я боюсь пошевелиться. Моя рука сама хватает мамину руку, я рыдаю и прячусь к маме в подол платья. Сквозь слезы слышу, как Ира мне говорит:
— Это не Баба Яга, это просто старенькая бабушка.
Мама в панике, она не знает, что делать и на ходу извиняется перед женщиной:
- Вы уж простите, он маленький еще, не знаю, как так могло получиться, вы уж простите нас.
Видимо сила, с которой я тяну маму быстрее домой, настолько велика, что маме ничего не остается делать, кроме как быстрее увести меня с рынка. Только на полпути домой я понял, что мы достаточно далеко, и теперь в безопасности. Мама с Ирой наперебой пытались мне сказать, что нужно вернуться на рынок и извиниться перед этой женщиной, но как только я вспоминал ее, меня снова бросало в слезы. Так мы вернулись домой. Мама дала Ире денег и попросила сбегать с подружкой на рынок за ягодами, а сама осталась со мной дома. Конечно, она мне говорила, что никакая это не Баба Яга, что это просто старенькая бабушка, что она очень несчастна оттого, что так состарилась и так выглядит и что я должен пожалеть ее и сходить извиниться. И еще она говорила, что Бабы Яги на самом деле вовсе и нет, что это все выдумка и сказки. И Кащея нет, и Лешего, и Кикиморы, нет их на самом деле, что все это придумано. Я слушал маму, и мне хотелось ей верить, но глубоко внутри я твердо знал, что не выдумка все это. Что есть и Кикимора, и Леший, и Кащей. И Баба Яга тоже есть. И вот именно она и продавала ягоды, именно она хотела втянуть нас в беду, а я узнал ее и спас маму и Иру.  Пришел папа, и мама рассказала ему о случившемся. Папа подошел ко мне, потрепал по голове и попытался рассмешить меня. Я знал, что папа поймет, и ему можно довериться. И я рассказал ему, как все было, как мы встретили Бабу Ягу, как я спас маму с Ирой, как плохо, что они ничего не понимают. На рынок я ходить отказывался, пока не подрос.
А вот вы, когда были маленькими, верили в Бабу Ягу, Лешего и Кикимору? Вы пытались убедить взрослых быть осторожнее и держаться подальше от нечисти? Как получается, что мы, когда подрастаем, начинаем соглашаться и верить, что всю нечисть сказочную люди выдумали сами? А вдруг нет? А откуда она взялась? А кто выдумал эту нечисть? Почему именно Баба Яга? А может именно дети, не умудренные знаниями и опытом, и видят эту нечисть на самом деле? Повзрослев, и приобретя знания, опыт и логику взрослого, мы уже не можем позволить себе поверить в глупые россказни о Бабе Яге, Лешем и Кикиморе. Остается только память чистого детского знания настоящей правды, добра и зла, хорошего и плохого, материнской и отцовской любви, братской и сестринской любви, и чистой безусловной любви, когда просто любишь. Детская душа особенно остро чувствует, как страшно превратиться из доброго молодца в чудище, которого все боятся, особенно остро чувствует, как несчастен и одинок владелец сказочного дворца в своей роскоши. Когда мы маленькие, наверное, страх нечисти и вера в победу добра над злом это самые главные чувства, которые мы испытываем. Но чуть-чуть повзрослев, мы начинаем понимать и более глубокие человеческие чувства, такие как привязанность, верность, любовь к другим людям, и не только к членам семьи. Начинаем понимать, что такое самопожертвование и в каких жизненных обстоятельствах мы готовы пойти на это. Мы пока еще не можем все это выразить, но уже понимаем и чувствуем. Сказочная нечисть плетет свои козни основываясь на своих низменных чувствах, им неведома любовь. И конечно, это создает массу препятствий для добрых сказочных героев. Но планы нечисти расстраиваются, потому что люди могут жертвовать собой, потому что люди способны любить не за богатство или славу. Люди способны любить просто так, потому что любят, потому что сердце доброе. Аленький Цветочек — это сказка о безусловной любви, о силе любви, способной творить чудеса. Эта сказка формирует нашу душу. Эта сказка формирует понятие безусловной любви и самоотдачи в нежном возрасте, когда наша душа максимально открыта, и не обременена еще образованием и логическим мышлением. В зависимости от того, насколько мы повзрослели,  мы по-разному относимся к нечисти. Мы или до ужаса боимся Бабу Ягу, Лешего и Кикимору, или боимся, но успокаиваем себя, что это выдумка, или посмеиваемся над тем, что нас пытаются напугать нечистью. Но так или иначе, в каком бы возрасте мы не были, мы, забывая о том, что выросли, переживаем, когда Аленушка тщетно пытается найти украденный Аленький Цветочек. Мы, даже зная, чем закончится история, ждем, как пробудится Чудище и обернется добрым молодцем. А главное, ждем, что они поженятся и будут счастливы потому, что любят друг друга просто так. 
Вот такие воспоминания и чувства родились у меня в тот вечер, когда мы пришли на премьеру спектакля Аленький Цветочек, поставленного студией Ледогоровых. Это малая часть из той гаммы чувств, которую я пережил за время представления. Мне посчастливилось посетить несколько репетиций в студии и наблюдать как режиссер-постановщик Галина Ледогорова работала с актерами над образами героев. Мне было жутко интересно, что же получится в результате этой работы, и результат превзошел все мои ожидания. Отточенная слаженная работа актеров, спецэффекты, костюмы, музыка, все было на высоте. Необычный танец всех героев сказки, поставленный Александрой Павлюк, украсил спектакль. Наши лицедеи показали нам все, что мы ждали от этого спектакля, в лучших традициях нашего отечественного театра. И, конечно же, главное, что мы увидели — это наша родная сказка, сказка о безусловной любви.  Наши артисты донесли до зрителя главное- лучшие качества русской души, показали нам один из лучших образцов русской культуры.  Как же убедительны были Леший, Кикимора и Баба Яга. Страшно было по-настоящему. А как Баба Яга переоделась в нянюшку? Бедную Аленушку обманула. Только теперь я уже знаю, что не Баба-Яга это вовсе, а хорошая добрая женщина, которая так же, как и Аленушка, добра хочет людям, любит театр, любит нас, зрителей. И все наши артисты в спектакле Аленький Цветочек такие, а иначе не смогли бы они нас убедить, что настоящая любовь существует. Невозможно это без любви к театру и зрителю, без высокой самоотдачи и бескорыстного служения театру. Вот я и повзрослел. А я хоть и вырос, а сказки люблю. Спасибо за сказку, дорогие лицедеи, костюмеры, звуко и видео техники, мастера спецэффектов, учитель танцев, и Мастер наш, Галина Алексеевна Ледогорова.
Евгений Рукшан, Окленд, Новая Зеландия, 12 января 2020 года.
Написано для газеты Родник №58.


Рецензии