Гулять по воде

Утрешний туман мало-помалу рассеивается над высоким ельником. Первые, самые нежные лучи солнца ласково гладят пояс из луговых трав, зажигают белой свечой тонкие берёзки, а смоляным огнём - молодые сосны. Похоже, начинается Божий день.

На суровой Реке Теснин не кажинный день тишь да гладь! Хорошо в такой день проснуться в палатке на её берегу. Выйдешь, посмотришь на молчаливые Камни и на плавно текущую Воду, которая отделяет тебя от дремучего Леса.

Лес и Вода - это одно целое. Перед тобой река Чусовая и её божественная Лес-Вода.
Камни с берега рвутся в реку, вздыбливаются, как молодой конь. Царь-лес удерживает их - спокойно, не время ещё...

Ели и пихты с соснами смотрят на тебя строго. Лесное войско выстроилось в ряд, ветер качает шеломы островерхие.

Зеркало реки замерло, отражая прошедшие тысячелетия. Оно гладкое, а дно Реки Времени, наоборот, шершавое. Там водятся каменные ерши и коварные подводные таши. И вода между изумрудными берегами бежит студёная. Не каждый в неё войти насмелится.

Коли из наших будешь, из людей Леса и людей Воды, входи смело!
Потому что Лес-Вода - праматерь чусовских племён. Вот она вышла с перебора на плёс и раскинула тебе навстречь руки...
Так иди же в её материнские объятья, не бойся!

Приглядись - величественные скалы слегка накренились. Их высокие и одновременно тонкие горные пласты напоминают книги на полочке, непрочитанные книги Чусовой.

Сегодня мы прочтём парочку новых - прогуляемся по воде до Маланьиной поляны да заберёмся на эти каменные ножи, которые носят имя Волеговы Гребни.

Только сперва полюбуемся на это чудо природы. Лес обнял крепко родные скалы и отражается вместе с ними в водах священной Чуоси.

Прислушайся - нас окружает волшебная Тишина...
Иногда только громыхнёт плавниками по воде старая-престарая щука. Она охотится у подножия камня. Тоскливо прокричит цапля, и снова всё стихнет.

Как же мы пойдём по воде? Очень просто. От бывшей деревни к селу Сулём ведёт прибрежная дорога. Сначала она идёт вдоль правого берега, а затем... уходит под воду! Мост через речку Волеговку давно разрушился, поэтому люди идут по дну.

Волеговка намыла посередине плёса хорошую лещадь, и в межень вода ниже колен будет. Нужна только обувь подходящая. В качестве водоступов мы надеваем на ноги сандалии с плотной подошвой, поскольку камушки на дне попадаются острые. В сандалии сколь водички налилось - столько и вылилось, они непромокаемые!

Ну, вперёд! А кто будет колготиться - того оводы да крапива подстегнут. Оставив мошкару кружиться на бережку, мы уходим к средине плёса. Течение хоть и медленное, а всё же чувствуется его сдвигающая сила. Ноги приятно холодит. Ещё б это было неприятно, человек устроен так, что ко всему привыкает.

Когда я учился в школе, участвовал в походе на Северный Урал, в пещеру Дивью. Дома готовился – наливал ванну холодной воды и ложился в неё на полчаса. Сейчас ума не приложу – как это получалось? В октябре 2015-ого переходил вброд ледяную речку Илимку, так кричал от восторга благим матом на весь лес.

В сентябре прошлого года мы с сыном искали старый брод на Чусовой у Синей горы – ноги ломило изрядно, но потом они попривыкли. А в июле-августе гулять по Реке Теснин – милое дело!

Идёшь по воде, а река играет с тобой. То в одну сандалию богато камушков насыпет, то в другую. В прибрежной полосе жёлтыми огоньками маячат кубышки, где-то цветочным ковром распластался рдест. Интересно рассматривать диковинные водные растения, над которыми вьются стайки маленьких синих стрекозок – "красоток-девушек".

Вокруг толкутся разные рыбёшки, мелочь всякая. Чусовая славилась рыбой, но постепенно обеднела из-за гниющих брёвен от молевого сплава и сброса хрома в Первоуральске. Так, в притоках попадается измельчавший харьюс и таймень. Константин Корзунов сообщает, что "таймень в Висимо-Утке до водопада доходит". В донных ямах кое-где водится налим.

Пытались недавно восстановить поголовье стерляди. Быстро её сетями в Усть-Утке вышибли. В пруду на речке Волеговке нам повезло увидеть несколько красивых особей – они зашли вверх по притоку. Близ деревни Нижняя Ослянка был хутор Стерляжий и Стерляжий Омут. Только названия остались от былого богатства.

Константин Корзунов пишет: "В Чусовой рыба что-ль есть? В 70-х годах от Волегово до Ёквы сетки с ячеей не менее 200 мм ставили. Если меньше - местные и поколотят, и лодку перевернут. А в начале 80-х годов, как воду траванули со стороны Первоуральска, так помню четыре дня река была белая от дохлой рыбы. Часто потом такое было при Горбачёве. С тех пор уже и рыбы толком нет. Самые мои рекорды - это голавль под 3 кг у Омутного, налим на 13 кг на перекате ночью на тухлятину у д. Кашки и щука на 6 кг у Илима".

Коли тихо идти, что по лесу, что по воде – много чего увидеть можно. Вот в траве могучие жабы раздвигают мясистые стебли бугристыми лапами. По берегам Волеговки носится знакомая выдра, хочет стерлядкой полакомиться.

Речка в межень подсохла, и рыба не может сбежать в Чусовую по каменистому устью. Высоко-высоко в небе кричат сапсаны, закладывая искромётные виражи над устьем речушки – присматривают за выдрой, чем дело кончится.

Мы тихонько идём по дну. Голубое небо сливается с плёсом. Зелёные берега словно смыкаются вдалеке у горушки с шапочкой леса. Река увлекает тебя, и хочется попасть вглубь этой сказочной картины.

Небеса разливаются нежной бирюзой. Зеркало Чуоси в малахитовой оправе едва дрожит. Высоченные Гребни, украшенные мачтами пихт, торжественно замерли. Вода бежит по разноцветным камушкам, и не верится, что ты стоишь посреди великой Чусовой.

Она обтекает огромный камень, за которым прячется заветная Маланьина поляна. На правом берегу реки, на самом виду селились одни жители деревни Волеговой. Красота здесь, и вольготный простор. Да не простая деревушка была.

Пришлые старообрядцы тоже находили в этих местах пристанище. Они-то выбирали место укромное. Никому и в голову не придёт, что за этими страшными скалами и неприступным лесом укрывается поляна, на которой была левобережная деревня.

Когда стоишь перед камнем-бойцом, явственно ощущаешь, что Чусовая - это Река Времени. Сверху ты видишь настоящее, зубчатые скалы под лазурным небом. Внизу отражается прошлое, которое ушло безвозвратно.

Кажется, тогда камни были ещё больше, а река, будучи без заплотов и водохранилищ, ещё глубже. И тогда под громадными бойцами в омутах обитал волшебный Таймень, которого звали Ален.

Река разделяет Ночь и День. К вечеру в небе всходит Луна, а к заутрене круглолицая Княжна погружается в воду. И тем временем выплывает из-за хребтов ясноликое Солнце и катится по небосводу. Полыхнув вечерней зорькой, оно постепенно тонет в водах Вечности, чтобы назавтра возродиться вновь.

Мы брели по тёмной воде и оглядывались. Каменный локомотив подъехал к речному перрону. За ним клубился лесной дым, превращаясь в сосны и раскидистые ели.
Стройные барышни-берёзки обмахивались зелёным веером листвы и гляделись в зеркальце - Ах, как мы хороши!

Ниже устья Волеговки река Чусовая сужается и входит в перебор.На глаз виден её уклон, по которому вода несётся по донным камням, бурлит и пенится. Маланьину поляну от глаз скрывает лесная аллея. Река Теснин круто поворачивает перед небольшим с виду камушком. Это грозный боец Волегов, утопивший в своё время немало барок и коломенок.

Перейдя вброд, мы поднимаемся к Маланьиной поляне. На правом берегу остаётся симпатичная горка с лесочком. На её склонах бело-сиреневыми пятнами пушится иван-чай.
Сюда, к левому берегу Чусовой спускается старая дорога, которая пришла к бывшей деревне от станции Илим.

Старые дороги и огромные поляны с курганами крапивы на месте домов – всё, что остаётся от чусовских деревень. Посмотрите, как хорош горный луг на Маланьиной поляне. Сколько здесь неба и зелёных просторов! Любо!

Сквозь мохнатые еловые лапы по-прежнему видна горушка и река. Когда идёшь по пустынной Чусовой, то не думай, что вокруг - никого.

Ешё вчера горбы Гребней казались нам недоступными. Теперь мы нашли путь на их вершину, чтобы оттуда насладиться красотой Волегова Поля. Жаль, что нет уже той деревни, не идут по Чусовой железные караваны.
Всё, что было - быльём заросло.

Смутное время баламутит воду. Река Времени забирает всё наносное вместе с мутью и упрямо мерцает проблесками небесного сияния. Она возвращает тебе силы и веру в себя.


Рецензии
Михаил, здравствуйте!
Вчера я открыла для себя близкого по настроению Автора.Наверное, есть и другие линии пересечения сокровенного.
Благодарю!

Вера Третьякова   14.02.2020 07:56     Заявить о нарушении
Вера, спасибо!

Михаил Латышев   14.02.2020 09:33   Заявить о нарушении