В Китай! До эпохи коронавируса...

               
                Путь в тысячу ли начинается с одного шага.
                Китайская пословица


              Каким образом житель Северо–Запада России может добраться до Китая, зайди ему в голову такая странная блажь? Путешествие на велосипеде, морские круизы и другие экзотические варианты не рассматриваются. Тогда наиболее вероятно – по воздуху или по железке. Конечно, проехаться по всей нашей необъятной стране в железнодорожном вагоне – занятие весьма увлекательное. Сейчас даже поветрие такое возникло: иноземцы из разных лилипутских стран к нам специально приезжают, чтобы на поезде прокатиться. Говорят, у нас в поездах атмосфера особенная, им доселе неведомая. Дружелюбная очень, соседи по купе вареными яйцами с луком и шпиком угощают, наливают всякого, разговоры интересные ведут, чего и на исповеди не расскажут, в обычной-то жизни.  Опять же, масштабы поражают, просто взрыв мозга! Неделю едешь, соседи обрыдли уже все поголовно, лук со шпиком давно закончились, а за окном всё ещё Россия.

              То есть, с одной стороны, интересно, конечно, по Транссибу-то, а с другой – уж очень длинно и муторно. Да и санитарные аспекты – на весьма невзыскательного путешественника. Получается, в Китай лучше – по воздуху? Конечно!  Правда, приверженцы наземных поездок любят утверждать, что прилететь в другую страну на самолете, всё равно, что выйти в незнакомом городе из метро. С обстановкой в точке прибытия познакомишься, но из этого цельной картины о месте пребывания не составить. Не то, что в процессе поступательного перемещения по стране. И они, пожалуй, по-своему правы.

              И как же быть? Оказывается, существуют и другие варианты.
      В 2014 году судьба подарила нам месячную поездку во Владивосток. То есть не то, что бы уж совсем подарила, а так, продала за небольшие деньги. И вот тут-то уже Китай от нас отвертеться просто не смог. В нашем графике пребывания на Дальнем Востоке у нас была возможность выделить пять дней на путешествие, и мы выбрали Харбин, когда-то слывший русским городом. То самое наземное путешествие, автомобильным и железнодорожным транспортом, с постепенным проникновением в страну и постижением её немыслимых тайн.

              Очень ценная во всех смыслах особенность: нам даже визы не потребовались, оказалось достаточно загранпаспортов и самого факта нахождения во Владивостоке. Необременительное выполнение формальностей в одном из многочисленных турагенств, расположенном чуть в сторону от Светланской улицы – и мы готовы в Поднебесную.

              Итак, 25-е октября, 04.30 по местному времени. За нами заезжает автобус, и мы направляемся через Уссурийск в сторону китайской границы. Здесь, пожалуй, стоит обратить внимание на погоду во Владивостоке - будет с чем сравнить в Китае. Все предыдущие дни стоит непривычная для нас теплая солнечная погода, на термометре плюс 18. У нас дома в это время толстым слоем лежит снег. В ответ на наши удивления местные жители обычно говорят, что всё правильно: широта-то – крымская. Но тут же приглушают наши восторги: а вот долгота – колымская. Они, конечно, немного пережимают, Колыма повосточнее будет. Но упоминание о ней сразу добавляет хмурости в наше солнечное мировосприятие. Вспоминаются Магадан и всякие знаменитости, прославившие те места своим трагическим присутствием.

              Ближайший автомобильный пропускной пункт носит странное для этих краёв название «Полтавка». У нас сразу же возникает жгучий интерес: не по этим ли краям колись* чумаки, в соответствии с новейшей украинской историей, гнали свои возы с солью, пряностями и порохом в отсталый Китай?

              Невзрачный пропускной пункт с невесть откуда взявшимся украинским мотивом в названии преодолеваем без приключений. Вот она – китайская сторона и первое китайское здание – огромный помпезный КПП, более похожий на мавзолей. Невольно ожидаешь появления на балконе какого-нибудь ответственного товарища во френче и кепке-«маоцзедунке» с приветственно поднятой рукой. Однако, мы, видимо, не того калибра гости, и никто на балкон не выходит. Да и балкона-то никакого нет. С обратной стороны «мавзолея» в огромном количестве расположены зигзагами  сверкающие металлические ограждения, то ли хромированные, то ли никелированные. Трудно представить масштаб наплыва людей, чтобы всё это железо оказалось задействовано.

              Наша ближайшая цель – пункт перевалки Дуннин, то ли посёлок, то ли городской уезд, то ли город. По крайней мере, населения в нём более двухсот тысяч человек. По нашим меркам неслабый город получается. Кстати, в статусе уезда он имеет и другое название, приводить которое здесь было бы, пожалуй, не лучшей идеей. Пусть каждый любопытствующий спросит сам у Гугла или Алисы про это и оценит благозвучность услышанного.  И, надо сказать, у китайцев нечто подобное, а то и похлеще, сплошь и рядом. В конкурсе на эту самую благозвучность для русского уха китайский язык, пожалуй, занял бы самое эпатажное место.

              В Дуннине, до которого чуть больше десяти километров, мы должны пересесть с нашего родного автобуса на китайский. А пока поглощаем первые путевые впечатления. Ни клочка невозделанной земли. До горизонта тянутся геометрически выдержанные посадки чего-то мелкого, сантиметров десяти в высоту. Опытные попутчики говорят, что это грибы. От представления масштабов трудов по обработке этих площадей становится дурно. Нашим диванным воздыхателям по поводу китайского чуда неплохо бы посетить эти плантации – немного повоплощать это самое чудо в жизнь своими мозолистыми руками, прочувствовать на себе, почём нынче китайские чудеса.

              По обеим сторонам дороги разбросаны жалкие краснокирпичные хижины в один этаж, почти руины, то ли жилые, то ли хозяйственные – не понять. Всё тусклое, подёрнутое каким-то унылым серым налетом. Депрессуха, и только смотрятся золотым диссонансом на этом фоне изобильные кучи кукурузных початков рядом с каждым строением. Первые увиденные нами китайцы – невзрачные, безликие, бесполые (мужчин и женщин не различить) существа в одинаковых тёмных курточках и штанишках. Хочется потребовать остановки автобуса, выбежать наружу и тут же начать жалеть этих несчастных. В голове крутится вопрос: это ли ты хотел увидеть посредством постепенного проникновения в страну, как замышлял перед поездкой?

              Автомобилей не видно, местный транспорт представляют трёхколёсные «Кинфаны», безропотно везущие на себе необъятные грузы, за которыми водителя совсем не видно, да, впрочем, и самого мотороллера тоже. Иной раз кажется, что по дороге самостоятельно продвигается из пункта А в пункт Б некая автопилотная копна.

              Оказавшись на китайской стороне, мы практически сразу обнаруживаем, что воздух стал видимым – несколько сизоватым и приобрёл дымный запах.  Это явление с разной степенью концентрации будет сопровождать нас в Китае повсюду, вынуждая порой прибегать к марлевым повязкам на лицо. А пока вот он, Дуннин, обычный китайский то ли город, то ли посёлок, с обычными (для них, не для нас!) высотками на фоне сопок, гранитными набережными и добротным асфальтом на дорогах и тротуарах. От недавней предместной безнадеги не осталось и следа. В архитектуре – непривычная нам пока помпезность и пафосность. Можно спорить о вкусах, но безликой, как повсюду у нас, такую архитектуру никак не назовешь. Интересно!

* колись - когда-то (укр).
       
              Ещё про Китай:     http://www.proza.ru/2020/02/09/1094      
             


Рецензии
Здравствуйте, уважаемый Влад. Заинтересовали. Жду продолжение путевых заметок про Китай, любопытно
Софа Крейнина.

София Крейнина   06.02.2020 16:55     Заявить о нарушении
И Вы здравствуйте, София!
Спасибо за проявленный интерес.
Обещаю, ожидание не будет долгим.

С уважением, Влад.

Влад Петухов   06.02.2020 21:35   Заявить о нарушении