Ноу - хау врачей

   Сочетание английских слов, - ноу-хау, дословно переводится, - знать как. Казалось бы, это словосочетание и врачебная деятельность никак не могут быть связанны, но это далеко не так. Это словосочетание просто не пишется и не произносится ни кем из медицинского персонала, на самом же деле всегда имеется в виду.


   Действительно, знать, как удалить прыщик, поставить клизму, наложить пластырь на рану, мы ещё можем знать. Некоторые могут даже поставить себе укол в мягкое место, но это уже предел наших знаний и умений. В остальном мы полностью доверяем свои жизни и здоровье врачам, - людям в белых халатах.


   Мало кто задумывается, а стоит ли им доверять? Что такое профессия врача и легко ли стать врачом? Романтики станут говорить, что это призвание, цель жизни, спасение других жизней  и здоровья благородно. Звучит красиво, но на самом деле дело это очень грязное, как в прямом, так и в переносном смысле.


   Бабушку чуть живую привезли на скорой помощи одни врачи и слали другим в стационар. Молодой врач безуспешно пытается узнать от бабушки, о её самочувствии, на помощь приходит более опытный врач. Он отводит молодого врача в сторонку и объясняет ему, что ему положено «знать как» отказаться от лечения больного.


   Вот и вся наука современных «Гиппократов», я нечаянно стал свидетелем передачи этой науки от старшего поколения младшему. Меня, тоже привезли, на автомобиле скорой помощи, в приёмный покой, стационара больницы. То есть туда, где должны оказывать медицинскую помощь больным преклонного возраста, по крайней мере, так написано на баннере, который весит на торце здания больницы.


   В городе, где теперь живу я когда-то не так давно жил печально знаменитый врач Наумов Леонид Борисович. По национальности он скорей всего еврей, но это не основная причина его печальной знаменитости. Дело в том, что в свой книге, - «Легко ли стать врачом?», автор не только поднимает этот вопрос, но и отвечает на него. При любом обучении, а особенно врачей, человек сталкивается с огромным потоком информации, переварить и усвоить которую он просто не в состоянии.


   Человек в первый раз пришёл к врачу, первым делом врач выслушивает его жалобы, назначает пробы анализов и делает своё заключение по предположительному диагнозу. Потом диагноз уточняется и назначается лечение, можно сказать, что диагностика всему голова. Именно на кафедре диагностики и работал профессор Наумов, ему была поставлена задача, создать компьютерную  программу для определения диагноза, по полученным анализам и жалобам больного.


   Это происходило в конце 70 –х начале 80 –х годов прошлого столетия. Для такого хорошего дела, ему даже, два компьютера выдали, без отрыва от других дел, два года, трудилась маленькая группа сотрудников профессора. С поставленной задачей они справились, руководитель поехал в Москву, где его, конечно, похвалили, но и огорчили заодно. В то самое время компьютеры были большой редкостью, ими нельзя было оснастить больницы и поликлиники, а чтобы каждому врачу по компьютеру, это только лет через 30…40.


   Не знаю, дожил ли профессор, до компьютерного будущего, он был уже в летах, но ему сильно хотелось увидеть плоды своей работы. Именно тогда профессор Наумов, решил обойтись без компьютера, что такое компьютер, это машина, которая работает по программе, в основе которой лежит не самый лучший алгоритм, - перебор вариантов. Человек не сможет с такой скоростью, как машина перебирать варианты, значит, нужен другой алгоритм, только и всего.


    Мне, точно не известно, что именно за основу создания алгоритма взял профессор Наумов, работу нейронов головного мозга, или принцип триггера в электронике, но алгоритм получился. Оказывается, человек, сам может думать алгоритмично, конечно получается всё равно медленнее, чем у компьютера, и алгоритмов может быть много, но ошибиться практически невозможно, разве что при составлении алгоритма, или от, пренебрежительного отношения к шагам алгоритма. Алгоритм это и есть, пошаговое приближение к намеченной цели.


   Вот после этого и началась печальная известность профессора Наумова. Дело в том, что перебор вариантов, это самый древний, метод, он даёт накопление знаний самым медленным, не производительным путём, но он прост и почти не требует работы мозга. Этим древним методом пользуются самое большое количество людей на планете, только по причине, что они не знают других методов, а может и не хотят знать. Одни из них ленивые, другие считают себя и так умными, без всяких методов и алгоритмов.


   Представляете реакцию  врачей, которые считают себя умниками, большими специалистами, которые неправильно поставили диагноз и назначили губительное лечение? Трудно себе представить, но так оно и есть, профессор Наумов проверял это на крупных научных медицинских симпозиумах. Привозил с собой больного и все его анализы, просил поставить диагноз и назначить лечение, в конце устраивал проверку. Академики с членами корреспондентами хотели его побить, но ушлый профессор брал с собой кроме больного, ещё и одного здорового в полном смысле, своего соседа, который своей широкой грудью мог его всегда защитить, от щуплых медиков.


    Мне печально известно, что методы разработанные профессором Наумовым, не применяются в настоящее время, ни компьютерная программа, ни без компьютерные методы алгоритмов, для определения безошибочного диагноза больного. Время как будто пошло вспять, то, что было известно 30 лет назад, стало снова неизвестным. Не надо ругать медиков, это произошло не только с ними, но и с другими специалистами, в областях далёких от медицины.


   В свои, 16 лет, я пошёл работать, на завод. Уже тогда, там внедрялась, система сетевого планирования. Существовала картотека с целым набором карточек, в которых был указан децимальный номер детали, с наименованием. Также указывалось необходимое количество деталей запускаемых в работу, в определённое число месяца. После изготовления деталей мастер не подписывал документы, для предъявления их на контроль, пока в карточке не будет отмечен факт изготовления и полученное количество. После прохождения контроля отмечалась партия годных деталей и дальнейшая потребность в них, или излишек,  их же на складе.


    Такая система позволяла вовремя изготовить нужные детали, и не перегружать склад, продукцией не нужной в данное время на участках сборки. Планирование начиналось от технологии сборки, до подвоза материалов и заготовок. Говорить, что при такой системе всё производство работало как часы, без сбоев и ненужных перестроек, это мало. Необходимо сказать о том, что все работники перестали нервничать  и точно знали, что всё будет в порядке.


    Последним местом моей работой на производстве был авиастроительный завод. Казалось бы, что он должен оказаться примером для других, производств, а система сетевого планирования, как будто специально, для него и придумана. Оказывается время и тут повернулось вспять, то есть чёткое планирование практически отсутствовало. О сетевом планировании выпускники ВУЗов слышали только во время обучения, и напрочь забыли, о нём после его окончания. Большое количество авралов и перестроек стало нормой деятельности огромного производства.


    Складывается впечатление, что в нашей стране буквально всё перешло на систему «ручного» управления, и это всех устраивает. В СМИ частенько говорят и показывают, как президент огромной страны решает вопросы за работников домоуправления, и других мелких администраций. Президент может и хорош, но сама система очень плохая, она включает в себя слабые звенья, которые надо безжалостно удалять. При нашей безработице это должно пройти безболезненно, конечно если заранее готовить грамотные кадры.


    До сих пор в наших ВУЗах готовят специалистов, не существующих отраслей промышленности. Особенно это чувствуется в станкостроении, которое можно назвать, - становым хребтом машиностроения. Для того чтобы производить продукцию любого вида, нужны станки, для того, чтобы производить станки, нужно станкостроение, которое тоже оборудовано станками. В отличие от производимых станков, станки производящие оборудование должны быть больше и точнее на целый порядок.


   Кроме глобального развития станкостроения есть и насущные задачи использования уже имеющегося оборудования. В ВУЗах нашей страны, существует множество специальностей по производству продукции машиностроения, но полностью отсутствуют специальности по эксплуатации и ремонту импортных машин. Дело в том, что порой, есть принципиальная разница, в подходах к эксплуатации, и особенно ремонта применяемых, импортных машин. Даже в разных странах эти подходы разные, в одних станах, придают, главную роль  конструкции, а в других технологии.


  Спорить о том, что лучше, бесполезно, каждый раз надо рассматривать уже имеющийся экземпляр, возможны перестановки, но это уже рационализация. Кстати о рационализации, из своего личного опыта могу сделать заключение, рационализации нет предела, как в конструкциях, так и в технологиях. Определяющим в признании рационализации должна быть, не просто изменение чего-то именно, а реальная выгода, которая получается в результате. Может получиться так, что, - «игра не стоит свеч».


    К изобретателям и рационализаторам, должно быть особое отношение, среди них есть люди с навязчивыми идеями, есть наоборот люди в одиночку пользующиеся своими достижениями. Самое плохое, это когда используемая рационализация портит оборудование, и недопустимо изменяет технологию. Также недопустимо нарушение техники безопасности и  причинение вреда здоровью исполнителям работ.


   Жаль, но в наше время больше всего ценится личная преданность руководству, с самого верха, до самого низа, это унижает достоинство человека, порождает круговую поруку, как в банде. Вместо того чтобы добиваться успехов в труде, люди рассчитывают на благосклонность начальства. Я воспринимаю это как новый вид добровольного закрепощения и всё ради рабочего места и заработанной зарплаты. Подрываются все основные понятия морали и экономики, и когда наступят изменения к лучшему не известно, хочется надеяться, но …


Рецензии