Финальный этап изгнания троллейбусов из Москвы

1-го февраля 2020-го года в Москве прекратил свою работу ещё один троллейбусный маршрут - № 24, курсировавший между станциями метро "Красные Ворота" и "Авиамоторная". Теперь по нему ходят дизельные автобусы, снятые с переведённого на обслуживание электробусами автобусного маршрута № 832 в Крылатском и с нескольких других. Отмена 24-го троллейбусного маршрута ознаменовала старт финального этапа полного закрытия движения троллейбусов в российской столице, который, согласно планам мэрии Москвы, должен завершиться уже к сентябрю 2020-го года. Следующими в марте (примерно через месяц) будут переведены на обслуживание автобусами троллейбусные маршруты № 22 и № 30, относящиеся к Восточной сети, после чего Новокосинский автобусно-троллейбусный парк станет обслуживать лишь 3 маршрута троллейбуса: № 64, № 75 и № 77, которые, впрочем, планируется закрыть уже в апреле нынешнего года, после чего Новокосинский парк превратится в чисто автобусный. Таким образом, уже через два месяца Восточная сеть московского троллейбуса полностью прекратит своё существование, а вместо троллейбусов на востоке Москвы везде будут ходить только дизельные автобусы. Одновременно в апреле 2020-го года московские власти активно примутся за ликвидацию Северо-западной троллейбусной сети: по маршрутам троллейбусов № 35, № 65 и № 66 пойдут дизельные автобусы, а обслуживание маршрутов № 20 и № 59 переведут на электробусы. В мае электробусами заменят троллейбусы на маршрутах № 21 и № 61, а автобусными станут троллейбусные маршруты № 54, № 43к и № 70к. Затем в мэрии планируют взять месячный перерыв в ожидании поставки крупной партии автобусов "ЛиАЗ" и "КАМАЗ" и электробусов "ГАЗ", а в июле 2020-го года массовый перевод московских троллейбусных маршрутов на автобусы и электробусы возобновится с новой силой. Уже к концу августа 2020-го года в Москве не должно остаться ни одного действующего троллейбусного маршрута, в городе начнётся повсеместный демонтаж контактной сети троллейбуса (а это сотни километров толстых медных проводов), а все оставшиеся 4 троллейбусных парка перепрофилируют в автобусные или автобусно-электробусные. Старые, выработавшие свой ресурс троллейбусы быстро спишут на утилизацию, а остальные, ещё пригодные к эксплуатации, будет по дешёвке проданы или безвозмездно переданы в другие города России, где пока есть троллейбусные системы. Закупку новых троллейбусов на замену списываемым машинам мэрия Москвы полностью прекратила ещё несколько лет назад, когда Сергей Собянин и его команда приняли окончательное решение полностью ликвидировать московскую троллейбусную сеть, несмотря на все возражения против этого со стороны многих москвичей. Уже сейчас число курсирующих по улицам Москвы троллейбусов сократилось до 800 единиц против более полутора тысяч, работавших в момент назначения господина Собянина мэром Москвы. Менее, чем за 10 лет своего пребывания на посту московского градоначальника этот деятель ухитрился сократить число работающих в городе троллейбусов вдвое и ликвидировать почти две трети действовавших в Москве троллейбусных линий. Это "антирекорд", вполне достойный знаменитой Книги рекордов Гиннесса! Такими ударными темпами городской электротранспорт доселе не уничтожался нигде в мире. Впрочем, в нынешнем году в Москве будут закрыты сразу 35 маршрутов троллейбуса, так что и этот печальный "антирекорд" скорее всего Собяниным и его подручными будет успешно побит. "Смертный приговор" московской троллейбусной сети стремительно "приводится в исполнение", и 2021-й год российская столица встретит уже без одного из своих ярких символов - воспетого Булатом Окуджавой "синего троллейбуса". И это крайне печально...

Команда Собянина успокаивает жителей Москвы, что, дескать, от ликвидации троллейбусов и их замены на автобусы и электробусы "город в итоге только выиграет". Мол, "вид городских улиц перестанут портить висящие повсюду троллейбусные провода", город сэкономит кучу денег, отказавшись от дальнейшего обслуживания и ремонта сильно изношенной и морально устаревшей контактной сети троллейбусов, а избавление от "медленных, неповоротливых и мешающих дорожному движению "рогатых" машин, наконец-то, избавит Москву от автомобильных пробок". Да, автобусы, в отличие от троллейбусов, выбрасывают в атмосферу выхлопные газы, но это, по мнению мэра Москвы, "существенно не повлияет на экологическую ситуацию в городе". Электробусы же "современнее, комфортнее и лучше троллейбусов во всех отношениях" - так вещают Собянин и его подпевалы из числа городских чиновников и обслуживающих интересы мэрии столичных журналистов. Правда, это, мягко говоря, не соответствует действительности.
У массово закупаемых московскими властями электробусов есть как минимум три существенных недостатка:
1. Электробусы, в отличие от троллейбусов, не являются полностью экологически чистым видом транспорта, т.к. все они оборудованы дизельными обогревателями салона Webasto Thermo 350, которые загрязняют воздух выхлопными газами в холодное время года.
2. Зарядка аккумуляторных батарей электробусов производится только на конечных остановках, подзарядка аккумуляторов во время следования по маршруту невозможна, что существенно увеличивает интервалы движения и время ожидания для пассажиров по сравнению с троллейбусами. Если троллейбусы ходили в среднем через каждые 5 - 7 минут, то электробуса приходится обычно ждать по 10 - 15 минут, а иногда и больше. Кроме того, по этой же причине электробусы нецелесообразно использовать на протяжённых маршрутах (длиной свыше 7 километров).
3. Электробус стоит дороже троллейбуса и более "капризен" в техническом обслуживании по сравнению с обычной "рогатой" машиной. Таким образом, говорить о какой-либо "экономии средств городского бюджета" в данном случае явно не приходится.
Первый и второй недостатки можно было бы устранить путём закупки электробусов с динамической подзарядкой аккумуляторов от троллейбусной контактной сети или троллейбусов с увеличенным автономным ходом, но мэрия Москвы закупать такие машины наотрез отказывается, потому что они стоят несколько дороже, чем те электробусы, которые городские власти упорно "продвигают" сейчас. К тому же в таком случае придётся оставить на многих городских улицах троллейбусные провода, а Собянин и его окружение жаждут от них как можно скорее избавиться (видимо, не терпится московскому мэру поскорее срезать и продать сотни километров дорогих медных троллейбусных проводов "барыгам"-скупщикам цветных металлов, а деньги от этой продажи положить на свой личный банковский счёт). Мне трудно понять, почему Собянин питает такую лютую и необъяснимую ненависть к троллейбусам и так настойчиво стремится уничтожить этот вид транспорта. Сначала он полностью ликвидировал троллейбусную систему в Тюмени, где был мэром до своего перевода в Москву, а теперь решительно добивает троллейбусы и в российской столице. Глядя на Москву, многие руководители других городов России тоже "объявили войну" троллейбусам. В июле 2019-го года троллейбусное движение было прекращено в Перми, а ранее от троллейбусов вовсе избавились Астрахань, Архангельск, Курган и некоторые другие крупные города нашей страны. В Твери, Воронеже и ряде иных городов троллейбусные сети полностью не уничтожили, но значительно сократили количество маршрутов троллейбуса. Практически везде экологически чистые троллейбусы были заменены на более дешёвые, но загрязняющие воздух дизельные автобусы. В общем, "дурной пример" Собянина оказался весьма заразительным, к сожалению. Причём некоторые мэры идут ещё дальше и безжалостно убирают из своих городов не только троллейбусы, но и трамваи, тоже заменяя их дизельными автобусами. Собянин пока московскую трамвайную сеть не трогает, сосредоточившись только на уничтожении троллейбусной системы Москвы. Впрочем, трамваи также вполне могут "попасть под раздачу" позже, когда с троллейбусами будет покончено, ведь обслуживать трамвайное хозяйство - это тоже довольно дорогое удовольствие; гораздо проще демонтировать трамвайные линии, распродать сами трамваи, застроить элитной коммерческой недвижимостью территорию трамвайных депо, а по бывшим маршрутам трамваев пустить дизельные автобусы или электробусы. Кстати, есть и ещё один вопрос к господину Собянину: зачем была проведена полная электрификация Московского центрального кольца (МЦК) и на это затрачены немалые дополнительные бюджетные средства, если товарные поезда по этой городской железнодорожной магистрали тянут не современные, экологичные электровозы, а старые, чадящие чёрными вонючими выхлопами тепловозы? Получается, что мэру Москвы совершенно наплевать на экологическую ситуацию в своём городе?

Возможно ли ещё спасти московский троллейбус от полного уничтожения уже в нынешнем году? Теоретически - да, но практически - навряд ли. Остановить не в меру ретивого Собянина и его подручных могут или жёсткий "окрик сверху" или массовые народные протесты против ликвидации троллейбусной сети Москвы, но сейчас нет ни того, ни другого. Путин ныне всерьёз озабочен предстоящим "транзитом власти" и тщательно разрабатывает планы сохранения своего контроля над Россией после выборов 2024-го года - ради этого затеяны и правка Конституции, и перестановки в правительстве и губернаторском корпусе, и попытки форсировать создание полноценного союзного государства с Беларусью с появлением единых органов власти, и целый ряд других шагов. До судьбы каких-то там московских троллейбусов у Владимира Владимировича особого дела нет - у него других проблем хватает с лихвой. Так что "пинок сверху" и строгий приказ немедленно прекратить варварскую ликвидацию троллейбусной системы Москвы Собянину точно не грозят, не говоря уж о досрочной отставке этого господина с поста московского мэра. Что же касается народных протестов, то их тоже почти нет. Митинги в защиту троллейбусов собирают от нескольких сотен до пары-тройки тысяч человек, что для российской столицы с её многомиллионным населением просто "капля в море". Петиции в Интернете против ликвидации троллейбусного движения в Москве тоже не набирают даже 100 тысяч подписей. Абсолютному большинству москвичей, увы, в общем всё равно, останутся в их городе троллейбусы или нет. Кое-кто даже горячо приветствует уничтожение московской троллейбусной сети и заявляет, что "давно пора вышвырнуть из Москвы все троллейбусы, да и трамваи с ними заодно тоже и оставить только автобусы, для которых ни рельсы, ни провода не нужны". Естественно, что при таком "общественном мнении" руки у Собянина и его команды развязаны, и они могут спокойно добивать несчастный московский троллейбус, завершая исполнение своего зловещего плана по его уничтожению. Так что полная ликвидация троллейбусного движения в российской столице - вопрос решённый, к сожалению...


P.S. Помимо старта финального этапа уничтожения московской троллейбусной системы, мэрия преподнесла 1-го февраля москвичам и гостям российской столицы ещё один "щедрый подарок": с этого дня в очередной раз подорожала стоимость проезда в метро, на МЦК и на всех видах наземного общественного транспорта. В среднем одна поездка стала дороже примерно на 2 рубля. Кроме того, в начале текущего года в Москве снова серьёзно расширилась зона платной парковки - городские власти продолжают "тихой сапой" обдирать автолюбителей. Скоро, вполне возможно, будет введена плата за въезд на личном автотранспорте в центр города (например, в пределы Садового Кольца) - федеральное законодательство это сделать позволяет. Продолжается и массовый снос личных гаражей москвичей в различных районах города. Одним словом, "всё для народа делается"...


Рецензии