Арцыбашев

Прозаик, драматург и публицист Михаил Петрович Арцыбашев родился в октябре 1878 г. на хуторе Доброславовка Ахтырского уезда Харьковской губернии в семье уездного начальника полиции. Гимназическое учение будущего писателя не пошло дальше V класса. Некоторое время он учился в харьковской школе живописи. Однако попытка попасть в Академию Художеств не удалась из-за отсутствия аттестата. Серьезным художником Арцыбашев так и не стал, зато рано проявил себя на ниве русской словесности. С 1894 г. он начал сотрудничать в провинциальных газетах, публикуя заметки, репортажи и рассказы, в 1898 г.  переехал в Санкт-Петербург. Его обзоры выставок, карикатуры, юмористические рассказы появляются в «Петербургской газете», «Петербургском листке» и в журнале «Шут».

Первой заметной публикацией Арцыбашева стала короткая повесть «Паша Туманов» (1901) – рассказ о том, как шестиклассник-гимназист, провалившийся на экзамене латинского языка, купил револьвер и застрелил директора гимназии.  В 1902 г. в "Русском Богатстве" появился большой рассказ из народной жизни: "Куприян". Лучшим своим произведением сам Арцыбашев считал повесть «Смерть Ланде» (1904) - дань некогда сильнейшему увлечению  автора учением Толстого о непротивлении злу. Ее главный герой Ланде преисполнен того восторженного желания послужить людям, которое в практической жизни принимает формы почти что юродства. К моменту написания повести Арцыбашев уже разуверился в толстовстве. Нежизненность этого учения видна в бесцельности конечного подвига Ланде - он пешком, без всяких средств, по неведомой дороге, отправляется в Крым утешать умирающего, озлобленного товарища - и погибает. 

Арцыбашев первым из русских писателей откликнулся на события революции 1905 г. Его рассказ "Кровавое пятно" написан под впечатлением многочисленных расправ и расстрелов тех дней. "На белом снегу" дает картину ожесточенной борьбы царской опричнины с революционным движением в Прибалтийском крае. Рассказ "Один день" повествует о  9 января 1905 года. В 1907 г. Арцыбашев выпустил одно из самых совершенных своих произведений - повесть "Человеческая волна", где нашли художественное отражение самые яркие события минувших лет революции: Московское вооруженное восстание, история "Потемкина", волнения моряков в Севастополе. Это очень сильное, эмоциональное и яркое произведение. И если кому-то захочется  составить представление о духе той революционной эпохи не на основании исторических романов, а по  живым впечатлениям современника, ему обязательно следует обратиться к «Человеческой волне». Правда, горечь поражения здесь уже ясно  ощутима, и революционные события становятся для автора лишь отправной точкой в изображении хаотичности и бессмысленности жизни. Место действия «Волны» – большой южный приморский город. Описываемый временной отрезок, как это часто бывает у Арцыбашева, очень короткий – все происшедшее (подготовка выступления, само восстание  и его поражение) не выходит за пределы одних суток. Судьба главных героев – нескольких интеллигентов-революционеров – складывается трагически: кто-то гибнет в бою, кто-то умирает от пуль палачей, кто-то кончает с собой, разочаровавшись в прежних идеалах. 

Послереволюционное творчество Арцыбашева явно утрачивает жизнерадостность и с каждым годом становиться все более пессимистичным. Вряд ли, впрочем, здесь можно говорить о каком-то духовном переломе. Скорее налицо медленная эволюция в определенном направлении. Уже с первых литературных шагов в произведениях Арцыбашева постоянно присутствует тема смерти. Он сам в молодости совершил серьезную попытку самоубийства, чудом остался жив, но никогда не смог изжить до конца полученную тогда глубокую психологическую травму.  Без убийств, самоубийств, расстрелов, смерти от неизлечимой болезни или, в лучшем случае, натуралистических сцен охоты, у Арцыбашева нет почти что ни одного рассказа в обеих полосах его писательской биографии; но вторая характеризуется тем, что над всеми видами насильственного прекращения жизни верх берет самоубийство.

Мотив самоубийства занимает важное место и в самом известном романе Арцыбашева «Санин» (1907), где по ходу действия сводят счеты с жизнью три главных героя. Двое других доходят до самого края опасной черты. Один из действующих персонажей умирает от туберкулеза. Подобная концентрация смертей в произведении с вполне обыденным, мирным сюжетом (действие разворачивается в красивом южном городке, среди прекрасной природы) само по себе могло показаться поразительным. Однако это обстоятельство было заслонено двумя другими, вызвавшими сильнейший ажиотаж среди тогдашней читательской публики – восторги одних, проклятие и возмущение других. Во-первых, это касалось жизненной философии главного героя Санина, и, во-вторых, мотива плотской, чувственной любви, обозначенного Арцыбашевым с невиданной для традиционно пуританской русской литературы смелостью. Суть жизненной философии Санина очень проста: "надо прежде всего удовлетворить свои естественные желания". В отличие от других героев, которые мучительно переживают подлую неустроенность жизни, ломают голову над «проклятыми» вопросами, страдают, спорят, кончают с собой, Санин спокоен, уверен в себе и наслаждается полнотой бытия. Там, где другие видят несовершенство общества, отсутствие «свобод», торжество «деспотизма»,  он замечает лишь  человеческую глупость и мещанские предрассудки. Для Санина совершенно очевидно, что простое человеческое счастье не может быть достигнуто путем преобразования общества. Путь к нему лежит через внутреннее раскрепощение: следует отбросить предрассудки и свободно предаваться тем удовольствиям, которые посылает нам жизнь.

Описывая любовные переживания своих героев, Арцыбашев смело касается тех тем, которые прежде считались «непристойными». Если молодой человек оказывается у него наедине с молодой красивой девушкой, и они ведут между собой в высшей степени приличный разговор, вовсе не значит, что все помыслы мужчины исчерпываются темами этого разговора. Да, его волнует близость красивой женщины, он вожделеет ее! По всему роману разлит тонкий аромат эротики, хотя по-настоящему эротических сцен здесь всего две или три, да и те описаны с такой целомудренной сдержанностью, что по современным меркам их никак нельзя назвать непристойными. Однако суждения современников Арцыбашева были гораздо категоричнее: философию Санина они объявили аморальной, а сам роман – порнографическим. Не успел «Санин» появиться в России, как его перевели на основные европейские языки. Роман повсюду имел сенсационный успех. Он принес Арцыбашеву скандальную известность и вызвал целый ряд судебных процессов. С тех пор за Арцыбашевым прочно закрепилась репутация аморального, порнографического писателя, склонного к безудержному натурализму. Его обвиняли в том, что его романы насыщены убийствами, самоубийствами, расстрелами и вообще всевозможными конвульсиями смерти, что животные инстинкты и половая похоть – главная сила, движущая его героями. А между тем непредвзятые критики находили в его прозе немаловажные достоинства: писали, что он тонкий лирик природы, что он подлинный психолог, что ему присуще, наконец, глубокое чувство трагизма жизни. Но защитники Арцыбашева оказались в явном меньшинстве, их разрозненные голоса потонули в мощном хоре хулителей. Поздние произведения Арцыбашева - повести «Миллионы» (1908), «Рабочий Шевырев» (1909), роман «У последней черты» (1912), драмы «Ревность» (1913) и  «Закон дикаря» (1915)  - только укрепили у пуристов негативное к нему отношение. Хотя это и не мешало коммерческому успеху произведений Арцыбашева (так драма «Ревность» с триумфом шла во многих театрах России  и принесла автору несколько десятков тысяч за один сезон).

Арцыбашев категорически не принял Октябрьскую революцию. Оптировав польское гражданство (его мать была полькой по происхождению), он в августе 1923 г. эмигрировал в Польшу. Здесь Арцыбашев стал одним из руководителей и постоянным автором газеты «За Свободу!», в которой под общим заглавием «Записки писателя»,  печатал обозрения преимущественно общественно-политического, антибольшевистского содержания. Последним  произведением писателя  стала четырёхактная драма «Дьявол» (1925), названная им  «трагическим фарсом». Умер Арцыбашев в марте 1927 г. в Варшаве. В глазах русских эмигрантов в Польше он остался образцом непримиримости к большевистскому режиму; годовщины его смерти долгое время отмечались собраниями и траурными митингами.

Модернизм и постмодернизм  http://proza.ru/2010/11/27/375


Рецензии