Глава 2. Закон борьбы за существование

ЗАКОН БОРЬБЫ ЗА СУЩЕСТВОВАНИЕ, УЛУЧШЕНИЕ УСЛОВИЙ ЖИЗНИ И ЛИДЕРСТВО

Есть определённые закономерности функционирования не только человеческих, но и природных сообществ: неистребимое генетически обусловленное стремление к самосохранению, размножению, сохранению и даже расширению ареала своего
существования. Под влиянием этого стремления все живые существа определенным образом организуются: пчёлы – в рой, семью, улей, муравьи – в муравейник, птицы – в стаю, рыбы – в косяки, волки в стаю, дикие лошади – в табун, овцы – в стадо и т. д. В таких организационных формах происходит распределение функций и иерархическое построение сообщества с целью его выживания. Например, в стайке домашних кур своя иерархия. Лидер – петух. Он ищет корм для стайки и подзывает кур к себе, если найдёт что-либо съестное. Некоторые подбегают первыми, другие – позднее, а какие-то– последними. И к водопою они подходят в определенной очередности. Такие же закономерности при расположении на ночлег. Одни занимают наиболее выгодные (безопасные) места, то есть повыше, другие
– рядом, а третьи – внизу. И в стайке всегда найдётся птица, все время оказывающаяся в худшем положении, последней. И все её обижают и унижают. Но если в стайке появится второй петух, они будут биться смертным боем, пока кто-то из них не останется один.

Особая организация наблюдается при перемещениях птиц или животных. Какая-то особь становится вожаком, выбирает путь, места кормежки и отдыха, способы защиты от нападения или действия по уклонению от нападения и сохранению сообщества. Есть особи, которые сразу подчиняются вожаку, а есть и другие, которые делают это неохотно.
В среде высших животных, например обезьян, организованность, распределение функций и формирование иерархии проявляются ещё более чётко и жестко. Но ещё более очевидно
это в сообществах людей, ещё сохраняющих первобытный уклад жизни. Это хорошо описано у исследователей первобытных народов, этнографов и путешественников. Род или общину
возглавляет наиболее сильный и умудрённый жизненным опытом человек. У него есть помощники. Например, опытный охотник организует охоту, другие помогают ему в загоне животных, третьи ведут нападение и преследование животного, четвертые разделывают тушу и несут добычу к месту стоянки.
При этом учитывается возраст охотника, имеющиеся навыки и опыт. А жена организатора охоты нередко распределяет добычу.

На период выполнения разных сельскохозяйственных работ в некоторых племенах руководителя избирают из числа опытных женщин. Дети помогают взрослым в меру своих способностей. То есть действует разделение труда по возрасту, полу и имеющимся способностям. Указанное распределение функций и формирование иерархической структуры имеет смысл в поиске оптимального варианта для выживания и развития сообщества.
У людей в отличие от животных деятельность и жизнь сообщества формируются частично сознательно, частично интуитивно. При этом во главу угла ставятся не только сохранение,
выживание и размножение сообщества (добывание пищи, обеспечение безопасности, установление различных форм брака и др.), но и развитие сообщества, расширение среды обитания, увеличение количества и качества добываемых ресурсов, расширение и усиление влияния на окружающую среду и её обитателей, занятие лидирующих, господствующих позиций, повышение качества жизни, повышение комфортности существования и т. д.
Необходимо отметить, что в борьбе за выживание каждый заботится в первую очередь о себе и своих близких. К этому добавляется дух соперничества, присущий человеку во всех его
делах: в труде, войне, отдыхе, обогащении и т. д. Дух соревнования вытекает из присущего человеку стремления к утверждению себя как личности, улучшению своего благосостояния и
комфорта, лидированию и в итоге – господству. А перечисленные стремления обусловлены борьбой за существование, инстинктом размножения, борьбой за лидерство. Эти стремления
увеличивают шансы человека на выживание и распространение его по Ойкумене, лидирование в природе и господство в ней.

Важную роль играют социальные моменты: мораль, идеалы, шкала предпочтений. Так, в древней Спарте ценили прежде всего военные способности юноши и мужчины. В Древнем Риме накануне его распада превозносились роскошь и излишества, а в раннем христианстве – бедность и покорность судьбе.
В православии это укоренилось в значительной степени до сих пор. В постсоветском пространстве, в современной России, главной идеей стал призыв «обогащайтесь любой ценой». Люди стали к этому активно стремиться, используя различные методы, способы. Старый опыт, этика, культура поведения в рыночной экономике (что имело место до революции 1917 г.) давно забыты. Новые соответствующие навыки люди ещё не успели
приобрести. Отсюда – нечестный бизнес, бандитизм, рейдерство и коррупция.
Изначально в России после Октябрьской революции все граждане уравнялись в доходах и их имущественные различия были незначительными. Например, зарплата руководителя, чиновника равнялась месячной зарплате рабочего средней квалификации. Но со временем имущественное и социальное расслоение стали увеличиваться. Руководящие работники получали надбавки к зарплате, льготы и привилегии. Появились престижные  и непрестижные профессии, престижные ВУЗы и непрестижные ПТУ и т. д.

Дифференцировалась и оплата труда. Если, в первые годы советской власти было установлено относительное имущественное равенство, затем в ходе развития общества появилось расслоение на бедных, богатых и людей со средними доходами.
В последние десятилетия существования СССР зарплата стала различаться более существенно. Так, зарплата уборщицы составляла 30 рублей в месяц, рабочего 3-го разряда (слесарь, электрик) – 70 рублей, директора небольшого предприятия – 220–250 рублей; секретарь райкома партии получал 350 рублей, профессор вуза – 500 рублей, шахтёр – 300–500 рублей, министр – 600 рублей; пенсия колхозника составляла 12–25 рублей. Несмотря на это официально декларировалось, что все юридически равны, у всех одинаковые возможности, прославлялась трудовая доблесть (подчеркивалось, что всякий труд почётен), культивировалась скромность в потреблении и т. д. В современной России дифференциация в доходах стала колоссальной – в десятки и сотни раз. Например, у преподавателя
вуза зарплата от 20 до 30 тыс. рублей в месяц, а у ректора от 600 тыс. до 2 млн рублей, у руководителей госкорпораций – миллионы и десятки миллионов рублей в месяц, при том что средняя зарплата по стране 30–35 тыс. в месяц, но у многих и многих миллионов людей она равна 15–20 тыс. рублей. Прожиточный минимум составляет 8–10 тыс. рублей. Такой доход получают неквалифицированные рабочие, уборщицы и др., а это уже уровень бедности людей, имеющих работу. В то же время зарплата (доход) депутата Госдумы, министра – 800–900 тыс. рублей в месяц. Одна из причин такого различия в том, что собственники и руководители предприятий, организаций и учреждений устанавливают зарплату себе и сотрудникам сами. Так проявляется закон борьбы за существование и улучшение условий жизни.

Для оптимально устроенного социума не подходит и другая крайность. На Западе и в современной России образцовой моделью социума объявляется «общество потребления», то есть максимизация потребления как цель и смысл всей жизни. Согласно теории» золотого миллиарда» для комфортного проживания на земле природных ресурсов хватит только на 1 млрд человек. Ведь не только «золотой миллиард» хочет жить в довольствии, роскоши и излишествах, к этому будут стремиться и все остальные 6 млрд населения земли. В результате такого подхода нашу планету скоро постигнет жесточайший кризис.
Где брать для обеспечения такого общества природные ресурсы и куда девать отходы? Поэтому в идеале целью современного общества должно быть увеличение продолжительности жизни (этот показатель универсальный, учитывает все стороны жизни
человека) и максимально возможное сохранение окружающей среды вообще, но в то же время и регулирование рождаемости.

Среди живых сообществ более сильные и видные особи занимают места, лучшие для выживания, расширения, лидерства и господства. В первобытном обществе, как уже ранее указывалось, в период присваивающей экономики (собирательство, охота, рыболовство) постоянно ощущалась нехватка средств существования. Поэтому они могли распределяться только поровну. Если кому-то дать меньше, он погибнет от голода. В итоге все были равны в бедности. По-другому просто быть не могло.
История человека и человечества – это борьба человека и сообществ людей за удовлетворение потребностей, выживание, улучшение условий существования, укрепление и самоутверждение, расширение влияния, превосходство, лидерство, преобладание и господство на данной территории, в мире и вселенной. Эту борьбу обусловливает закон развития цивилизаций и сообществ людей. При этом сообщество – это род, община,племя, союз племен, государство, конфедерация государств, семья, трудовой коллектив, предприятие, организация, корпорация и т. п. Действием этого закона определяется появление бедных и богатых, возникновение эксплуатации человека человеком и классов, а также классовой борьбы, государственных образований, восстаний, революций, постоянных войн и т д.

Такую точку зрения выразил более 100 лет назад австрийский социолог польского происхождения Людвиг Гумплович.
Он, в частности, утверждал, что стремление человека и человеческих сообществ к расширению влияния, увеличению могущества и благосостояния вызывает имущественное расслоение, войны и формирование государственных образований. Гегель ставил во главу угла как стимула деятельности, активности человека «жажду признания». Представляется, что на первое место следует поставить стремление к выживанию (получение средств существования и обеспечение условий жизни, её безопасность), а затем уже «жажда признания», расширение влияния, могущества и благосостояния.
 Именно закон борьбы за существование, улучшение условий жизни и лидерство является главной причиной и фактором развития и прогресса общества вообще и, в частности, появления имущественного расслоения в сообществах, частной собственности, семьи, классов, эксплуатации и государства. Можно только догадываться, почему классики марксизма не говорили об этой главной причине образования классов и государства. Они объявляли главной причиной всех бед частную собственность, чтобы обосновать необходимость пролетарской революции и взятие власти в свои руки или в руки своих единомышленников. При этом за основу
своего мировоззрения они взяли идеи древнегреческого философа Платона, жившего около 500 лет до нашей эры. Но пошли дальше его и допустили ошибку. Ибо Платон предлагал отобрать частную собственность и у лиц, управляющих обществом и государством, и у воинского сословия. Крестьянам и ремесленникам, он полагал, надо оставить частную собственность, чтобы те кормили и одевали общество. Платон понимал, что без частной собственности нормальное производство невозможно.
Действие данного Закона особенно наглядно проявляется при рассмотрении и анализе истории локальных цивилизаций.

Цивилизацию можно рассматривать как ступень в развитии человеческих сообществ (в известной триаде Моргана: дикость, варварство и цивилизация). Дикость охватывает длительный период первобытного состояния человеческих сообществ, варварство – период формирования племен и их союзов, возглавляемых вождями, период военных походов и военной демократии, образования протогосударств. Признаками цивилизации
можно назвать определенный уровень разделения труда и появление ремёсел и торговли, городов, письменности, государства и права. Рассмотрим кратко историю некоторых из них.

Одна из древнейших цивилизаций сформировалась в Месопотамии, на территории современных государств Ирак и Сирия.
Первые городские поселения здесь возникли около 10–12 тыс. лет тому назад, а крупные города 7–8 тыс. лет тому назад (Ур, Урук, Эреду и др.). Основой хозяйства были скотоводство, земледелие в долинах рек Тигр и Евфрат, ремёсла и торговля. Около 5–6 тыс. лет тому назад возникли первые государственные образования: номы во главе с городами. Это было в эпоху бронзового века, сменившего каменный. Одно из первых государств мира называлось Шумер со столицей Ур. Его жители создали первую в обозримой истории систему письменности – клинопись. А их язык (шумерский) не похож ни на один из сохранившихся языков в мире. Но вскоре сюда прибывают народности, говорившие на восточно-семитском аккадском языке.

4,4–4,7 тыс. лет тому назад в эту местность вторглись племена эламитов. Возникла первая Аккадская держава. Царем являлся Саргон. Но вот вторглись племена кутиев и Аккадское царство уничтожается. Однако власть кутиев вскоре свергается и создаётся Шумеро-Аккадское царство, а шумерский язык вытесняется аккадским. Идет непрестанная борьба с кочевниками – амореями и эламитами. Амореи победили и создали несколько своих династий. Разрозненные государства объединяются царем Хаммурапи (1792–1750 гг. до н. э.). Формируется известное Вавилонское царство. Издаются известные законы Хаммурапи.

Наблюдается расцвет экономики и культуры. Формируется народность вавилонян (шумеры + аккадцы + амореи). Но данную цивилизацию разгромили хетты и кассеты. В Верхней Месопотамии формируются ассирийские государства. Возвышение и упадок Ассирии связаны с вторжением арамеев.
Извержение вулкана Санторин в Эгейском море. Природные катаклизмы и упадок важнейших государств. Окончание бронзового века и начало железного. Массовые передвижения племен арамеев, халдеев и «народов моря», арамеизация Месопотамии, вытеснение аккадского языка. Второе возвышение Ассирии, упадок и снова подъем. Ассирия – первая мировая империя. Присоединение Египта. Объединение и расцвет Месопотамии. Ослабление и распад Ассирийского государства.
Война с Вавилоном, Лидией, скифами. Нововавилонский период в Нижней Месопотамии. Арамеи и халдеи проникают в страну и правят в Вавилоне. Распад и гибель Ассирийского государства. Новый независимый Вавилон. Правление Навуходоносора. Завоевание Сирии, Финикии, Иудеи. Расцвет державы.
Монументальное строительство. «Висячие сады Семирамиды». Вавилон – первый мегаполис в мире.

В 539 году до н. э. персидские войска Кира входят в Вавилон. Конец древней Месопотамии как политически самостоятельного региона. Она в составе персидской державы Ахеменидов. Начало формирования современных ассирийцев.
В 331 году до н. э. войска А. Македонского вступают в Вавилон, который начинает входить в состав Македонского государства. После смерти А. Македонского Месопотамия частично входит в состав державы Селевкидов, частично – в Парфянское царство, затем в состав государства армянского царя Тиграна II Великого.

С 116 году до н. э. часть Месопотамии становится Римской провинцией, часть входит в состав персидской державы Сасанидов. Исчезновение древней месопотамской культуры окончательно. С IV века н. э. часть Месопотамии входит в состав арабских государств, затем в состав иранского султаната тюрковсельджуков. С 1258 года включена в монгольскую империю, а с 1555 года – в Османскую империю.
В 1920 году основная часть Месопотамии перешла под мандат Великобритании, а северная часть – под мандат Франции. В 1932 году провозглашена независимость королевства Ирак со столицей в Багдаде. В 1941 году произошла фактическая отмена французского мандата на Сирию, которая стала независимой.

История древнего Египта началась около 3 тыс. лет до н. э., когда Верхняя и Нижняя части Египта объединились в Старое/Древнее царство. Оно – собственник всех орошаемых земель. Создана единая ирригационная система и централизованная система управления. Начинается строительства пирамид.
Примерно через 800 лет происходит распад царства на ряд враждебных небольших государственных образований. Ирригация приходит в упадок. Появляется частное землевладение в недоступных для разлива Нила областях. Растет прослойка  мелких и средних собственников. Возникает междоусобная война. Смутное время.
Правителям из г. Фивы удалось объединить страну. Ее территория расширяется, возникает Среднее царство (2160–1785 гг.).
Около 1700 года до н. э. в Египет вторглись из Азии племена гиксосов. Их династии правили здесь свыше 100 лет, пока не были изгнаны. После их изгнания наступает период Нового царства (1549–1069 гг. до н. э.). Это время создания мирового египетского государства и его расцвета. Территория страны существенно расширена. На юге в неё включены часть Судана и Суэцкий перешеек, владения на Синае и крупные территории на побережье Средиземного моря (нынешний Израиль, части Иордании, Ливии, Сирии).

В течение последующих 600 лет происходит распад Египта ввиду усиления власти местной знати. Они завладели царскими поместьями, образуя региональные группировки аристократии, которые борются между собой. Египетское государство слабеет, утрачивает свои владения и перестаёт быть великой державой.
Из Ливии в Египет массово переселяются племена, которые стали костяком его армии. Их вожди становятся номархами, вступают в родство с местной знатью. В последующие 300 лет приходит период тяжелых войн, иноземных вторжений. В 528 году до н. э. Египет завоёван персидским царем Камбисом и включён в его державу в качестве провинции. Через 200 лет персы вторглись повторно и подвергли Египет страшному разорению.

В 332 году до н. э. в Египет входит армия А. Македонского, который без боев провозглашён фараоном. Египет включён в состав державы А. Македонского. После его смерти Египет достался Птолемею Лагу, династии которого правили до 30 года до н. э. Экономика страны укрепилась, а флот стал крупнейшим в Средиземноморье. С 30 года до н. э. Египет является провинцией Древнего Рима.
В 395 году Римская империя разделилась на Западную и Восточную империю, или Византию со столицей в Константинополе. Христианство стало господствующей религией в обеих империях. В христианском мире первое место отводилось Риму, второе Константинополю, а третье – Александрии Египетской и её Патриарху. При этом Египет играл важную роль в экономике: давал 3/8 всех налогов в Византии и 240 000 тонн пшеницы ежегодно.

В IV–ХI вв. часть Египта входит в состав арабских государств. В ХI–ХII вв. Египет – в составе иранского султаната тюрков-сельджуков. В 1258 году Египет захвачен монголами и включён в их империю. С 1517 по 1914 годы Египет – в составе Османской империи.
1798–1801 годы – вторжение Наполеона, 1801 год – вторжение англичан, 1882 год – англо-египетская война, оккупация Египта англичанами (но формально – он за Турцией), 1914–1922 годы – Египет султанат и протекторат Англии, 1922 год – Англия признала независимость королевства Египта и Судана, но английские войска остаются в зоне Суэцкого канала до 1956 года.

Беглый взгляд на историю Древнего Рима показывает следующие закономерности. Небольшое поселение, ставшее городом Рим, основано небольшой группой людей (латинян) или общиной в 753 году до н. э. Постепенно они подчиняли своему влиянию и власти соседние общины и народности, и сфера их владений и влияния расширялась. Торговать и хозяйствовать учились у соседних этрусков, достигших высокого уровня развития, культуру, религию и религиозные традиции перенимали у древних греков и других народов. Торговля в географически удобном месте и военные успехи позволяли отбиваться от нападений внешних врагов, например галлов, однажды захвативших и разоривших Рим, и расширять подвластные территории. Со временем, разгромив многих конкурентов и противников, римляне создали могучую империю, охватывающую огромные территории от современной Испании и Франции до Румынии и от Северной Африки, Месопотамии до Великобритании и Германии. Основой экономики были хозяйства свободных крестьян и ремесленников, а также крупные хозяйства с использованием рабского труда. Лучшую, самую могущественную в те времена армию мира формировали в основном из свободных граждан Рима. Это длилось в течение многих столетий.
Со временем Римскую империю начинают сотрясать кризисы: экономические, политические, социальные, национальные и др. Некоторые удаётся успешно преодолеть. Но другие продолжают подрывать могущество Римского государства, в частности: падение эффективности рабского труда, презрение к физическому труду, а также ко многим видам службы (торговле, общественно-полезной деятельности и т. д.). Даже военная служба в римской армии перестала быть престижной и привлекательной. В армию стали набирать наемников из римских провинций, то есть германцев, галлов и т. д. Дошло до того, что и императорами становились не римляне, а представители из периферии. Императоров нередко выбирали в армиях, и они шли на поводу тех, кто их избирал. Даже охрана императора состояла из пришлых наемников. Она же во главе с Одоакром и свергла последнего Римского императора в 476 году н. э.

Почётом пользовались богатство, роскошь, праздность, развлечения, разврат и извращения. Римское общество просто деградировало. В результате Рим слабел, а провинции его с народом, там проживавшим и называемым римлянами презрительно варварами, укреплялись и становились сильными и могущественными. Они и разрушили Рим, а затем и всю империю.
После этого племена и союзы племен всех провинций Римской империи пришли в движение. Начались войны всех против всех. Племена варваров (одних германских было более 20) перемещались с места на место. Разграбив все, что было захвачено, двигались в поисках добычи и жизненных ресурсов на другую территорию. Так продолжалось около 300 лет, пока не выявились самые сильные племена. Ими оказались германские племена франков, которые объединили другие племена и создали могущественное государство – Империю франков во главе с Карлом Великим (коронован в 800 г.). Франки же дали название Франции, завоевав живших здесь галлов. В новую империю вошли основные территории современной Западной Европы (Франции, Италии, Германии и др.).

После смерти Карла Империя распалась и снова начались бесконечные войны. Они длились ещё почти 150 лет, пока не выявился сильнейший из германских королей Оттон I, который снова объединил массу королевств в одно государство (конфедерацию), получившую название Священной Римской империи.
Она объединяла основные европейские, практически почти независимые государства в одну империю с выборным императором. Одних только немецких государств-королевств входило со временем свыше 200. И просуществовала империя в течение около 900 лет (до начала наполеоновских походов). Хотя все это время длились бесконечные войны (7-летняя, 30-летняя и даже столетняя и др.) между европейскими державами.
Но сначала последовала серия Крестовых походов европейских армий на Ближний Восток (1096–1272 гг.). Они осуществлялись по призыву римских пап под лозунгом освобождения Гроба Господня в Иерусалиме, захваченного мусульманами. На самом деле их целью было завладение богатыми государствами с их городами и землями на Ближнем Востоке, стремление их разграбить и разбогатеть.

Между Англией и Францией и их союзниками 116 лет (1337–1453 гг.) длилась так называемая Столетняя война. В её основе было стремление монархов завладеть престолом соперника. Кроме того, Англия владела рядом городов и территорий  Франции и хотела их сохранить, а Франция стремилась соответственно удалить англичан из своей страны. В результате долгой войны Англия потеряла почти все свои владения во Франции, но её короли в течение многих столетий (до 1801 г.) именовали себя и королями Франции.
Этот конфликт имел долгую предысторию. В Х–ХI веках Франция очень страдала от систематических набегов норманнов из Скандинавии. Они доходили по рекам даже до Парижа.
Один из вождей норманнов по имени Роллон (860–932 гг.) по договору с французским королем получил во владение территорию на севере Франции, названную потом Нормандией. Согласно этому договору Роллон был обязан защищать Францию от набегов норманнов и стал первым герцогом Нормандии.

Роллон и его воины со временем переняли французскую культуру и язык и служили королю Франции. А в 1066 г. потомок Роллона Вильгельм, прозванный Вильгельмом-завоевателем, завоевал Англию и стал её королем. Из числа его сподвижников и воинов сформировалась новая элита страны. Прежняя элита была постепенно уничтожена, а её земли, замки, дома и другое имущество перешло в собственность новой элиты, которая и стала управлять в стране. Французский язык стал государственным на многие столетия.

Важное значение в истории Европы имела 30-летняя война (1618–1648 гг.). Это первая всеевропейская война, одна из самых жестоких и упорных. В некоторых странах погибло от военных действий и эпидемий до 2/3 всего населения. Она имела религиозную подоплеку в самом начале и превратилась в спор за гегемонию в Европе, территорию и торговые пути, рынки товаров. Войну вели, с одной стороны, дома Габсбургов и католические княжества Германии, а с другой – Швеция, Дания, Франция, немецкие протестанты.
С тех пор попытки объединить Европу и господствовать в ней предпринимались несколько раз. Наиболее крупные из них  осуществили Наполеон и Гитлер. Но и они оказались неудачными. И только во второй половине ХХ века на этом континенте создано самое большое за все время объединение – Европейский Союз, или Евросоюз с центром в Брюсселе.

В последние 300–400 лет в Европе и в мире в основном лидировали Испанская, Французская и Английская колониальные империи. После Первой и особенно Второй мировой войны в безусловные лидеры выходят Соединённые Штаты Америки.
С ними успешно соперничал СССР. После окончания холодной войны и развала Советского Союза безусловным лидером стали США вместе со своими европейскими и иными союзниками. Они могли бомбить и вторгаться в Югославию, Ирак, Ливию и другие страны, устраивать «цветные революции», казнить лидеров государств и распространять действие американских законов на любые страны мира. Мир стал как бы однополярным. Но в последние 15–20 лет успешно развивающиеся Китай, Россия, Евросоюз, Индия и другие страны стали создавать серьезную конкуренцию для США и период однополярного мира уходит в прошлое.

Таким образом, исторический обзор процессов развития человечества на нашей планете показывает безусловное действие закона развития цивилизаций. Так, только в Месопотамии, Египте, Европе и других регионах за период их существования по 8–12 раз менялись государства и правящие в них народы и элиты. Перемены происходили в ходе постоянной военной, экономической, политической и иной борьбы этих народов и государств за существование, расширение своей территории за счёт других, укрепление, признание, лидерство и господство.
Можно привести пример и из нашей истории. Так, в начале ХVII века, когда поляки были изгнаны из Москвы и царем на Земском соборе был избран М. Романов, Московское царство и Речь Посполитая еще много лет воевали между собой. И одним
из пунктов их разногласий был вопрос, кого считать российским царем: М. Романова или польского королевича Владислава, которого российские бояре ранее избрали царем.

Борьбу за признание, за лидерство и преобладание могут ослаблять и в какой-то степени регулировать такие сильнейшие мировые учреждения, как Организация Объединённых Наций, ЮНЕСКО, Евросоюз и др. Но в последние годы США и их союзники, зачастую, игнорируют решения указанных организаций. Борьба за лидерство и гегемонию продолжается.

В какой-то период развития истории считалось, что появление и распространение социалистических государств на нашей планете снизит риски военных конфликтов и крупных войн. Однако эта надежда не оправдалась. Во-первых, и между социалистическими странами, как показала история, возможны войны за лидерство и преобладание. Во-вторых, возникновение стран социализма связывалось с насильственными действиями, революциями и войнами. Но особенно страшной была идея мировой революции. За неё ратовали классики марксизма и лидеры и теоретики в социалистических странах. В-третьих, руководители СССР были убеждены, что наша страна как первое в мире социалистическое государство является образцом, примером для подражания для всех народов и стран. Ее считали несомненным лидером социализма. Если в других странах социализм пытались строить по своим принципам, то со стороны Советского Союза следовали разрыв всяких отношений и вражда (с Югославией, Китаем и др.) или прямое военное вмешательство, ввод войск и военные действия (Венгрия, Чехословакия). Закон развития цивилизаций действовал и в социалистическом лагере.


Рецензии