Гарри Поттер, пять причин успеха
или
Пять составляющих триумфа "Гарри Поттера"
Профессор Снейп (он же - Снегг, он же - Злодеус Злей) шёл по коридору. В его голове "ушным червём" крутились слова дурацкой песни:
"Ведь мальчик Гарри - он такой один.
И у него на это пять причин".
1. "Первая причина - это ты". Ребёнок (в независимости от даты, указанной в паспорте) в твоей ранимой душе нуждается в доброй сказке. Чтобы не контрольная по алгебре/ бухгалтерский отчёт к понедельнику, а драконы и единороги.
Автор, сумевший создать мир, в котором хочется жить, обречён на успех.
2. "А вторая - все твои мечты". Эскапизм не свойственен успешным. Укрыться в доброй книге от невзгод стремятся люди, чей статус в этом мире их не устраивает. Утрируем ситуацию, и получаем подростка-сироту, вынужденного жить с презирающими и унижающими его людьми. А потом сообщаем герою, что он волшебник. Мало того, волшебник знаменитый. Что сделал для изменения своего положения сам Гарри? Верно, НИ-ЧЕ-ГО.
Вот, она - золотая мечта среднестатистического подростка: из лузеров в элиту, не прилагая усилий. Не случайно тинейджеры обожают истории про супергероев: там человек-задрот превращается в очередного супермена просто из-за укуса блджадского паука.
Герой подросткового бестселлера должен вначале вызвать сочувствие читателя, а потом - восхищение и зависть других персонажей. Вариант с многолетними упорными тренировками для лишь незначительного изменения статуса здесь не прокатит.
3. "Третья - это все твои слова". Обратите внимание: вместе с каждой новой книгой взрослеет не только Гарри, но и проблемы, с которыми он сталкивается, а также (и это важно!) язык книги.
Бестселлер для подростков должен рассказывать о волнующих этих самых подростков темах понятным им языком.
4. " Четвёртая причина - это ложь". Я сейчас говорю не о фантастических допущениях книги, создающих привлекательный волшебный мир (смотри пункт второй). А о логических несоответствиях, возникающих в описанном мире. Даже в выдуманной вселенной всё может быть цельно и непротиворечиво. Казалось бы, именно к этому и должен стремиться автор. Однако куча нестыковок в книгах Роулинг (вспомните хотя бы про механизм для перемещений во времени, с помощью которого дети выручают гиппогрифа, но никто и не думает спасать Дамблдора или жизни десятков других людей) - это не только недостаток, но и ВНЕЗАПНО достоинство цикла.
С одной стороны, если немного подзабить на логику, то даже многотомное произведение можно без труда насыщать всё новыми и новыми поворотами событий. Поверьте, когда речь идёт именно о коммерческом успехе, это немаловажно.
С другой стороны (и это тоже важно!) сюжетные дыры вызывают среди поклонников дискуссии и, простите за выражения, "срачи", подогревая тем самым интерес к циклу.
5. "Пятая причина - это боль". Подросткам хочется страдать. Безоблачный мир детства уже позади, и взрослеющий человек пытается тестировать новые ощущения.
Главный герой обязательно должен нести лишения и потери. Тогда он даже в статусе "Вечный Победитель 80-го уровня" будет продолжать вызывать сочувствие читателя.
Спасибо за то, что дочитали этот текст до конца.
P.S. Отдельная признательность Игорю Николаеву, если Вы понимаете о чём я.)))
Свидетельство о публикации №220020601402