Финальный этап изгнания троллейбусов из Москвы
Команда Собянина успокаивает жителей Москвы, что, дескать, от ликвидации троллейбусов и их замены на автобусы и электробусы "город в итоге только выиграет". Мол, "вид городских улиц перестанут портить висящие повсюду троллейбусные провода", город сэкономит кучу денег, отказавшись от дальнейшего обслуживания и ремонта сильно изношенной и морально устаревшей контактной сети троллейбусов, а избавление от "медленных, неповоротливых и мешающих дорожному движению "рогатых" машин, наконец-то, избавит Москву от автомобильных пробок". Да, автобусы, в отличие от троллейбусов, выбрасывают в атмосферу выхлопные газы, но это, по мнению мэра Москвы, "существенно не повлияет на экологическую ситуацию в городе". Электробусы же "современнее, комфортнее и лучше троллейбусов во всех отношениях" - так вещают Собянин и его подпевалы из числа городских чиновников и обслуживающих интересы мэрии столичных журналистов. Правда, это, мягко говоря, не соответствует действительности.
У массово закупаемых московскими властями электробусов есть как минимум три существенных недостатка:
1. Электробусы, в отличие от троллейбусов, не являются полностью экологически чистым видом транспорта, т.к. все они оборудованы дизельными обогревателями салона Webasto Thermo 350, которые загрязняют воздух выхлопными газами в холодное время года.
2. Зарядка аккумуляторных батарей электробусов производится только на конечных остановках, подзарядка аккумуляторов во время следования по маршруту невозможна, что существенно увеличивает интервалы движения и время ожидания для пассажиров по сравнению с троллейбусами. Если троллейбусы ходили в среднем через каждые 5 - 7 минут, то электробуса приходится обычно ждать по 10 - 15 минут, а иногда и больше. Кроме того, по этой же причине электробусы нецелесообразно использовать на протяжённых маршрутах (длиной свыше 7 километров).
3. Электробус стоит дороже троллейбуса и более "капризен" в техническом обслуживании по сравнению с обычной "рогатой" машиной. Таким образом, говорить о какой-либо "экономии средств городского бюджета" в данном случае явно не приходится.
Первый и второй недостатки можно было бы устранить путём закупки электробусов с динамической подзарядкой аккумуляторов от троллейбусной контактной сети или троллейбусов с увеличенным автономным ходом, но мэрия Москвы закупать такие машины наотрез отказывается, потому что они стоят несколько дороже, чем те электробусы, которые городские власти упорно "продвигают" сейчас. К тому же в таком случае придётся оставить на многих городских улицах троллейбусные провода, а Собянин и его окружение жаждут от них как можно скорее избавиться (видимо, не терпится московскому мэру поскорее срезать и продать сотни километров дорогих медных троллейбусных проводов "барыгам"-скупщикам цветных металлов, а деньги от этой продажи положить на свой личный банковский счёт). Мне трудно понять, почему Собянин питает такую лютую и необъяснимую ненависть к троллейбусам и так настойчиво стремится уничтожить этот вид транспорта. Сначала он полностью ликвидировал троллейбусную систему в Тюмени, где был мэром до своего перевода в Москву, а теперь решительно добивает троллейбусы и в российской столице. Глядя на Москву, многие руководители других городов России тоже "объявили войну" троллейбусам. В июле 2019-го года троллейбусное движение было прекращено в Перми, а ранее от троллейбусов вовсе избавились Астрахань, Архангельск, Курган и некоторые другие крупные города нашей страны. В Твери, Воронеже и ряде иных городов троллейбусные сети полностью не уничтожили, но значительно сократили количество маршрутов троллейбуса. Практически везде экологически чистые троллейбусы были заменены на более дешёвые, но загрязняющие воздух дизельные автобусы. В общем, "дурной пример" Собянина оказался весьма заразительным, к сожалению. Причём некоторые мэры идут ещё дальше и безжалостно убирают из своих городов не только троллейбусы, но и трамваи, тоже заменяя их дизельными автобусами. Собянин пока московскую трамвайную сеть не трогает, сосредоточившись только на уничтожении троллейбусной системы Москвы. Впрочем, трамваи также вполне могут "попасть под раздачу" позже, когда с троллейбусами будет покончено, ведь обслуживать трамвайное хозяйство - это тоже довольно дорогое удовольствие; гораздо проще демонтировать трамвайные линии, распродать сами трамваи, застроить элитной коммерческой недвижимостью территорию трамвайных депо, а по бывшим маршрутам трамваев пустить дизельные автобусы или электробусы. Кстати, есть и ещё один вопрос к господину Собянину: зачем была проведена полная электрификация Московского центрального кольца (МЦК) и на это затрачены немалые дополнительные бюджетные средства, если товарные поезда по этой городской железнодорожной магистрали тянут не современные, экологичные электровозы, а старые, чадящие чёрными вонючими выхлопами тепловозы? Получается, что мэру Москвы совершенно наплевать на экологическую ситуацию в своём городе?
Возможно ли ещё спасти московский троллейбус от полного уничтожения уже в нынешнем году? Теоретически - да, но практически - навряд ли. Остановить не в меру ретивого Собянина и его подручных могут или жёсткий "окрик сверху" или массовые народные протесты против ликвидации троллейбусной сети Москвы, но сейчас нет ни того, ни другого. Путин ныне всерьёз озабочен предстоящим "транзитом власти" и тщательно разрабатывает планы сохранения своего контроля над Россией после выборов 2024-го года - ради этого затеяны и правка Конституции, и перестановки в правительстве и губернаторском корпусе, и попытки форсировать создание полноценного союзного государства с Беларусью с появлением единых органов власти, и целый ряд других шагов. До судьбы каких-то там московских троллейбусов у Владимира Владимировича особого дела нет - у него других проблем хватает с лихвой. Так что "пинок сверху" и строгий приказ немедленно прекратить варварскую ликвидацию троллейбусной системы Москвы Собянину точно не грозят, не говоря уж о досрочной отставке этого господина с поста московского мэра. Что же касается народных протестов, то их тоже почти нет. Митинги в защиту троллейбусов собирают от нескольких сотен до пары-тройки тысяч человек, что для российской столицы с её многомиллионным населением просто "капля в море". Петиции в Интернете против ликвидации троллейбусного движения в Москве тоже не набирают даже 100 тысяч подписей. Абсолютному большинству москвичей, увы, в общем всё равно, останутся в их городе троллейбусы или нет. Кое-кто даже горячо приветствует уничтожение московской троллейбусной сети и заявляет, что "давно пора вышвырнуть из Москвы все троллейбусы, да и трамваи с ними заодно тоже и оставить только автобусы, для которых ни рельсы, ни провода не нужны". Естественно, что при таком "общественном мнении" руки у Собянина и его команды развязаны, и они могут спокойно добивать несчастный московский троллейбус, завершая исполнение своего зловещего плана по его уничтожению. Так что полная ликвидация троллейбусного движения в российской столице - вопрос решённый, к сожалению...
P.S. Помимо старта финального этапа уничтожения московской троллейбусной системы, мэрия преподнесла 1-го февраля москвичам и гостям российской столицы ещё один "щедрый подарок": с этого дня в очередной раз подорожала стоимость проезда в метро, на МЦК и на всех видах наземного общественного транспорта. В среднем одна поездка стала дороже примерно на 2 рубля. Кроме того, в начале текущего года в Москве снова серьёзно расширилась зона платной парковки - городские власти продолжают "тихой сапой" обдирать автолюбителей. Скоро, вполне возможно, будет введена плата за въезд на личном автотранспорте в центр города (например, в пределы Садового Кольца) - федеральное законодательство это сделать позволяет. Продолжается и массовый снос личных гаражей москвичей в различных районах города. Одним словом, "всё для народа делается"...
Свидетельство о публикации №220020500853