Отклик. Глава 16. Возвращение

Тоня и Аниль встретились на заснеженной горной тропе. Они прошли и сели в одну из беседок древнего монастыря. Тоня уже была взрослой женщиной, намного старше неизменно юной ратминианки. Дома, в Сибири ее ждал Михаил и дети. А сейчас доктор Белоярова сопровождала профессора Танако Масуйо, которой нужны были древние тибетские тексты. Фото были, но у тех фото в тонких слоях не было связи с оригиналами, и Танако предпочла приехать сюда. Сегодня снова общались молча, глубинными слоями. Слишком много нужно было сказать, на разговор не хватило бы и двух часов, а времени не было. В сотрудничестве с Тоней, Танако и Тиглин бессознательно научились работать теми же способами, что открыла Аниль. Высшие миры с радостью включили их в сотрудничество, на этих и немногих других людей возлагались надежды по выходу на новую ступень взаимодействия между земными мирами. Михаил так же участвовал во всех возможных процессах. Их дети должны были продолжить начатое дело. Совсем скоро земная цивилизация будет готова принять существование соседних миров, затем выйти из изоляции, а потом и вступить в Галактический Союз. Всего несколько эпох и Земля шагнет далеко в своем развитии. И те же люди, вкладывающие силы в планетарные процессы сейчас, будут приходить снова, и снова помогать Земле.
- Мы улетаем, - сказала Аниль. - Через несколько часов. Наши задачи на Земле завершены и помощь больше не нужна.
Тоня молчала. Она знала, что когда-нибудь это случиться.
- Мы попытаемся установить дальний контакт с Ратмины, но если тебе будет нужно, приходи туда же, к границе, она всегда с тобой.
- Благодарю, - улыбнулась Тоня, - возьми на память о Земле, - она достала из кармана простой духовой инструмент, - я правда не умею на нем играть, и не могу тебе рассказать, как это делать, но мне кажется его звук, как ничто другое передает фон Земли.
- Благодарю, - сказала Аниль, - я увожу с Земли немного образцов минералов, много копий живых существ, но это единственный подарок.
Аниль взяла в руки инструмент и от него полилась мелодия, инструмент был старинным, принадлежал ранее многим искусным мастерам и хранил в себе множество мелодий, однажды сыгранных на нем.
- Да, ты права, - подтвердила Аниль, - очень схоже с тоном планеты. Еще раз благодарю.
- И я тебя. Прощай, - сказала Тоня.
- Прощай и до встречи.
Она встала и пошла по тропе к вершине, снежный вихрь на мгновение заслонил ее образ, а потом она исчезла. Тоня отправилась в главный зал к Танако, откуда отлучилась на несколько минут.
Аниль оглянулась, перед тем как шагнуть сквозь пространство. Сколько раз она видела, как расцветали и гибли целые страны и народы, как люди сменяли людей. И за время ее пребывания на Земле сменилось много поколений. Никогда она не задерживалась своим вниманием ни на ком из них. Но теперь, установив контакт, узнав нескольких землян, ей было нужно снова шагнуть в привычное ранее понимание времени, где короткие человеческие жизни складывались как песчинки в основание непрерывного, вечного потока времени.
Юус и Краянг простились с Михаилом, поскольку несколько последних лет контакт с ним поддерживали они.
Белый Лотос дрогнул лепестками и поплыл в обратный путь. Он оставлял позади совсем другую планету. Талари с благодарностью послала вслед прощальный импульс. Аниль смотрела на удаляющуюся Талари.
- Не только мы оставляем след у них в душе, - сказал Юус, стоя рядом в галерее, - но и они находят отклик в нашей.
Корабль медленно удалялся и вскоре совсем исчез из видимого спектра. Только теперь, на отдалении от Талари Аниль почувствовала, какой это был тяжелый труд. Какой груз она несла на себе в течение двухсот восьмидесяти лет по счету Талари, и тридцати планетарных циклов по счету Ратмины. И каждый участник нес такой же груз. Теперь, по мере приближения к сектору Герты, с каждым световым годом становилось легче и легче. Все участники экспедиции отдыхали и прогуливались по галереям корабля, иногда делясь воспоминаниями. Космолет опустился там же, над площадкой научного городка. Назад летели системой транспортных каналов, и плотные тела ратминиан успели пройти адаптацию к условиям родной планеты. Встречать Аниль собралась вся семья. Здесь были мама, папа, Дагомер, Литоген, Интрей, а вот Милария Аниль узнала только по излучению, так он вырос и изменился. В его ауре теперь были ясно различимы импульсы института контактов.


Рецензии